23.07.2012
14 161
+2

Истории, на которых основан комикс «Каратэ Бака Итидай»

Истории, на которых основан комикс «Каратэ бака итидай» (материал из 1 тома изд-ва Коданся)

Сериал комиксов «Каратэ бака итидай» («Жизнь, отданная каратэ») сыграл огромную роль в популяризации Кёкусинкай. Автор этого комикса Кадзивара Икки очень тонко перемешал реальные события и выдумку. Впервые героями комиксов стали реально существующие персонажи. Помимо самого Масутацу Оямы в комиксе были выведены узнаваемые персонажи Сато Куцуаки, Кендзи Куросаки, Жана Сандулеску, Тадаси Накамуры, Сигеру и Ясухико Ояма, Соэно Ёсидзи и других знаковых бойцов Киокушина.

Надо сказать, что в то время каратисты в глазах общества имели неважную репутацию и слыли хулиганами. Многие фанаты каратэ были рады реабилитации имиджа своего боевого искусства, хотя бы и в комиксах, и с удовольствием читали о славных победах мастеров Кёкусина.

Небольшое отступление перед тем, как мы перейдем к изложению. Читая книгу «Путешествие вокруг света с поединками», мы заметили, что там было написано «все 8 томов», поэтому мы считаем, что это издание выпущено до войны издательством Дайниппонюубэнкаи (старое название изд-ва Коданся — прим. переводчика).

Тренировки в горах Сосая Масутацу Ояма


Дневник Масутацу Ояма

В комиксах «Каратэ бака итидай» осень 1946 года указана, как время начала тренировок Оямы Масутацу в горах, однако в сохранившемся оригинальном дневнике, который Ояма вел, тренируясь в горах, дата самой первой тренировки приходится на апрель 1947 года.

Приведем выдержку из совместного интервью Оямы Масутацу и сенсея Ямагути Гогэна 1956 года (напечатано в ежевечернем выпуске токийской газеты (Токио майю симбун), выпуск за 30.04.1956 г.)

Ояма: «Я впервые отправился в горы в июле 22 года Сёва (1947). После войны, я совершил преступление*, и был в бегах. В то время я познакомился с учителем Со Нэй Чу, который сказал мне «Лучше тебе пойти в горы и успокоиться». Я согласился, и Танака Сэйгэн помог мне уйти на гору Амаги. В то время, в течении примерно полугода я спускался с гор и возвращался. Если выразиться яснее, в горах я скрывался от преследовавших меня американских солдат».
* В других публикациях писали "Ояма Масутацу убил американского солдата искусством каратэ". Есть версия, что после капитуляции Японии группа молодых людей, изучавших боевые искусства, убила одного из американских солдат, издевавшихся над японскими женщинами и детьми. После этого инцидента американские оккупационные войска впервые узнали, что молодые японцы хорошо владеют боевыми искусствами, и были поражены их навыками — прим. переводчика).

«Спустя какое-то время я решил, что раз уж занимаюсь каратэ, то должен стать лучшим каратистом в Японии, и отправился на гору Киёдзуми в префектуре Тиба, где достиг просветления монах Нитирэн (основатель Нитирэн-сю - одной из основных буддийских школ Японии — прим. переводчика). В горах, на высоте примерно 2 км я построил хижину и жил там со своим учеником Ясиро».

Ояма: «Когда я ушел в горы, то побрился налысо. Мне хотелось пойти в город, и ничего другого не оставалось».
«… Я не падал духом и сбрил брови, сначала одну, потом вторую. Таким образом, я совершенно не мог пойти в город. Потому что брови медленно растут... Я тренировался по 5 часов в день. В то время, городские дети рассказывали, что «в горах живет тэнгу» (сказочный леший с длинным носом — прим. переводчика) и приходили посмотреть на меня».


Как вам история? Она так же упоминается в комиксах «Каратэ Бака Итидай». Правда, там не упоминается о том, что Ояма сбрил брови после того, как написал письмо учителю Со Нэй Чу, в котором рассказывал о своих страданиях. В довоенные годы, учитель Ямагути Гогэн, тренируясь стилем годзю-рю в горах, сбривал брови. Возможно, об этом Ояме рассказал учитель Со.

