История Со-Хонбу киокушинкай Масутацу Оямы. Часть 3 - Завершение стройки

В третьей части статьи «Зарождение киокушинкай» японского исследователя киокушина Лео Мията, рассказывается о финальной части строительства и открытии Хонбу Оямы в Икебукуро.



Часть 1 - Земля в Икебукуро
Часть 2 - Сложности строительства

Часть 3 - Завершение стройки

Предполагал ли Мас Ояма в октябре 1963 года, во время торжественной церемонии закладки здания Хонбу, что уже через год 15 октября 1964 года пройдет открытие нового четырехэтажного здания Хонбу? Судя по возникавшим препятствиям, уверенным в таком скоростном строительстве он точно не был.

Еще один интересный факт - члены простой строительной комиссии до открытия, становятся участниками праздника по случаю окончания строительства…

Таким образом, строительство началось. Затем в период с апреля по июнь 1964 года (вероятнее всего, речь шла все же об июне), японская ассоциация каратэ-до киокушинкай в лице Мори-сэнсэя и Эйсаку Сато-сэнсэя встречает в отеле Окура членов комиссии, откуда они вместе идут на религиозную службу. В то время уехавший в Корею Ояма-сэнсэй был заменен отцом Кадзухисы Ватанабэ-сэнсэя. Далее они учреждают фонд киокушинкай, было это так или нет, разберем ниже. 


Одновременно с этим создается международная ассоциация каратэ-до киокушинкан. Председателем первого поколения в этой организации стал Эйсаку Сато-сэнсэй. Я думаю, что понять систему данной организации достаточно сложно, но попробую показать вам её. Самое важное, что цепочка принятия решений выглядела следующим образом: от главы ассоциации Масутацу Оямы к своему заместителю Мацудайре Мори, а затем от него к Эйсаку Сато. 



На заседании к подготовке создания комиссии, Эйсаку Сато

Тогдашний Эйсаку Сато-сэнсэй создавал впечатление, противоположное образу Масутацу Оямы.

Он считал: «Я не знал каратэ. Абсолютный любитель, но производил впечатление, будто занимаюсь этим делом дольше, чем Ояма-кун. Тогда я был выдвинут Оямой-куном в качестве председателя его организации, а его публичное выступление видел впервые… Да, это было действительно удивительное зрелище. Я был просто поражен. В фигуре Оямы-куна я видел превосходящее человеческие пределы мастерство, оно на самом деле находило ответ в сердцах людей. Когда Ояма-кун построил своё додзё, он не остановился на достигнутом, а снова направился за рубеж распространять «путь каратэ». Я возлагал на него большие надежды».

В то время Ояма-сэнсэй постоянно держал в голове проект развития здания Хонбу. Далее мы рассмотрим интервью, данное последним в 1964 году журналу «Обычный удар» № 6/22. 


Интервьюер: В этот раз речь пойдет о постройке додзё стоимостью в 60 миллионов йен (недавно в отеле Окура прошла религиозная служба с участием членов комиссии. Председатель торжества – господин Эйсаку Сато).

Ояма: Да, оно уже наполовину готово. Японская ассоциация каратэ-до киокушинкай основала специальный фонд, это здание должно стать не просто додзё, а знаковым местом для приезжающих в Японию иностранцев с целью постижения учения каратэ, где для них найдутся комнаты и литература в оборудованной библиотеке. 



На момент выхода репортажа в июне 1964 года здание Хонбу еще не достроено


Интервьюер: То есть это здание должно стать своего рода центром изучения каратэ?

Ояма: Надо сказать, что оно уже функционирует именно так. В Токио мы займем устойчивую позицию, а, если позволите выразить надежды, хотим создать нечто вроде Мекки для каратэк всего мира. Я дал это обещание Сато-сэнсэю и собираюсь выполнить его.


Интервьюер: Это наверняка потребует очень много денег, не так ли?


Ояма: Да, понадобится что-то около 2 миллиардов йен (говорит это спокойным тоном). Мы не хотим затягивать эту работу на десятилетия, а планируем завершить всё за 7 с небольшим лет. Но, если никто ничего не будет делать, то никакого прогресса и за десятилетия не достигнуть. 



1965 год, турнир в Северной Америке


В течение срока строительства, несколько раз деньги подходили к концу и работы на стройке прекращались. Такова была общая ситуация. Теперь давайте снова обратимся к воспоминаниями госпожи Тияко. 


Тияко: Наконец приступили к строительству. Утром или вечером ходила смотреть на стройку, а сердце радовалось ходу работ. Однажды я заметила нечто странное и сказала вслух: «Ага, в сравнении с прошлым разом ничего и не поменялось». Из-за спины послышался голос рабочего: «Это не наша вина. От компании не было поставок материалов. Как только вы сможете заплатить, так только и подвезут. Так что, чтобы что-то изменилось, нужно сначала выполнить свою часть договора». По завершению строительства я получила от этого рабочего письмо, где он писал мне следующие строки: «Я был столь невежлив с вами, но тогда меня беспокоило только положение на стройке. Спасибо за ваше участие, госпожа». 



Еще не достроенное здание Хонбу 


И наконец, 15 октября 1964 года здание Хонбу было завершено. Как раз перед этим в интервью Ояма-сэнсэй говорил следующее: «Сейчас мы достроили здание, где будут заниматься каратэ, стоимостью в 60 миллионов йен. Открытие намечено на 15 октября. Вероятно, такое событие впервые происходит в нашей стране. Но это еще только начало. Как бы то ни было, мы не стали строить что-то похожее на Кодокан для дзюдо. С этого дня каратэ обязательно изменится. Я считаю, что все вы останетесь довольны». 



Можете сравнить вид здания в сравнении с предыдущим фото.
Заметьте, что вывеска изменилась. 


Но и здесь была одна неприятность. 


Тияко: Сначала мы заплатили две трети от стоимости строительства, остальную часть договорились отдать по мере её появления. Но в какой-то момент тот директор строительной компании начал требовать выплаты оставшейся трети, угрожая переводом рабочих на другие объекты. 


Тияко: Когда наконец наступил день открытия Хонбу, вход в здание был украшен бело-красным занавесом, а в додзё на нижнем этаже, сейчас, кстати, оно стало грязным, но тогда, будучи только еще законченным, было очень красивым, расставили еду. Подготовили, таким образом, небольшой банкет. Везде можно было встретить ожидающих с улыбками на лицах учеников. Не помню, правда, чтобы сама подходила к еде. Должно быть, кто-то съел мою часть. 


Интервьюер: Интересно, кто же это был? (смеется). Это был радостный день, полагаю. Ведь вы переехали в новое четырехэтажное здание додзё.

Тияко: Я тоже была очень рада, ради этого дня купила себе новое платье в магазине. И когда наступило утро дня празднования окончания строительства, я собиралась надеть это платье, но Ояма сделал недовольное лицо и сказал мне: «Зачем ты надеваешь это красивое, новое платье? Сейчас же переоденься в повседневную одежду. Борьба всё еще только начинается!».


Окончание Часть 4 - От открытия до закрытия


Добавить новость