15.08.2016
12 408
+26

Айкидо и каратэ или еще одна версия о значении символа Канку

Много воды утекло с момента моей последней публикации на сайте. Каратэ на Занзибаре за это время успели запретить и снова разрешить, наши тренировки, по старой русской традиции, продолжались и во время запрета, а на большой земле – Танганике прошел первый в истории этой страны семинар по айкидо. Некоторыми, на мой взгляд, интересными мыслями, возникшими в результате посещения этого семинара, я и хочу поделиться в этой статье.

Масутацу Ояма

Семинар в Дар-эс-Саламе – экономической столице Танзании был огранизован при содействии Посольстве  Японии в Танзании. То есть, как вы понимаете, семинар был организован на высшем уровне.

Несколько лет в Дар-эс-Саламе жил и работал сэнсэй Катсута – японский бизнесмен и обладатель третьего дана по айкидо айкикай. Он и открыл первый в Танзании клуб айкидо. Проработав в Танзании три года, сэнсэй вернулся в Японию, и еще целых три года его ученики продолжали практиковать самостоятельно, не смотря на то, что еще никто из них не был аттестован на черный пояс.  Пораженный таким упорством своих учеников, сэнсэй Катсута стал одни из организаторов первого семинара по айкидо в Танзании под руководством сэнсэя Канадзава.


Несмотря на то, что все было сделано на высшем уровне, участников семинара было немного, всего человек 12 – все те, кто продолжает тренировки в созданном сэнсеем Катсута клубе.

Что называется со стороны, были только мы с супругой, чем достаточно сильно удивили организаторов. Нас даже спрашивали, специально ли ради семинара мы приехали с Занзибара на большую землю? Возможно,  так просто проявлялась знаменитая японская вежливость.

Семинар проходил три дня, всего было пять двухчасовых тренировок. Мне повезло, все техники я отрабатывал в паре с японцами: сэнсеем Катсутой, молодым ассистентом сихана Канадзавы (к сожалению, не помню его имени и титулов) или с еще одним представителем Японии молодым учителем дзюдо, работающим тренером в полиции Дар-эс-Салама.

Сказать, что мне все очень понравилось – это не сказать ничего. В данной статье мне бы не хотелось останавливаться на технических вопросах и, тем более, начинать бесконечный разговор о том «работает айкидо или не работает?».



Поделюсь только некоторыми любопытными наблюдениями:

  • Профессионал в боевых искусствах, как правило, обладает отличной физической формой, что и продемонстрировал сэнсэй Канадзава уже в ходе разминки. Интересно, что для разминки и заминки использовались одни и те же упражнения – несложная суставная гимнастика и растяжка. Но, качеству исполнения, гибкости, расслабленности и отстроенности, продемонстрированным сэнсеем, уверен, могут позавидовать многие «йоги».

  • Все техники отрабатывались достаточно в быстром темпе, не застревая на многочисленных деталях, по два раза на каждую сторону с быстрой сменой ролей тори-укэ. Вот это точно не мешает взять на вооружение, не секрет, что в спортивных направлениях карате или дзюдо, мы как правило, все отрабатываем только на одну удобную сторону.

  • Запястья серьезных практиков айкидо действительно наполнены большой силой.  Почувствовать это можно просто стараясь удержать захват, сихан Канадзава просто поразил меня своими запястьями, тем более, что у меня была возможность немедленно сравнить силу его запястий с силой запястий мастера дзюдо, с которым я в тот момент стоял в паре. Удивительно, но это совершенно разные ощущения.

Ну а теперь, перейдем непосредственно к теме самой статьи.  Все мы знаем: «Движение – это жизнь!». Применительно к бою этот избитый лозунг обретает особый смысл. Боец должен двигаться.

Техническая часть семинара по айкидо начиналась с повторения базовых передвижений: ирими, кайтен, тенкан. На этих «шагах» основана вся техника айкидо. Вот они...



Таким образом, вас сразу учат менять стойку, поворачиваться, вращаться. Мы знаем, что в карате умение уходить с линии атаки в сторону и по кругу – это уже признак серьезного мастерства. Вперед-назад все более-менее умеют двигаться, а вот более разнообразные движения – это уже проблема...

В айкидо смена стойки и развороты уже зафиксированы на уровне самого базового кихона. В карате же, мы вроде бы учимся сначала ходить вперед-назад...

Или не так? Есть ли в карате какие-то аналоги базовым шагам айкидо? При более внимательно рассмотрении даже классического кихона, получается, что есть.

Вот, например, Хейан Седан в Шотокан (в исполнении чемпиона мира М. Милона) с трактовкой одного из поворотов.



Как видим, даже бункай поворота может быть связан с броском, ну почти, как в айкидо...

Тем более, много всего может прийти на ум при вдумчивом анализе ката группы Ура-Пинан... А ведь известно, что Масутацу Ояма занимался Дайто-рю айки дзю-дзюцу.



В более упрощенном варианте идея смещения в сторону по кругу зафиксирована в эмблеме Ашихара-карате. Известно, что Х. Ашихара использовал идеи Айкидо в созданном им стиле.



Это видео удивительным образом пересекается с мелькнувшим недавно в сети вот таким боксерским упражнением.



Итак, идеи круга, поворота, разворота, вращения, конечно, в каратэ присутствуют. В некоторых стилях она даже зафиксирована на уровне эмблемы. А что же в кекусинкай? Как на счет Канку? Рискну высказать свою спорную догадку... В китайской медицине и некоторых стилях ушу присутствует концепция пяти элементов У-син. Графически, она может быть представлена в следующем виде.

Пять элементов У-син

Интересующихся отсылаю к соответствующей литературе по китайской медицине и боевым искусствам. Известно, что «приемы» во внутренних стилях тоже могут быть «расписаны» по системе Пяти Элементов.

Интересны истоки возникновения системы У-син. На эту тему тоже существует специальная литература. Есть мнение, что первоначально схема выглядела вот так, и появилась она в результате наблюдений за сменой времен года, фаз луны и т.д.



Немного дорисуем эмблему Канку... и получим систему У-син... в практическом применении для карате, означающую систему смещений, углов, кругов и т.д.

канку киокушинкай 

Как известно, Ояма с уважением и интересом относился к китайским боевым искусствам и Тайкикен Саваи Кенъичи здесь только самый известный пример.

В середине 90-х, впервые увидев фильм «50 боев Мацуи», один умный человек обратил мое внимание на то, что Мацуи не дерется, что называется «в лоб», напротив, все делается со смещением под углом... передвижениями и ударами разрушается баланс противника, заполняются его слабые места, получаются вот такие своеобразные «шахматы»... такая вот система У-син.

Авторский проект Вадима Дормидонтова

Добавить новость