Есть люди, искажающие биографию Оямы Масутацу, говоря, что «Ояма Масутацу не тренировался в горах». На самом деле более верно будет сказать, что Ояма тренировался в горах не длительный срок, а отправлялся в горы много раз. Кроме горы Киёдзуми, местом его тренировок были такие горы, как Минобу, Ситимэн, Амаги, Мицуминэ. О трудностях тренировок тех лет повествует книга «Мой муж, Ояма Масутацу» («Ва га отто, Ояма Масутацу»), написанная его супругой Тияко. Вот что она рассказывает о тренировках в горах.

— Значит, в то время сосай тренировался на горе Киёдзуми?

Тияко: «Да. Я даже один раз пошла навестить его, правда, он меня выгнал».

Госпожа Тияко так же рассказывает о том, как Ояма сосай со сбритыми бровями пришел с гор.
— Вы видели его со сбритыми бровями?

Тияко: «Видела».
(...)
«Мне довелось это увидеть. Сосай решился и сделал это. И мне кажется, таким образом он нашел способ усмирить свою слабость. Поэтому он сбрил обе брови. Сначала я не сразу заметила, так как на нем был хатимаки (платок, обвязываемый жгутом вокруг головы, чтобы во время работы пот со лба не стекал на глаза — прим. переводчика). А когда увидела, это было странно и смешно, но не могла же я смеяться над ним».

Среди других изданий можно выделить книгу «Мастер Ояма», основанную на рассказах очевидцев его тренировок в горах.

Господину Масаки Акире и президенту компании «Медиа 8» Маэде Тацуо, повсюду искавшим места тренировок Оямы на горе Киёдзуми, удалось найти котелок и бутылку, которые, как предполагается, оставил Ояма во время тренировок (однако неизвестно, пользовался ли ими сосай на самом деле или нет).

Вещи с горы Киёдзума, места тренировок Мас Ояма


Масутацу Ояма участвовал в соревнованиях по сумо


Рассмотрим историю об участии сосая Оямы в матче сумо, когда он возвращался с гор. Вот как рассказывает об этом сын учителя Цудзи Кеньити, некогда оказавшего поддержку сосаю, Масахиро:

Цудзи: «Это случилось, когда мы с господином Оямой пошли на осенний фестиваль. Сейчас в этом месте находится младшая школа Нагарагава, но раньше там был ринг, и проводились турниры по сумо. Господин Ояма сказал «А не попробовать ли и мне?», одел маваси (набедренная повязка у борцов сумо — прим. переводчика) и поднялся на ринг, победив соперников одного за другим. Господин Ояма кореец, и непонятно, как он, не зная сумо, валил противников с ног. Он победил даже местных спортсменов, славившихся своей силой. Он был очень силен.

Организатор турнира тоже был поражен, восклицая «Почему человек, не знающий сумо, так силен?!» Господин Ояма стал победителем и в качестве приза получил мешок риса, который принес домой. Это мое единственное воспоминание о том, каким же сильным был господин Ояма».

***
Наконец, возвращение с гор. В комиксах есть сцена, в которой Ояма Масутацу ударяет телеграфный столб, и с него падают воробьи. Вот как об этом рассказывал сам Ояма сосай в передаче, показанной по кансайскому телевидению «Аллилуйя завтрашнему дню»:

«В комиксах воробьи падают, но на самом деле они не падали (взрыв хохота в студии). Но на одно мгновение, лишь на секунду~ они не улетели сразу, а задержались. Они были поражены. А в том месте, где я ударил, остались следы.»


Масутацу Ояма дрался на всеяпонском чемпионате по каратэ


После возвращения с гор, Ояма Масутацу узнал о том, что будет проводиться всеяпонский турнир по каратэ, и принял в нем участие. Считается, что единственной статьей того времени, где упоминалось об этом, является статья 1947 года, напечатанная в газете Киото Симбун (выпуск за 28.09.1947). По приказу главного штаба (General Headquarters (GHQ) – высший управляющий орган союзных держав во время оккупации Японии после 2 Мировой войны — прим. переводчика) боевые искусства были запрещены, поэтому есть люди, считающие, что это ложь. Однако, турнир был организован клубом Энсин и действительно был проведен. Соревновались в каратэ, дзюдо и других боевых искусствах.


