Тёсин Тибана – о каратэ, деньгах в боевых искусствах и тренировках
Следующая статья составлена из различных цитат и высказываний мастера каратэ Сюри-тэ Тёсина Тибаны (1885-1969).
Великий мастер Итосу Анко очень усердно изучал каратэ. Он был не только великим знатоком каратэ, но и ученым и превосходным каллиграфом. Впервые я посетил Анко Итосу в 1899 году и попросил его научить меня Учинан-но-тэ [старое название каратэ].
Дважды он отказывал мне, оставляя ждать у своих ворот. Только попросив его в третий раз, он, наконец, принял меня в личные ученики. Он тайно обучал каратэ у себя дома избранную группу из шести-семи последователей. Они занимались Бу (каратэ как боевое искусство), а не спортом, как сейчас. В то время я тоже держал свои тренировки в секрете, даже от своей семьи. В 1903 или 1904 году Итосу-сэнсэй начал публично преподавать каратэ в школах. Именно в это время я сказал своим родителям, что вместо того, чтобы ходить в школу, я занимался искусством «тэ».
В 1918 году группа энтузиастов каратэ (Ханаширо Чомо, Кьян Тётоку, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва, Го Кэнки, Осиро Тёдзё, Ябу Кэнцу, Кьёда Дзюхацу, Ябику Модэн и я) сформировала группу для изучения каратэ после смерти двух величайших учителей (Итосу Анко и Хигаонна Канрё умерли в 1915 году). Она называлась Каратэ (пишется как Тодэ) Кенкюкай и была основана в городе Сюри.
Это был первый раз, когда практикующие разные методы (стили Шури, Наха и Томари) встретились, чтобы вместе тренироваться и обмениваться информацией. Каждый раз, когда мы встречались, один из старших руководил обучением, и все получали пользу от его знаний. Так продолжалось до 1929 года, когда из-за популярности этого искусства мы все стали слишком заняты своими учениками, чтобы тренироваться вместе.
Впервые я начал преподавать Сюри-тэ каратэ-дзюцу в 1920 году, но к 1929 году, в возрасте 44 лет, я открыл свой первый тренировочный зал (додзё) в городе Сюри. В 1933 году мой хороший друг и коллега Магусуку (Мияги) Тёдзюн и я зарегистрировали названия наших учений в Дай Ниппон Бутокукай (Ассоциация боевой добродетели Великой Японии). Я назвал свое учение Сёрин-рю, что означает «стиль маленького леса». Мой коллега, Тёдзюн-сэнсэй, назвал свой стиль Годзю-рю, что означает «наполовину жесткий, наполовину мягкий стиль».
Мы были хорошими друзьями, и он умер в 1953 году. Он был хорошим коллегой и другом для всех практикующих Шорин. Мне его не хватает.
И Бучо (Буси) Мацумура, и Итосу Анко были бедны. Когда я сказал об этом Итосу, он сказал мне, что это не универсальная истина, что военный человек беден. Он заявил, что окинавские буси (воины) бедны, потому что не умеют обращаться с деньгами, как это было принято в то время.
Настоящий окинавский мастер боевых искусств зарабатывает себе на жизнь вдали от боевых искусств. Они не должны заниматься зарабатыванием денег на обучении боевым искусствам. Мастер должен зарабатывать на жизнь вдали от боевых искусств, чтобы не загрязнять их влиянием денег.
Каратэ меняется каждые несколько лет по мере его передачи к ученикам от мастеров. Это обычное явление. Это происходит потому, что учитель должен продолжать учиться и добавлять свою личность к учению. Существует старая поговорка о боевых искусствах Окинавы, в которой говорится, что каратэ очень похоже на пруд. Чтобы водоем жил, в него должны втекать новые ручьи, которые питают и пополняют его. Если этого не сделать, то пруд застаивается и погибает. Если учитель боевых искусств не получает вливания новых идей и/или методов, то он тоже умирает. Он застаивается и от скуки умирает от неестественных причин.
Я помню, как изучал ката Тавада Патсай (Пассай/Бассай) у Тавады-сэнсэя. В то время я получал инструкции от Итосу, и он тоже преподавал версию ката Патсай, которую он назвал Мацумура Пацай, которую я выучил.
