3.01.2025
192
+1

Можно ли давать советы своему сэнсэю? Удивительная история времен самураев дает ответ

Конфуцианское чувство порядка, пронизывающее будо, затрудняет для ученика возможность поправлять или даже советовать учителю. Мы находимся в додзе, чтобы изучать каратэ. Мы находимся под контролем сэнсэя. Нам очень неловко давать советы, особенно когда нас об этом не просили. Мы рискуем вызвать его неодобрение или гнев. Так можно ли давать советы своему сэнсэю? Black Belt Mag пытается ответить на этот вопрос, вспоминая удивительную историю времен самураев. Перевод материала публикуется на Superkarate.ru.


 
В середине 1580-х годов великий военачальник Хидэеси Тоетоми стремился сделать решительный шаг, который мог бы принести ему контроль над всей Японией. Его господин Ода Нобунага оказался в таком же положении незадолго до этого, когда его предали союзники, заперли в храме, который подожгли, и заставили покончить с собой. Хидэеси быстро отомстил за смерть своего господина и укрепил свое политическое и военное положение, построив впечатляющую крепость на вершине горы, которая позволила ему контролировать жизненно важный регион между Киото и Осакой.
 
В этот момент Хидэеси был готов нанести удар по нескольким врагам и горел желанием это сделать. Он был порывистым, с жестоким нравом. Его первой целью был Ода Нобутака, сын Нобунаги, который замышлял заговор против его собственного отца.
 
Хидэеси собрал всех своих генералов в замке на горе Тэнно на военный совет. Когда Хидэеси строил замок, он включил в него место для чайной хижины. Так же, как и его господин, Хидэеси был почти фанатичным энтузиастом чайной церемонии, коллекционировал чайные принадлежности и разбивал сады для практики этого искусства. Он унаследовал от своего господина мастера чая по имени Сэн-но Рикю.
 
Хидэеси поручил Рикю построить новую чайную хижину и сад на территории замка. Существует множество историй об отношениях между тихим, блестящим знатоком Рикю и вспыльчивым Хидэеси. Хидэеси был выходцем из крестьянской семьи и имел необразованные вкусы.
 
Рикю мягко, но настойчиво подталкивал Хидэеси оценить строгую простоту чайной церемонии. Технически Хидэеси был учеником Рикю. Политически Хидэеси был господином Рикю. Таким образом, противостояние между ними имело много уровней.
 
Хидэеси призывал своих генералов согласиться с ним: немедленно атаковать Нобутаку, чтобы консолидировать власть и устранить важного врага. Многие генералы были согласны; те, кто выступал против, устроили бурные дебаты.
 
Внезапно в зал вошел Хосокава Сансай, высокопоставленный самурай, который также был учеником Рикю.
 
«Извините, но я принес сообщение от Рикю», – сказал Хосокава. – «У него есть предложение по названию новой чайной хижины, и он хочет услышать ваше мнение».
 
Генералы были настроены недоверчиво. Они были вовлечены в спор, который мог решить будущее многих кланов, возможно, и всей Японии. И этот парень прерывал их, чтобы спросить о названии чайной хижины?
 
Хидэеси отверг их претензии и позволил Хосокаве говорить. Хосокава развернул бумагу, на которой Рикю написал свое предложение: Тай-ан.
 
Ан означает «убежище» или «отшельник». Это популярная часть многих названий чайных хижин. Тай – это слово, которое мы используем в додзе; оно означает «ждать». «Убежище для ожидания» – странное название для чайной хижины, но Хидэеси был достаточно умен, чтобы заглянуть глубже.
 
Он понимал, что происходит. Рикю слышал о возможном времени атаки.
 
Он тонко, косвенно давал свой совет. Ждать.
 
Хидэеси ждал. Он понял, думая о совете Рикю, что скоро наступят зимние снега. Как только они выпадут, проходы с севера будут заблокированы. Сибата Кацуиэ, главный союзник Нобутаки, не сможет оказать помощь из своих земель на севере Японии.
 
В ожидании Нобутака в конце концов потерял терпение и первым напал на Хидэеси. Он был легко побежден.
 
Рикю мог бы сказать Хидэеси: «Ожидание будет большим преимуществом, если подумать». Он мог бы быть резким и прямым. Он не был таковым по нескольким причинам. Хидэеси был, как уже отмечалось, господином Рикю. Рикю буквально жил или умер по желанию Хидэеси. (На самом деле, через шесть лет после этого инцидента Хидэеси приказал Рикю покончить с собой). Кроме того, учитывая характер и упрямство Хидэеси, если бы Рикю был прямым, это разозлило бы Хидэеси и заставило бы его упереться.
 
Тонкость была более эффективной. Это замечательная старая история, отчасти потому, что она действительно произошла. Но мы не знаем наверняка, передавал ли Рикю сообщение, которое получил Хидэеси. Было много мыслей о том, почему Рикю выбрал название для хижины. Он был очень глубоким человеком, который видел жизнь глубоко. Возможно, «ожидание», которое он имел в виду, было чем-то совершенно другим.
 
Кроме того, Рикю не был воином. Он был из купеческого сословия. Тем не менее, мы можем предположить из этого инцидента и многих других, что он имел глубокое понимание стратегии. Он понимал, как манипулировать силой, как ориентироваться в сложных ситуациях, как видеть обстоятельства и использовать мудрость, чтобы влиять на них.
 
Многие мастера боевых искусств не понимают стратегию на этом уровне. Они думают о стратегии только в состязаниях. Они думают, что это не более чем придумывание плана для боя или жестокой схватки. Это узкий взгляд на стратегию. Что касается вопроса, поставленного в начале этого материала, на него нет точного ответа. Однако история времен самураев из этой статьи дает пищу для размышлений…

Добавить новость
Международные соревнования Кубок Наций