Газетная статья рассказывающая о Киотском турнире

Это недостоверная информация, однако я слышал что с каратэ, как боевого искусства с Окинавы, раньше других боевых искусств был снят запрет (речь идет о вышеупомянутом приказе главного штаба — прим. переводчика).

После войны, клуб каратэ в Токийском университете был распущен, однако в 1947 году его возродили. Что касается клуба каратэ при университете Васэда, то учитель Охама Нобумото переговорил с министерством образования и главным штабом, и клуб не был упразднен.

Итак, позвольте представить вам свидетелей вышеупомянутого турнира. Идея пригласить Ояму сосая на участие в турнире принадлежит его учителю Со Нэй Чу. Он так же был судьей на турнире.

«Это было время перед отъездом учителя Ямагути, я был судьей, а Ояма участвовал в поединках. Кроме Оямы, в турнире по каратэ участвовали еще 2-3 команды, но не все из них выходили на поединки».

(...) Те, кто не участвовал в поединках, показывали ката и тамэсивари.

В кумитэ иногда использовали защитные средства — дзюкэндзюцу для защиты торса и головные уборы из кэндо. Так как не было защиты для ног, гэдангэри не применяли.

Противником Оямы был полицейский из Кагосимы. В то время и последующие годы Ояма не был полным, у них с соперником было одинаковое телосложение. Он нападал постепенно, и все закончилось победой Оямы. Парни были так счастливы, что сразу же отправили телеграмму в Татэяму».


Еще одним очевидцем был учитель Ивамура Хиробуми, позже ставшим ответственным за управление додзё в Осаке. Учитель Ивамура, изучавший в то время дзюдо, пошел посмотреть турнир и встретился с Оямой сосаем. Процитируем его слова:

«Хоть это и были послевоенные годы, посмотреть турнир собралось около тысячи человек. Все были удивлены внезапным появлением учителя Оямы. Это можно увидеть и в фильмах, и гэкига (в 1960-х годах так называли японские комиксы (манга), отличавшиеся качеством и реалистичностью рисовки по сравнению с детской мангой, кроме того, гэкига имела более сложный и запутанный сюжет — прим. переводчика) о нем. Это было так же потрясающе, как в фильмах и гэкига. С места поединков было слышно учащенное дыхание. Наверное, вы уже слышали это непосредственно от учителя Оямы, но его внешний вид был устрашающим. Что ни говори, а его сверкающие глаза были потрясающи, а ярость, казалось, пылала вокруг всей его сущности.

В то время я не разбирался в каратэ, но было видно, что другие спортсмены учителю и в подметки не годились. Казалось, никто не подступится к нему с его скоростью и силой... Почти все участники турнира быстро проигрывали. Они совершенно не годились Ояме в противники. На счет 1 готовились, на счет 2 принималась атака противника и на счет 3 производилось нападение на противника. В таком духе проходил каждый поединок.

С физической стороны в то время учитель был крупным, однако такими же были и большинство спортсменов. Поэтому дело было не в физической силе. Даже такому непрофессионалу как мне была четко видна разница в их силе и мастерстве».

Что в этих рассказах достоверно, или достоверно ли все, нам неизвестно. По моему личному мнению, то, что видел учитель Ивамура, возможно было демонстрацией якусоку кумитэ. Оямой были показаны тамэсивари и кумитэ. Есть версия, что во время тамэсивари он разбил 17 черепиц, но нет людей, кто мог бы подтвердить это. Но учитывая, что его ученики, показывая тамэсивари, разбивали по 15-20 черепиц, то я думаю что он это сделал. Ах да... говоря о черепицах, это были не специальные черепицы для тамэсивари, которые используются сейчас.

Ну и напоследок, в 1947 году было написано, что Ояма получил от хонбу трофей, возможно в качестве самой высокой награды.

Добавить новость