Еще одна попытка разобраться в ката и бункай
Споры о ката не утихают. Хотя, надо признать, спорят в основном люди старшего возраста, у молодёжи, как правило, другие интересы. Если молодые люди и занимаются ката, то в основном как спортом, вопросы смысла при этом отступают на задний план.
А ведь не так давно было время, когда, выполняя нечто похожее на ката во дворе собственного дома, можно было приобрести весомый авторитет или даже обратить на себя внимание противоположного пола, ну почти, как играя рок-н-ролл на гитаре.
Сейчас подобное поведение вызовет в лучшем случае снисходительную улыбку, а в худшем, можно нарваться на неприятности в духе “чье кунг-фу лучше”.
Времена изменились, и буквально на наших глазах, произошли некоторые важные изменения в понимании ката (а точнее бункай). Что это? Действительно что-то новое или просто движение назад к истокам?
Именно эти вопросы я предлагаю обсудить в небольшом цикле статей.
В последнее время в интернете (в том числе на www.superkarate.ru) вышло несколько интересных статей на тему ката. Так или иначе все авторы отвечают на одни и те же вопросы. Работают ката или нет? Работает бункай или нет?
Видимо, сомнения в эффективности ката, как тренировочного метода возникают практически у всех, занимающихся карате. То же касается и бункай. Насколько бункай реалистичен? Почему многие техники выглядят столь схематично и формально?
Ответы, как правило даются такие:
- Главное в ката не бункай, а отработка специфических видов усилий (специальная отстройка тела), характерных для карате;
- В ката нет приёмов (или важны не какие-то конкретные приёмы, а спектр возможностей, открывающихся за каждым движением);
- Современные ката оторваны от реальности, изучать надо старые (окинавские) варианты;
- Большинство известных приёмов в бункай – это упрощение, искать надо более разнообразное и глубокое понимание самых простых движений.
Скорее всего, каждый из этих ответов имеет под собой серьёзные основания. Но, давайте посмотрим какие варианты выполнения-понимания бункай вообще существуют.
Первым в этом списке я бы поставил вот это видео (прошу прощения за качество этого и некоторых других приведенный в статье роликов). Наверное, это наиболее “китайский” вариант – выполнение ката Сэйпай (Годзю-рю) с партнёром, что называется, в едином потоке.
Вот ещё версия из Годзю-рю в исполнении сына Гогена Ямагучи. Тут микс из различных ката Годзю-рю, тоже выглядит как бой из старого гонконгского боевика.
Наиболее распространенным сейчас методом отработки бункай является, пожалуй, вот такое исполнение, что называется, поэлементно (повторю здесь видео, подготовленное для одной из моих прошлых статей, бункай ката Сито-рю).
В исполнении мастеров Сетокан часто можно видеть вот такой, на мой взгляд, наиболее условный вариант.
При всем уважении к Х. Нишияме, скорее всего, именно этот вариант демонстрации вызывает наибольшее количество вопросов. Слишком все это напоминает изображенное вот на этой картинке (талантливый автор мне, к сожалению, не известен, картинка найдена на просторах интернета).
Есть еще, так называемый, спортивный бункай, т.е. бункай, исполняемый для того чтобы победить на соревнованиях. Здесь, конечно, лидерство принадлежит спортсменам WKF. Вот достаточно яркий пример такого исполнения, хотя и здесь мы видим несколько отсылок к предыдущей картинке.
Итак, как видим, существует несколько подходов к изучению, отработке и демонстрации бункай, и занимаются этим вполне серьезные люди, обладающие достаточно высоким уровнем в карате. Хотя бы поэтому, я бы не стал обрушиваться со столь уничижительной критикой на ката и бункай, как это часто делают представители более “реальных единоборств”.
Тем не менее, надо признать, что вопросы понимания, трактовки, эффективности при отработке ката и бункай стоят достаточно остро.
В последнее время, под влиянием происходящего в мире боевых искусств, каратисты стали демонстрировать бункай более реалистично.
Весь каратистский мир облетело вот это видео, где проводятся параллели между приемами, зафиксированными в ката и похожими техниками, выхваченными из соревнований по ММА. Несмотря на то, что многое “притянуто за уши”, надо признать, что авторы проделали большую работу, и определенные совпадения действительно тут есть.
На мой взгляд, второе видео на эту же тему еще более удачно.
Таким образом, вдруг оказалось, что почти все, что большинство занимающихся знало раньше о бункай, мягко говоря, не совсем так…
Поиски на этой почве, замешанные на отчаянном желании некоторых каратистов быть актуальными или, как минимум, прославится оригинальностью, приводят иногда к совсем курьезному результату, и тогда оказывается, что в ката Нэйфанчин (Текки) зашифрована техника борьбы лежа.
Но, с другой стороны есть, например, вот такой вариант отношения (понимания, показа) бункай (взято со страницы Джесси Энкампа), в котором все гораздо ближе к нормативным (экзаменационным трактовкам) и в то же время показано достаточно реалистично.
Надо признать, что в современном крайне конкурентном мире единоборств, такое отношение к бункай становится трендом. В подтверждение взгляните на это видео, касающееся уже тхэквондо (лично мне тыли (пхумсе) тхэквондо всегда казались очень формальными и еще более оторванными от реальности, чем ката современного карате).
Конечно, не остался в стороне и клан флагманов современного карате – семья Мачидо.
Так что это: влияние времени, попытка ответа на вызов, бросаемый традиционным единоборствам со стороны ММА, или реальное приближение к пониманию бункай?!
Сформулирую этот вопрос еще проще. Откуда столько бросков?
