История Со-Хонбу киокушинкай Масутацу Оямы. Часть 1 - Земля в Икебукуро

С 1956 по 1964 год Киокушиновская Мекка размещалась в старом здании продуваемой всеми ветрами балетной школе и называлась незамысловато - «Додзё Оямы». Это строение не сохранилось.

Большую историю маленького додзё  вы можете прочитать у нас на сайте (Читать обязательно!).


В 1964 году, всего в 300 метрах от прежнего Додзё, выросло четырехэтажное Со-Хонбу в Икэбукуро, которое можно увидеть и сейчас, а если посчастливится, то и посетить. Именно здесь творилась великая история киокушина...

С любезного разрешения автора - японского исследователя киокушина Лео Мията (leo Miyata - Twitter), мы начинаем публиковать перевод его статьи «Зарождение киокушинкай».

Японская ассоциация каратэ-до киокушинкай объявила независимость от японской ассоциации каратэ-до годзю-рю в феврале 1957 года. Скорее всего удобным предлогом стали прошедшие в 1956 году спортивные соревнования «Сельский Колизей», где Масутацу Ояма в присутствии свидетелей убил разъяренного быка голыми руками.

Зарождение в феврале 1957 года японской ассоциации каратэ-до кёкусинкай

Ознакомившись со словами Мотонао Мори, распорядителя демонстрационной схватки между Гогэном Ямагути-сэнсэем и Масутацу Оямой в 1956 году, организованной при поддержке ассоциации годзю-рю, можно прояснить суть произошедших тогда событий.

Нужно признать, что демонстрационный бой оказал отрицательное влияние на целостность ассоциации годзю-рю в Японии и позиции Масутацу Оямы в ней.

Важно, что в то время фактическое руководство Ояма-додзё осуществлял уважаемый Итиро Минамимото-сэнсэй.
Минамимото оставалось только наблюдать за волнениями в мире каратэ. В те времени давление извне на додзё стало совсем невыносимым.

Он вспоминает свой разговор с Оямой-сэнсэем: «Он позвал меня к себе и сказал: Да, если всё будет продолжаться в том же духе, то создам свою ассоциацию каратэ».
Выслушав его, я спросил: «Вот как. И как думаете назвать?».
На что тот ответил: «Киокушин-рю».

Таким образом, была основана японская ассоциация каратэ-до киокушинкай. По случаю чего в храме Митсуминэ была проведена молитвенная служба.

С того времени, пожалуй, за три года после возникновения идеи о создании «киокушин» сформировались значимые символы стиля от знака Канку до текста клятвы годзёкун, за основу которой взята клятва стиля годзю-рю, постепенно образовывалась внутренняя структура организации.

 
От первоначального символа Кёканку к нынешнему знаку Канку

Первое издание книги Оямы-сэнсэя «Что такое каратэ?» было выпущено отделом японской литературы, главным редактором которого на тот момент был Тадаси Оодзима, компании «Токийские новости». К сожалению, оно содержало в себе множество опечаток, поэтому среди соотечественников не получило должной популярности.

Вместе с тем, 3000 экземпляров было продано на военных базах американской армии и компании Марузэн. Результатом стало появление книги на полках книжных магазинов Америки.

Впоследствии книга была переиздана 7 раз и заслужила восторженные отзывы за рубежом.


Издание книги «Что такое каратэ?» компании «Токийские новости»

Нам удалось получить комментарий о решениях действовавшего тогда директора компании «Japan Publications Trading» Сэйдзи Мотидзуки.

Передать послание всеми миру каратэ изданием книги «Что такое каратэ?», организация своего додзё, последующее управление делами организации, всё это разве не создавало удобных возможностей для Оямы-сэнсэя?

Если с 1958 года он еще не начал собирать средства для постройки Хонбу, то определенно уже думал об этом. Он смог наладить связи с директором дальневосточного филиала компании «Крайслер» господином Дэйвом Бэтвордом. Во время обучения его каратэ Ояма-сэнсэй определенно вел с ним разговоры о строительстве нового додзё, считаю, что это могло возыметь свое влияние.

К слову, ко времени проектирования сообща с господином Бэтвордом плана додзё, окрестности по солнечной стороне Икэбукуро резко изменились, как и населяющая их публика.

Основываясь на воспоминаниях госпожи Тияко, жены Оямы-сэнсэя, можно предположить, что средства на постройку здания Хонбу киокушинкай были получены из доходов от выхода в свет исправленного издания книги «Что такое каратэ?» компаниями «Токийские новости» и «Japan Publications Trading».

Госпожа Тияко представила нам много материала из своих воспоминаний, но, на мой взгляд, в её памяти определенные события несколько смешались друг с другом.

Тияко: Мотидзуки-сан всё решил с первого же взгляда на Масутацу Ояму и его произведение. Он сказал следующее: «Всё понятно! В какой форме вы видите свою книгу?». Так внезапно было принято решение о её издании.

Интервьюер: Ничего себе, он был выдающейся личностью.

Тияко: Видно было, что всё окружение в компании было просто поражено его поведением. Мотидзуки-сан в тот же момент громко крикнул своим подчиненным: «Молчать все вы. Я впервые вижу Ояму-сана, но уже восхищаюсь им. Свяжитесь сейчас же с Америкой и готовьтесь к изданию книги».

Тияко: В тот же момент началась работа по подготовке к изданию, а сам глава компании больше находился в издательстве, чем у себя дома. Благодаря тому, что в Америке книга стала очень популярной, мой муж смог получить существенные авторские отчисления. Тогда Мотидзуки-сан позвонил и сказал Ояме: «Приходите только с женой, иначе деньги я вам не отдам». Именно поэтому мне тоже пришлось идти в издательство «Japan Publications Trading».

Интервьюер: На что пошли полученные средства?

Тияко: Он говорил, что эти деньги ему нужны были уже давно. Все средства пошли в качестве задатка на приобретение земли, на которой ныне находится здание Хонбу. Не уверена, но полагаю, что с поиском подходящего участка земли также помог Мотидзуки. Кроме того, Ояма попросил у предсказателя совета, на что тот ответил: «Это место, этот земельный участок идеально подходит для Оямы-сэнсэя. Спокойно продолжайте работать, думайте только о том, как собрать нужные деньги».

Интервьюер: Так значит, что этот участок земли был приобретен на деньги, полученные на гонорары от продаж книги?

Тияко: Да, но не всё было так просто. После получения денег от авторских отчислений, нужно было идти договариваться с владельцем дома, расположенного на участке. Когда Ояма говорил с землевладельцем, я находилась в другой комнате дома, но при этом слышала, что они общались друг с другом на повышенных тонах.

Тияко: В итоге на полученные от продажи земли деньги, тот землевладелец купил себе другой участок и даже вроде бы помог своему сыну начать своё дело. Таким образом, вы можете понять, что переговоры были сложными. Какое-то время землевладелец хранил молчание, но затем сказал мужу: «Хорошо. Цена не будет отличаться от той, которую я назвал в самом начале, ни копейки я вам не уступлю. Как отдадите всю сумму, так сразу же и забирайте участок. Что скажете?». На что Ояма мог только ответить: «Хорошо, пусть будет по-вашему».

Интервьюер: Смелая сделка, не так ли?

Тияко: Но денег от гонораров все равно не хватило, поэтому пришлось продать наш дом в Итабаси. И эти все деньги ушли к землевладельцу, а нам пришлось переехать в крохотную комнатку на шесть татами в районе Токио Синамати.

Продолжение Часть 2 - Сложности строительства


Добавить новость
Russian Open Cup - 2025