В 1913 или 1914 году, от всего сердца практиковавший Тавада-но-Патсай, как это было тогда принято, я подошел к Итосу и сообщил ему об этом. Он попросил меня продемонстрировать ката для него. Я так и сделал, и затем Итосу заявил мне, что это было лучшее исполнение этой редко встречающейся формы, которое он когда-либо видел.
Затем он сказал мне, что эта форма должна быть сохранена и передана будущим поколениям и добавлена к его (моему) учению. Поэтому [в Кобаяси-рю] Мацумура-Патсай теперь называется Патсай-но-сё, а Тавада-Патсай называется Патсай-но-дай.
Многие из сегодняшних практикующих слишком робки в своем обучении. Они тренируются только с мыслью о том, чтобы закончить, а не с мыслью о прогрессе, подталкивая себя к тому, чтобы стать лучше. Вы должны усердно тренироваться, если хотите прогрессировать, иначе вы просто посредственный практикующий, а таких много.
Если учитель учит своим сердцем, он может ожидать, что ученик будет тренироваться только своим сердцем. Это правильно – тогда и учитель, и ученик прогрессируют. Ученик мотивирует учителя, а учитель учит ученика правильному отношению и духу окинавских боевых искусств. Это хорошее обучение – ученик и учитель прогрессируют вместе!
Когда вы тренируетесь, вы должны посвятить себя только пути каратэ – не думайте ни о чем другом. Не думайте о других или о том, что они могут подумать. Вы должны развить способность сильно концентрировать свой ум, руки и ноги. Вы должны не только изучать движения тела, но также исследовать и изучать само искусство [Бун Бу Рё До].
Вы должны развиваться и совершенствоваться до того, как достигнете пятидесятилетнего возраста. Ваше тело естественным образом начинает ухудшаться после пятидесяти лет, поэтому вы должны соответствующим образом скорректировать свои тренировки. Если после пятидесяти вы все еще тренируетесь каждый день, то, возможно, вы не будете так сильно стареть. Я заметил небольшое снижение работоспособности в возрасте пятидесяти лет, но я не думаю, что вообще сильно «ухудшился» в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет.
Конечно, вы не можете не «ухудшиться» до определенной степени, но если вы будете продолжать тренироваться, вы не будете стареть так быстро, даже между семьюдесятью и восемьюдесятью годами. Поэтому тренируйтесь постоянно.
В прежние времена мы занимались каратэ как боевым искусством, но теперь каратэ тренируют как гимнастический вид спорта [это было написано давным-давно на Окинаве!]. Каратэ должно быть боевым искусством во все времена!
Ваши пальцы рук и кончики пальцев ног должны быть подобны стрелам, ваши руки должны быть подобны железу. Вы должны думать, что если вы бьете ногой – вы пытаетесь сбить врага с ног. Если вы наносите удар рукой – вы должны наносить его так, чтобы убить. Уж если вы и наносите удар, то это должен быть смертельный удар [Иккен Хиссацу].
Это дух, который вам нужен для прогресса в обучении. Требуемое усилие велико, и вы можете напрячь тело, делая слишком много. Так что имейте в виду свое физическое состояние и тренируйтесь соответственно.
Много лет назад я решил, что благодаря своим усердным тренировкам я хочу, чтобы мое имя было связано с окинавским каратэ-до. Я усердно тренировался и преподавал в меру своих способностей и таланта. Теперь я думаю, что мое имя заслужило небольшое место в истории окинавского каратэ-до.
Нам нужна не только физическая подготовка, нам нужно думать самостоятельно, изучая и исследуя ката и их применение.
Жизненно важно понимать ката и тренировать свое тело, чтобы развить суть каратэ. Вы можете увеличить силу своего тела в пять или шесть раз, если будете усердно тренироваться. Естественно, если вы это сделаете, то будете довольны результатом, поэтому тренируйтесь очень усердно.
Станете ли вы великим, зависит только от двух факторов – усилий и учебы. Ваши движения должны быть резкими – никогда не медленными – и когда вы тренируетесь в ката, ваш взгляд станет острее, а блоки и удары — мощнее. Даже когда вам исполнится семьдесят или восемьдесят лет, вы должны продолжать свои исследования с позитивным настроем, всегда думая «еще нет, еще нет…»
Тёсин Тибана скончался в 1969 году от рака горла в возрасте 83 лет. Он никогда не прекращал тренироваться.
