17.08.2017
5 563
+10

Самооборона для полицейских на Занзибаре или как разгадать бункай. Часть 2

Продолжая тему, начатую в первой части этой статьи, я расскажу более подробно об увиденном на занзибарском семинаре Игоря Зорина, мы сделаем небольшой экскурс в филиппинские боевые искусства, индийский калари ппаят, вспомним Тони Джаа и немного по-новому взглянем на бункай в карате.



Прежде чем продолжить, давайте ненадолго вернемся к началу разговора о ката и бункай и вопросам, обозначенным вот здесь.

В комментариях к этой статье в фейсбуке уважаемый Богдан Курилко с истинно каратистской реакцией, продемонстрировав хорошее владение инициативой (сэн), коротко ответил на поставленные в статье вопросы. Думаю, будет уместно процитировать его ответ здесь, так как он действительно интересный и предназначался для всех, а не только для автора.

«Откуда столько бросков?». Ответ – окинавское карате, как минимум традиции наха-тэ – это более чем половина технического арсенала броски и выведения из равновесия. Ката Сейунчин в годзю – это вообще тренировка борьбы и противодействия ей. Собственно, как и китайские предтеча. Что абсолютно оправдано пониманием реалий нерегламентированного поединка. Все эти Иккен хисацу – поздние придумки времен симбиоза карате и кендо в «большой» Японии. Симбиоза, приведшего к появлению нового и по-своему также эффективного карате в котором бункай в принципе стал ненужным атавизмом.»

Думаю(знаю), в этом ответе все правильно. Но, да – традиция карате не сводится только к наха-тэ и годзю-рю в частности, это первое. А второе – в приведенных в моей первой статье видео вдруг выясняется, что практически любую технику карате, будь то кихон или элементы ката, можно трактовать, как освобождение от захвата, выведение из равновесия или бросок.

Почему я говорю: «Вдруг выясняется?».  Потому что, на первый взгляд (так учили меня и так учат до сих пор 99% учеников) блок – это защита от удара, а не что-то другое, удар – это удар, а не что-то другое, шаг и поворот – это просто смена позиции и направления, а не что-то другое. Понятно, что начинающих, наверное, стоит учить именно так, показывая однозначные варианты применения техник (чтобы они не запутались), хотя, наверняка возможно учить и по-другому.

Напомню еще раз, что в обсуждаемых нами видео, буквально каждая техника реализуется не так, как большинство практикующих себе это представляет. Сейчас в ютьюбе появился целый жанр, который можно назвать так: «Покажи бункай так, как никто другой». Иногда, у авторов получается очень логично и интересно, иногда доходит до курьезов, как в приведенном выше примере с Нэйфанчин (Текки).

В более расширенном варианте вопрос «откуда столько бросков» подразумевал попытку разобраться в технике и новых-старых веяниях в трактовках бункай и попытку оценить влияние на современное карате реалий MMA.

Возвращаясь к семинарам Игоря Зорина…

Техники, показанные на семинаре, являются различными разделами Специальной Тактической Системы Ближнего Боя, разработанной Александром Кистенем учителем и коллегой Игоря. При ближайшем рассмотрении выясняется, что эта Система базируется на идеях филиппинских боевых искусств, творчески переработанных на основе собственного боевого опыта автора.

Известно, что в филиппинских боевых искусствах обучение начинается с освоения вооруженных техник: палка, мачете, нож и их разновидностей. Позже, изученные принципы и методы переносятся на безоружный бой.

Приступая к изучению ножа и защит от него, быстро выясняется, что защититься практически невозможно. Единственный шанс – разрыв дистанции, если же вы опоздали, или разрыв невозможен по другим причинам, то получается, что блок тоже практически невозможен (слишком быстрые и разнообразные атаки может выполнять вооруженный ножом), если удалось заблокировать руку, вооружённую ножом, это моментально ведет к порезу блокирующей руки (иногда, это может быть выходом).

Таким образом получается, что блокировать вооруженную ножом руку стоит двумя руками так, чтобы откинуть ее как можно дальше и сильнее или захватить (например, одна рука блокирует-останавливает, другая откидывает или захватывает). Понятно, что задача эта очень сложная и трудно выполнимая. Но, возможно это окажется единственным шансом…

Когда я это понял, для меня перестали казаться наивными техники защиты двумя руками от размашистых ударов ножом (или другим оружием), часто демонстрируемые в фильмах про калари ппаят.


В качестве развития темы защиты двумя руками от вооруженной руки в филиппинских боевых искусствах появляется техника так называемых переборов-переводов. Для иллюстрации приведу здесь фрагмент из передачи Сергея Бадюка с участием А. Кистеня и И. Зорина. Уверен, мастера не обидятся и не посчитают это нарушением авторских прав, и нам не придется выяснять «чье кунг-фу лучше?».



Вот эти упражнения на переборы-переводы мне очень понравились. Я немножко поискал в интернете и с большой радостью для себя нашел вот такой любопытный фрагмент с Тони Джа (Онг Бак) в главной роли.



Я отлично понимаю, что хороший удар вот так не обработаешь, но удар и вообще проявление агрессии может быть разным, а переводы-переборы – это отличное упражнение на выработку автоматизма, скорости, чувствительности, вариативности. Плюс к этому – переборы-переводы с руки на руку – это один из путей для входа на захват (посмотрите входы на ближнюю дистанцию в различных школах дзю-дзюцу, например, Фуджи-рю).

Ну и с киношной точки зрения выглядит хорошо, что и оценил Тони Джа.

Естественно, когда тебе что-то нравится в других боевых искусствах, ты начинаешь искать соответствия этому в том, чему посвятил большую часть своего времени. Насколько мне известно, в карате прямого соответствия таким переводам-переборам нет. Хотя все двойные блоки (различные варианты моротэ укэ и какатэ укэ) могут подразумевать подобные воздействия на руки противника.

Но, и в простых блоках можно найти кое-что интересное, об этом в следующем видео (я хорошо понимаю, что для многих эта информация окажется давно известной банальностью, но уверен, что не для всех).



Возвращаясь к вопросу о бункай, стоит сказать, что в первую очередь многочисленные трактовки возникают тогда, когда их авторы начинают анализировать неочевидные на первый взгляд движения (как я попытался этот сделать в случае с блоками) или те движения, которые мы попросту пропускаем в своем сознании, считая их промежуточными.

Вот яркая иллюстрация такого подхода (что интересно – это не наха-тэ, и именно то самое карате «времен симбиоза карате и кендо в «большой» Японии»).

Авторский проект Вадима Дормидонтова


Добавить новость