Гитин Фунакоси об Азато Анко: краткий рассказ об учителе. Часть 1

Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается первая часть материала, основанного на переводе ранних записей Гитина Фунакоси, в которых мастер вспоминал о своем сэнсэе Азато Анко. Оригинальные материалы Фунакоси были опубликованы в 1934 году в журнале «Кэйо Гидзюку Тайику-киа каратэ Бу Кайхо», а спустя много лет переизданы на английском языке в книге «Каратэ-до Танпенсю».


 
Мой учитель, Азато Анко, занимал почетное звание, мало чем отличающееся от низшего дайме в японском обществе. Несмотря на то, что его имя Анко, он использовал псевдоним «Ринкакусай» при подписании множества написанных им литературных произведений. С юности Азато называли «вундеркиндом», потому что он преуспел как в боевых традициях, так и в литературоведении. К моменту упразднения Королевства Рюкю Азато стал известным политиком, занимавшим пост государственного министра.
 
Современник Итосу Анко, Азато был больше, чем просто его уважаемым коллегой; они также были очень близкими друзьями. Азато возглавил движение, которое в итоге привнесло традицию обучения самообороне в систему государственных школ. Итосу оказал такое огромное влияние на развитие и продвижение каратэ, что даже местные дети знали его репутацию. Фактически, и Азато, и Итосу считались братьями Буши, их уважали как таковых.
 
Вместе Азато и Итосу усердно изучали боевые искусства под строгим руководством Мацумуры Сокона. Будучи сторонником китайского обычая, обучение под руководством этого сэнсэя всегда проводилось рано утром, до рассвета, до восхода солнца, без выходных и праздников. В это время Азато-сэнсэй также учился в Национальной школе, где был бесподобен. В частности, в изучении китайской классики Азато был отличником и получал стипендию, превышающую стоимость обучения.
 
Сэнсэй очень любил меня и во многом был мне как второй отец. Более того, он всегда был со мной очень откровенен. Помню, однажды он рассказал мне, как тяжело было учить собственного сына. Ссылаясь на конфуцианскую пословицу, описывающую трудности, связанные с обучением отцом собственного ребенка, сэнсэй утверждал, что обучение других детей позволяет добиться большей объективности.
 
«Теперь я научу тебя», – сказал он мне, – «в будущем, пожалуйста, передай такие знания своему другу, моему сыну». 
 
Мне оказали честь, и я смиренно подчинился.
 
Во времена юности моего учителя немногие энтузиасты боевых искусств могли позволить себе дополнительное тренировочное оборудование, которое в наши дни обычно ассоциируется с этой практикой. Однако Азато был исключением, потому что он был из богатой и влиятельной семьи, которая могла позволить себе такие вещи. Фактически его дом выглядел как один большой тренировочный центр. Как стоячие, так и висящие макивары располагались в различных комнатах резиденции Азато вместе с другим тренировочным оборудованием, включавшим деревянные дубинки и мечи различной конфигурации, деревянного человека-столба, каменные гири, железные шары для развития силы хвата, щит, цепы (нунчаку), железные дубинки и даже деревянная лошадь для тренировок по верховой езде и стрельбы из лука. Мастер Азато создал живую среду, в которой он мог тренироваться в любое время и в любом месте.
 
Преуспев в различных боевых искусствах, сэнсэй особенно любил верховую езду, которой он обучался у Мегаты сэнсэя, тренера, который воспитывал самого императора Мэйдзи. Сэнсэй, по-видимому, решил продолжить обучение Мегаты, потому что его искусство верховой езды было модным стилем, пришедшим с Запада, который действительно нравился такому стойкому приверженцу, как Азато. Мастер Азато впервые увидел, как Мегата давала урок нескольким ученикам на территории рядом с воротами императора Хиракавы. Господин Мегата мог сказать, что сэнсэй хотел попробовать новое седло, но был слишком скромен, чтобы попросить, поэтому вместо этого тренер попросил его показать свои навыки. После некоторых уговоров сэнсэй, наконец, согласился, и Мегата аплодировал ему за блестящее выступление и владение поводьями. Я думаю, что Азато был прекрасным примером выражения: «Человек, который преуспевает в чем-то одном, может преуспеть во всем».
 