«Мастер должен зарабатывать на жизнь вдали от боевых искусств, чтобы не загрязнять их влиянием денег»
Великий мастер Итосу Анко очень усердно изучал каратэ. Он был не только великим знатоком каратэ, но и ученым и превосходным каллиграфом. Впервые я посетил Анко Итосу в 1899 году и попросил его научить меня Учинан-но-тэ [старое название каратэ].
Дважды он отказывал мне, оставляя ждать у своих ворот. Только попросив его в третий раз, он, наконец, принял меня в личные ученики. Он тайно обучал каратэ у себя дома избранную группу из шести-семи последователей. Они занимались Бу (каратэ как боевое искусство), а не спортом, как сейчас. В то время я тоже держал свои тренировки в секрете, даже от своей семьи. В 1903 или 1904 году Итосу-сэнсэй начал публично преподавать каратэ в школах. Именно в это время я сказал своим родителям, что вместо того, чтобы ходить в школу, я занимался искусством «тэ».
В 1918 году группа энтузиастов каратэ (Ханаширо Чомо, Кьян Тётоку, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва, Го Кэнки, Осиро Тёдзё, Ябу Кэнцу, Кьёда Дзюхацу, Ябику Модэн и я) сформировала группу для изучения каратэ после смерти двух величайших учителей (Итосу Анко и Хигаонна Канрё умерли в 1915 году). Она называлась Каратэ (пишется как Тодэ) Кенкюкай и была основана в городе Сюри.
Это был первый раз, когда практикующие разные методы (стили Шури, Наха и Томари) встретились, чтобы вместе тренироваться и обмениваться информацией. Каждый раз, когда мы встречались, один из старших руководил обучением, и все получали пользу от его знаний. Так продолжалось до 1929 года, когда из-за популярности этого искусства мы все стали слишком заняты своими учениками, чтобы тренироваться вместе.
Впервые я начал преподавать Сюри-тэ каратэ-дзюцу в 1920 году, но к 1929 году, в возрасте 44 лет, я открыл свой первый тренировочный зал (додзё) в городе Сюри. В 1933 году мой хороший друг и коллега Магусуку (Мияги) Тёдзюн и я зарегистрировали названия наших учений в Дай Ниппон Бутокукай (Ассоциация боевой добродетели Великой Японии). Я назвал свое учение Сёрин-рю, что означает «стиль маленького леса». Мой коллега, Тёдзюн-сэнсэй, назвал свой стиль Годзю-рю, что означает «наполовину жесткий, наполовину мягкий стиль».
Мы были хорошими друзьями, и он умер в 1953 году. Он был хорошим коллегой и другом для всех практикующих Шорин. Мне его не хватает.
И Бучо (Буси) Мацумура, и Итосу Анко были бедны. Когда я сказал об этом Итосу, он сказал мне, что это не универсальная истина, что военный человек беден. Он заявил, что окинавские буси (воины) бедны, потому что не умеют обращаться с деньгами, как это было принято в то время.
Настоящий окинавский мастер боевых искусств зарабатывает себе на жизнь вдали от боевых искусств. Они не должны заниматься зарабатыванием денег на обучении боевым искусствам. Мастер должен зарабатывать на жизнь вдали от боевых искусств, чтобы не загрязнять их влиянием денег.
«Каратэ очень похоже на пруд – чтобы водоем жил, в него должны втекать новые ручьи»
Каратэ меняется каждые несколько лет по мере его передачи к ученикам от мастеров. Это обычное явление. Это происходит потому, что учитель должен продолжать учиться и добавлять свою личность к учению. Существует старая поговорка о боевых искусствах Окинавы, в которой говорится, что каратэ очень похоже на пруд. Чтобы водоем жил, в него должны втекать новые ручьи, которые питают и пополняют его. Если этого не сделать, то пруд застаивается и погибает. Если учитель боевых искусств не получает вливания новых идей и/или методов, то он тоже умирает. Он застаивается и от скуки умирает от неестественных причин.
Я помню, как изучал ката Тавада Патсай (Пассай/Бассай) у Тавады-сэнсэя. В то время я получал инструкции от Итосу, и он тоже преподавал версию ката Патсай, которую он назвал Мацумура Пацай, которую я выучил.
