Бункай в кино на примере фильма «Онг Бак»

Важнейшим из искусств для каратистов из 90-х и более ранних годов без сомнения являлось кино. Брюс Ли, Чак Норрис, Джеки Чан, Жан Клод Ванн Дамм и другие герои «мордобойного» жанра часто становились первыми «учителями» для будущих последователей тех или иных боевых искусств. Со временем боевые сцены в кино все усложнялись, а на смену старым героям боевиков пришли новые. Драки с Джетом Ли, Тонни Джа и Дони Йеном выглядят совершенно фантастично и в то же время нереально. Или все-таки что-то реальное в них есть?!


Онг Бак (Ong-bak)

Попробуем разобраться в этом, сравнив некоторые сцены драк с участием Тонни Джа с техникой карате. Прошу отнестись к этой статье не слишком серьезно, возможно просто, как к развлекательному чтиву. Но, в каждой шутке есть, как известно, только доля шутки...

Впервые посмотрев фильм «Онг Бак», я понял, что индустрия фильмов «про драки» сделала следующий шаг в своем развитии. При всех схожих моментах, свойственных этому жанру, «Онг Бак» отличался некоторой совокупностью черт, которые сделали этот фильм знаменитым. Конечно это: харизматичный главный герой, очень динамичный сюжет, отличная акробатика и муай-тай в киношном варианте, плюс весь этот тайский антураж и экзотика.

На бесконечные невероятные прыжки и прочую акробатику в стиле про «китайских летчиков» можно смотреть с улыбкой и пониманием, но обилие ударов коленями, локтями, киков и другой характерной тайской техники делают драки показанные в фильме действительно интересными.

Воспользовавшись успехом первого фильма, судя по всему та же команда (прошу прощения, я не знаю деталей) стала снимать продолжения. И тут уже не обошлось одной только тайской техникой, в ход пошел весь арсенал красивых и интересных приемов, существующий в различных единоборствах. Тут и тайский бокс, и тхэквондо, и джиу-джитсу, и пенчак-силат, и карате...

Что еще бросается в глаза и покоряет зрителя в этих фильмах? В первую очередь это невероятная решительность, смелость и общая неудержимость главного героя. В большинстве ситуаций он действует в полном соответствии с одним из главных принципов карате: «В карате не нападают первым, в карате бьют первым!». В близком нам прочтении этот девиз звучит так: «Бей первым, Федя!» (по аналогии с известным американским фильмом 80-х годов «Бей первым Фредди», так что в данном случае этот девиз не имеет отношения к великому российском бойцу).

Выглядеть это может примерно вот так...







На заре моих занятий карате я прочитал в какой-то книжке, что в карате существуют такие мощные блоки, что это и не блоки вовсе, а травмирующие удары по атакующим конечностям противника. Заблокировал один раз – и все желание атаковать у вашего противника пропадает.
Мы понимаем насколько это трудновыполнимая задача, но надо признать, что и такое возможно при определенных условиях. По-своему эта идея показана в фильмах «Онг Бак» и «Черный пояс». В последнем случае эта техника выглядит немного более наивно, зато в таком варианте она явно отражает присущую всем боевым искусствам Востока идею «непротивления злу насилием», использования силы противника против него самого или «поддаться, чтобы победить».

 





 

Давно высказана идея о том, что все люди устроены примерно одинаково, отсюда и приемы борьбы в разных единоборствах весьма схожи, разница в подходах, нюансах, акцентах и т.п. Но вот Онг Бак дерется очень круто, а я все еще не так, как хотелось бы... Может быть дело в карате, может дело в том, что в карате нет чего-то, что показано в фильме?! (Надеюсь читатели с должной долей юмора оценят эту фразу и попытку сравнивать кино с реальностью...)


И тут самое время сравнить некоторые техники, показанные в фильме с бункай из различных ката. Получается весьма любопытная картина. Ката много, вариантов бункай еще больше. Тут я подобрал самое, что называется, бросающееся в глаза. Основывался в основном на бункай ката Сито-рю, как наиболее знакомых мне.

Итак, тут фрагменты из фильма и соответствующий им бункай из ката: Нипайпо, Бассай-дай, Курунфа.






Надо сказать, что при внимательном просмотре выясняется, что не такое уж бесконечное разнообразие техник использовано в фильме, просто они сняты так, что каждый раз выглядят немного по-разному. Так что, проведенный мной анализ можно продолжать... Например, обилие разнообразных воздействий на локоть, которых очень много в этом фильме, тоже не сложно найти в различных ката, начиная с Пинанов и Текки.


Таким образом, мы видим, что в карате есть все необходимое, чтобы драться так же круто, как Онг Бак! Одна из причин того, почему большинство этого не может - наше недостаточное внимание к отработке бункай. Как правило, мы изучаем его в качестве справочного материала или для того, чтобы сдать экзамен, а на экзамене показ бункай превращается в поддавки не хуже айкидо (ничего не имею против айкидо!).

Ну и отвечу сам себе, а за одно и тем кого это волнует на два самых распространенных вопроса относительно бункай.

1. Почему большинство атак в различных бункай начинается с ой-цуки, такого затяжного, нереального и вообще почти неприменимого удара?

Дело в том, что отрабатывая бункай нужно бить реально сильно, опасно и неожиданно. Ой-цуки имеет так называемую фазу «заднего шага» (пока «задняя» нога не обогнала «переднюю»), за это время защищающийся должен разгадать замысел противника и адекватно среагировать. Ведь при реальной отработке бункай защищающийся не знает как именно он будет атакован.

2. Почему большинство атак начинается с ой-цуки чудан, а не дзедан, например?
По той же причине. Важно бить реально, опасно и сильно. Пропущенный удар в корпус не так страшен, как пропущенный удар в лицо, а самое важное не уровень атаки, а поиск правильного момента для защиты, в таком случае уровень атаки не так важен... Вообще бункай, это на мой взгляд больше не про технику, а про своевременное реагирование...


Получается, что добившись определенного уровня отработки бункай в его классическом формальном варианте нужно переходить к свободной вариативной отработке. И тогда, возможно, мы будем драться, ну почти, как Онг Бак!

Для тех кто пропустил фильм Онг Бак (Ong-bak) рекомендуем посмотреть оригинал фильма.

Авторский проект Вадима Дормидонтова
Yoga Warrior

Добавить новость