В последующих статьях я постараюсь разобраться в этой теме более подробно.
Авторский проект Вадима Дормидонтова
А ведь не так давно было время, когда, выполняя нечто похожее на ката во дворе собственного дома, можно было приобрести весомый авторитет или даже обратить на себя внимание противоположного пола, ну почти, как играя рок-н-ролл на гитаре.
Сейчас подобное поведение вызовет в лучшем случае снисходительную улыбку, а в худшем, можно нарваться на неприятности в духе “чье кунг-фу лучше”.
Времена изменились, и буквально на наших глазах, произошли некоторые важные изменения в понимании ката (а точнее бункай). Что это? Действительно что-то новое или просто движение назад к истокам?
Именно эти вопросы я предлагаю обсудить в небольшом цикле статей.
В последнее время в интернете (в том числе на www.superkarate.ru) вышло несколько интересных статей на тему ката. Так или иначе все авторы отвечают на одни и те же вопросы. Работают ката или нет? Работает бункай или нет?
Видимо, сомнения в эффективности ката, как тренировочного метода возникают практически у всех, занимающихся карате. То же касается и бункай. Насколько бункай реалистичен? Почему многие техники выглядят столь схематично и формально?
Ответы, как правило даются такие:
- Главное в ката не бункай, а отработка специфических видов усилий (специальная отстройка тела), характерных для карате;
- В ката нет приёмов (или важны не какие-то конкретные приёмы, а спектр возможностей, открывающихся за каждым движением);
- Современные ката оторваны от реальности, изучать надо старые (окинавские) варианты;
- Большинство известных приёмов в бункай – это упрощение, искать надо более разнообразное и глубокое понимание самых простых движений.
Скорее всего, каждый из этих ответов имеет под собой серьёзные основания. Но, давайте посмотрим какие варианты выполнения-понимания бункай вообще существуют.
Первым в этом списке я бы поставил вот это видео (прошу прощения за качество этого и некоторых других приведенный в статье роликов). Наверное, это наиболее “китайский” вариант – выполнение ката Сэйпай (Годзю-рю) с партнёром, что называется, в едином потоке.
Вот ещё версия из Годзю-рю в исполнении сына Гогена Ямагучи. Тут микс из различных ката Годзю-рю, тоже выглядит как бой из старого гонконгского боевика.
Наиболее распространенным сейчас методом отработки бункай является, пожалуй, вот такое исполнение, что называется, поэлементно (повторю здесь видео, подготовленное для одной из моих прошлых статей, бункай ката Сито-рю).
В исполнении мастеров Сетокан часто можно видеть вот такой, на мой взгляд, наиболее условный вариант.
При всем уважении к Х. Нишияме, скорее всего, именно этот вариант демонстрации вызывает наибольшее количество вопросов. Слишком все это напоминает изображенное вот на этой картинке (талантливый автор мне, к сожалению, не известен, картинка найдена на просторах интернета).
Есть еще, так называемый, спортивный бункай, т.е. бункай, исполняемый для того чтобы победить на соревнованиях. Здесь, конечно, лидерство принадлежит спортсменам WKF. Вот достаточно яркий пример такого исполнения, хотя и здесь мы видим несколько отсылок к предыдущей картинке.
Итак, как видим, существует несколько подходов к изучению, отработке и демонстрации бункай, и занимаются этим вполне серьезные люди, обладающие достаточно высоким уровнем в карате. Хотя бы поэтому, я бы не стал обрушиваться со столь уничижительной критикой на ката и бункай, как это часто делают представители более “реальных единоборств”.
Тем не менее, надо признать, что вопросы понимания, трактовки, эффективности при отработке ката и бункай стоят достаточно остро.
В последнее время, под влиянием происходящего в мире боевых искусств, каратисты стали демонстрировать бункай более реалистично.
Весь каратистский мир облетело вот это видео, где проводятся параллели между приемами, зафиксированными в ката и похожими техниками, выхваченными из соревнований по ММА. Несмотря на то, что многое “притянуто за уши”, надо признать, что авторы проделали большую работу, и определенные совпадения действительно тут есть.
На мой взгляд, второе видео на эту же тему еще более удачно.
Таким образом, вдруг оказалось, что почти все, что большинство занимающихся знало раньше о бункай, мягко говоря, не совсем так…
Поиски на этой почве, замешанные на отчаянном желании некоторых каратистов быть актуальными или, как минимум, прославится оригинальностью, приводят иногда к совсем курьезному результату, и тогда оказывается, что в ката Нэйфанчин (Текки) зашифрована техника борьбы лежа.
Но, с другой стороны есть, например, вот такой вариант отношения (понимания, показа) бункай (взято со страницы Джесси Энкампа), в котором все гораздо ближе к нормативным (экзаменационным трактовкам) и в то же время показано достаточно реалистично.
Надо признать, что в современном крайне конкурентном мире единоборств, такое отношение к бункай становится трендом. В подтверждение взгляните на это видео, касающееся уже тхэквондо (лично мне тыли (пхумсе) тхэквондо всегда казались очень формальными и еще более оторванными от реальности, чем ката современного карате).
Конечно, не остался в стороне и клан флагманов современного карате – семья Мачидо.
Так что это: влияние времени, попытка ответа на вызов, бросаемый традиционным единоборствам со стороны ММА, или реальное приближение к пониманию бункай?!
Сформулирую этот вопрос еще проще. Откуда столько бросков?
В последующих статьях я постараюсь разобраться в этой теме более подробно.
Авторский проект Вадима Дормидонтова
Автор:
Похожие новости
Добавить новость