Сэнсэй также любил стрельбу из лука и усердно учился у мастера Секигути, и, как и его учитель (Мацумура Сокон) до него, Азато изучал искусство фехтования Дзигенрю непосредственно под руководством известного японского инструктора Ишуина Яшичиро. Однако среди всех боевых дисциплин сэнсэй больше всего предпочитал именно фехтование Дзигенрю.
 
Помню, сэнсэй говорил мне: «Я готов соревноваться в любое время, если соперник серьезный». 

На мой взгляд, сэнсэй был бесподобен в каратэ, но, судя по его увлеченности Дзигенрю, фехтование было его настоящей страстью.
 
Рискуя показаться самонадеянным, я все же хотел бы привести пару историй о мастере каратэ Азато, с которыми я лично знаком. Однажды ночью в дом сэнсэя ворвался грабитель, видимо, не зная, чей это дом. Если бы грабитель знал, что это дом Азато, он бы никогда не вошел. Проснувшись от шума в доме, сэнсэй понял, что кто-то ворвался к нему, и вскочил с кровати, пытаясь задержать злоумышленника. Столкнувшись лицом к лицу с преступником в гостиной, сэнсэю потребовалось всего мгновение, чтобы осознать, что, несмотря на то, что грабитель был маленьким по размеру, сэнсэй не сможет его поймать. Двигаясь с ловкостью гимнаста, мужчина практически отскочил от мебели в окно, на стену, окружающую дом, и на крышу соседнего дома. Сэнсэй бросился в погоню, но безуспешно, поскольку мужчина бесследно скрылся. Позже сэнсэй узнал, что инцидент инсценировал человек, известный тем, что проверял навыки тех, кого считали мастерами. Подобные вещи часто случались во времена старого королевства Рюкю на Окинаве.

Азато Анко и Итосу Анко:

 
Однажды сэнсэй и его хороший друг Итосу Анко столкнулись с толпой из 20 или 30 молодых людей. Серьезно непохожие друг на друга и оказавшиеся в неподходящем месте, эти двое решили сбежать, укрывшись в соседнем доме. По крайней мере, там они могли дождаться, пока толпа решит разойтись, или сражаться с ней на более равных условиях. Заведенные драться молодые люди роились вокруг дома, как пчелы над ульем. Во время нападения на дом Азато выпрыгнул из окна и удивил хулиганов, когда начал их бить. Вступив в бой с бандой на другом конце дома, мастер Итосу смог быстро отговорить кого-либо продолжать вести себя глупо.
 
Несмотря на то, что Азато использовал только один удар на каждого из хулиганов, с которыми он столкнулся, защита Азато была чрезвычайно эффективной, в результате чего некоторые молодые правонарушители получили серьезные травмы. В отличие от противостояния Азато, Итосу оставил большее количество жертв лежать в задней части дома, но никто из них серьезно не пострадал. Судя по этой истории, можно было бы лучше понять, как два эксперта могут справиться с одной и той же опасной ситуацией по-разному.
 
Господин Азато был известен своей невероятной силой. Когда ему было всего 17 лет, он прошел к себе домой из Кедзуки расстояние в 4 км, неся на плечах два больших камня весом более 30 кг каждый. Подобные испытания силы часто происходили на залитых лунным светом тропинках старой Окинавы, когда молодые люди стремились завоевать себе репутацию, совершая различные подвиги силы и храбрости. Сэнсэй был одним из таких людей, и его потрясающая репутация человека, обладающего силой и техникой, снискала ему такое уважение, что его стали называть Буши Азато.

Добавить новость