9.08.2015
25 308
+39

«Никакого смысла нет» или гедан-барай, который работает

К некоторому удивлению для себя самого я получил неожиданно большое количество откликов и комментариев на свою последнюю статью Вся правда о карате или «Восток – дело тонкое». Интересно, что люди комментировали и обсуждали в основном не на сайте, а в фэйсбуке или писали мне в личку. Комментарии были самые разные, среди них были и достаточно пессимистичные выводы относительно эффективности карате и всей старой методики обучения. Хотя, на мой взгляд, в статье был сделан совсем другой вывод. Карате – работает, но работает именно, как искусство одного удара. Вся старая методика подготовки рассчитана на это. 

Если Вы хотите расширить область применения карате, расширяйте свои методы тренировок, для этого не обязательно менять принципы, заложенные в технике карате, но хорошо бы в этих принципах разбираться.

На этот раз мы постараемся разобраться с блоком гедан-барай.

Блок гедан барай

Не так давно приезд любого японского мастера с семинаром по карате вызывал невероятный ажиотаж. Со временем такие семинары стали привычными, а в какой-то момент некоторые из них перестали быть интересными. Тому есть много причин, не будем их здесь обсуждать.

В моей каратистской тусовке даже стала популярна такая шутка: «Ну что делали на семинаре? Опять изучали гедан-барай?».

Гедан-барай действительно одно из самых простых движений в карате и именно этот блок часто используется в защите. Но, все мы знаем на опыте, что вот такой вариант исполнения блока работает...



А вот такой, как правило нет.



Что же отрабатывается во втором случае? Наверняка какие-то принципы движения и координации рук, ног и т.д. Или в этом вообще нет никакого смысла?

Пока отложим ответ на этот вопрос и посмотрим, как показывает гедан-барай Хидэюки Ашихара.



Делает он это движение просто великолепно, но понятно, что защититься таким образом невозможно. Это как же заранее нужно увидеть удар, успеть замахнуться, а только потом вложить вес и отрубить-отсечь все что летит в вашу сторону. Понятно, что Х. Ашихара отчетливо демонстрирует основную идею – максимально сильно снести в сторону атакующую конечность противника, используя для этого вес тела, вращение и хара. Животом мастер управляет просто отлично!

Но, конечно, вот эти большие размашистые блоки вызывают массу вопросов. Думаю, что большинство каратистов знают эти вопросы и привычные ответы на них. Думаю, не лишним будет напомнить, что такие амплитудные блоки появились в карате благодаря изменениям внесенным в технику Сетокан сыном Гитина Фунакоши Гиго Фунакоши. Для себя я классифицирую технику блоков карате на условно малую, среднюю и большую. В старом окинавском карате использовалась в основном малая и средняя техника. Смотрите вот этот очень интересный пример из одной из школ Серин-рю (малая техника).



Понято, что защититься таким легким и быстрым блоком от действительно тяжелого удара практически невозможно, или блок должен быть очень своевременным и выполненным со смещением с линии атаки. Но зато какую скорость и координацию демонстрирует каратист в этом видео. Этого не возможно добиться, двигаясь с напряженными плечами и несобранным животом. Итак, расслабление, хара, скорость, подвижность и своевременность – вот такие выводы мы можем сделать относительно основных идей Серин-рю анализируя это видео.

Очень понятно и наглядно демонстрирует варианты применения гедан-барай мастер Сито-рю Нисида Минору (средняя техника в моей классификации).



Нисида как раз наглядно показывает, что большие замахи не нужны, но посмотрите на какой невероятной скорости выполняет базовые блоки Сетокан чемпион Мира по ката WKF Майкл Милон.


Это, конечно, очень интересное координационное упражнение.

Интересно объясняет "большие" блоки кекушинкай Говард Коллинз.



В отличной манере старой школы кекушинкай Сигеру Ояма с учениками демонстрируют варианты блоков, по своему объясняя (избегая) такого спорного положения кулака у груди – «хикитэ» .



Надо сказать, что и «малые» и «средние» блоки могут быть объяснены, как освобождения от захватов. Смотрите следующее видео, с героем одной из моих предыдущих статей А. Востросаблиным (5 дан Сито-рю, кари-мокуроку Синкаге-рю Маробаси-кай).


Итак, возвращаясь к вопросу о работающем и неработающем гедан-барай, можно сказать, что на самом первом видео показан самый простой, рабочий и понятный вариант выполнения блока. Такой блок обычно получается автоматически, когда защищающийся с небольшим запаздыванием различил атаку и он вынужден отступать, т.к. одной рукой от хорошего удара защититься трудно. Как правило, такой вариант связан с некоторым смещением напряжения в плечи и некоторым «испугом». Этот практичный подход в целом свойственен ранним годам кекушинкай. Не случайно, известные последователи Оямы фактически одинаково объясняют применение этого блока.

А вот такой классический вариант, обычно не работает...


Зачем эта дзенкуцу-дачи и фактически движение на встречу удару? На мой взгляд, и тут все понятно. В данном случае делается акцент на понижение центра тяжести и таким образом усиление блока(блок выполняется телом, "животом" а не плечами) т.е. задача собрать живот, расслабить плечи, среагировать в очень нужный момент, уйти с линии атаки и ударить по атакующей конечности противника под нужным углом и в нужное место. Мне неоднократно приходилось слышать от людей, заслуживающих доверия, истории о том, как пожилые японские мастера одним блоком выводили из равновесия и фактически бросали на землю противника атакующего в формальной ситуации с помощью ой-цуки или маэ-гери. В данном случае речь идет об отличной демонстрации владения базовыми принципами почти, как в айкидо. Понятно, что в случае неожиданной атаки воспроизвести такую технику гораздо сложнее, а может быть и вовсе не возможно. Но, в данном случае мы говорим о подходе к обучению, свойственном именно боевому искусству, а не просто рукопашному ремеслу.

Таким образом, у нас набралось уже достаточно много смыслов, объясньющих различные варианты исполнения гедан-барай. Кихон содержит некоторые идеи, проверять, развивать и совершенствовать которые необходимо в свободной отработке.

Этой статьей я хочу поблагодарить всех тех, кто что-то мне пишет, советует, комментирует. Спасибо, Игорю Рязанцеву за: «... японское карате – это тупиковый путь развития единоборств», правда, я так не считаю... Спасибо, Олегу Бессуднову за: «…никакого смысла нет», это еще раз заставляет меня задуматься о смысле. Спасибо Максу Дедику за постоянную поддержку и позитивные комментарии.

В конечном итоге, мы сами наполняем нашу жизнь смыслом. То же самое и с карате. Карате непонятное, не понятое, карате где изучение только кихон, ката и других форм выдается за обучение драке – такое карате не работает!

Карате понятное, карате где все принципы разобраны и многократно опробованы в свободных условиях – очень интересное и серьезное боевое искусство.

Я так думаю.

Авторский проект Вадима Дормидонтова
Yoga Warrior

Добавить новость