В 1913 или 1914 году, от всего сердца практиковавший Тавада-но-Патсай, как это было тогда принято, я подошел к Итосу и сообщил ему об этом. Он попросил меня продемонстрировать ката для него. Я так и сделал, и затем Итосу заявил мне, что это было лучшее исполнение этой редко встречающейся формы, которое он когда-либо видел.
Затем он сказал мне, что эта форма должна быть сохранена и передана будущим поколениям и добавлена к его (моему) учению. Поэтому [в Кобаяси-рю] Мацумура-Патсай теперь называется Патсай-но-сё, а Тавада-Патсай называется Патсай-но-дай.
Многие из сегодняшних практикующих слишком робки в своем обучении. Они тренируются только с мыслью о том, чтобы закончить, а не с мыслью о прогрессе, подталкивая себя к тому, чтобы стать лучше. Вы должны усердно тренироваться, если хотите прогрессировать, иначе вы просто посредственный практикующий, а таких много.
«Если вы хотите научиться посредственному каратэ, идите в другое место и не тратьте мое время»
Если учитель учит своим сердцем, он может ожидать, что ученик будет тренироваться только своим сердцем. Это правильно – тогда и учитель, и ученик прогрессируют. Ученик мотивирует учителя, а учитель учит ученика правильному отношению и духу окинавских боевых искусств. Это хорошее обучение – ученик и учитель прогрессируют вместе!
Когда вы тренируетесь, вы должны посвятить себя только пути каратэ – не думайте ни о чем другом. Не думайте о других или о том, что они могут подумать. Вы должны развить способность сильно концентрировать свой ум, руки и ноги. Вы должны не только изучать движения тела, но также исследовать и изучать само искусство [Бун Бу Рё До].
Вы должны развиваться и совершенствоваться до того, как достигнете пятидесятилетнего возраста. Ваше тело естественным образом начинает ухудшаться после пятидесяти лет, поэтому вы должны соответствующим образом скорректировать свои тренировки. Если после пятидесяти вы все еще тренируетесь каждый день, то, возможно, вы не будете так сильно стареть. Я заметил небольшое снижение работоспособности в возрасте пятидесяти лет, но я не думаю, что вообще сильно «ухудшился» в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет.
Конечно, вы не можете не «ухудшиться» до определенной степени, но если вы будете продолжать тренироваться, вы не будете стареть так быстро, даже между семьюдесятью и восемьюдесятью годами. Поэтому тренируйтесь постоянно.
В прежние времена мы занимались каратэ как боевым искусством, но теперь каратэ тренируют как гимнастический вид спорта [это было написано давным-давно на Окинаве!]. Каратэ должно быть боевым искусством во все времена!
Ваши пальцы рук и кончики пальцев ног должны быть подобны стрелам, ваши руки должны быть подобны железу. Вы должны думать, что если вы бьете ногой – вы пытаетесь сбить врага с ног. Если вы наносите удар рукой – вы должны наносить его так, чтобы убить. Уж если вы и наносите удар, то это должен быть смертельный удар [Иккен Хиссацу].
Это дух, который вам нужен для прогресса в обучении. Требуемое усилие велико, и вы можете напрячь тело, делая слишком много. Так что имейте в виду свое физическое состояние и тренируйтесь соответственно.
Много лет назад я решил, что благодаря своим усердным тренировкам я хочу, чтобы мое имя было связано с окинавским каратэ-до. Я усердно тренировался и преподавал в меру своих способностей и таланта. Теперь я думаю, что мое имя заслужило небольшое место в истории окинавского каратэ-до.
Нам нужна не только физическая подготовка, нам нужно думать самостоятельно, изучая и исследуя ката и их применение.
Жизненно важно понимать ката и тренировать свое тело, чтобы развить суть каратэ. Вы можете увеличить силу своего тела в пять или шесть раз, если будете усердно тренироваться. Естественно, если вы это сделаете, то будете довольны результатом, поэтому тренируйтесь очень усердно.
Станете ли вы великим, зависит только от двух факторов – усилий и учебы. Ваши движения должны быть резкими – никогда не медленными – и когда вы тренируетесь в ката, ваш взгляд станет острее, а блоки и удары — мощнее. Даже когда вам исполнится семьдесят или восемьдесят лет, вы должны продолжать свои исследования с позитивным настроем, всегда думая «еще нет, еще нет…»
Тёсин Тибана скончался в 1969 году от рака горла в возрасте 83 лет. Он никогда не прекращал тренироваться.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость