История каратэ: 10 уроков Итосу Ясуцунэ Анко

В данном материале мы расскажем о выдающемся окинавском мастере боевых искусств, о крупнейшем реформаторе окинавского тотэ (тотэ – общее название боевых искусств, практиковавшихся на Окинаве), об одном из создателей современного каратэ. Герой данной статьи - Итосу Ясуцунэ (1831-1915), ученик Сокона Мацумуры и учитель Гитина Фунакоси.



Итосу первым стал открыто преподавать тотэ - боевое искусство Окинавы. Важной заслугой героя данной статьи считается создание предпосылок к качественному переходу от каратэ-дзюцу к каратэ-до, то есть от простого рукопашного боя к боевому искусству, совершенствующему дух.

Анко Итосу — скромный мастер-весельчак

Согласно задокументированым воспоминаниям современников, внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения: мастер обладал огромным ростом и большой физической силой. Так предплечья Анко сравнивались со стволами молодой сосны, грудную клетку уподобляли «огромной круглой бочке».

«Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём.
 
Итосу легко переносил на плечах рыбацкую лодку. В ярморочные дни мастер развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом.


 
Мощное телосложение позволяло Итосу выдерживать удары соперников без видимого для себя ущерба. Примечательно, что походка Итосу напоминала перемещение в киба-дати (стойка "всадника"), что по одной из версий и дало ему прозвище "Анко".
 
Мастер Сокон Мацумура говорил ему: «Ты, Итосу, своим мощным ударом действительно можешь свалить меня, но вряд ли ты сумеешь меня достать».

 Несмотря на силу и бойцовское мастерство, Итосу никогда не демонстрировал свои умения без особой на то причины. В отличие от большинства мастеров, в том числе и своего учителя Мацумуры, Анко не принимал участие в поединках с быками. Тем не менее, когда однажды бык вырвался из загона, мастер Итосу без видимого усилия прижал голову животного к земле и стал ждать загонщиков.
 
Отличительной чертой Итосу было дружелюбие, а глаза мастера до самой глубокой старости сохраняли добрую наивность.
 
Известен случай, когда при входе в ресторан на Итосу напал недоброжелатель. Мастер, обезвредивший нападавшего, пригласил неудачливого оппонента выпить.
 
На тренировках со своими учениками Итосу был очень строг, а после занятий будто преображался. Сохранились сведения, что Итосу был известным весельчаком и любителем выпить.
 
Отметим, что Гитин Фунакоси рассказывал о том, как учитель всегда знакомил его с известными мастерами и наставлял, что нужно "от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех остальных".
 
Итосу превосходно владел техникой кобудо, но оружие предпочитал не использовать. Однажды данными предпочтениями мастера решили воспользоваться бандиты: они напали на Итосу, атакуя его палками и трезубцами. Мастер Анко обезоружил всех до единого, забросил оружие в лес, а после с улыбкой сказал: «Не расстраивайтесь. Это было плохое оружие».
 
Анко Итосу – реформатор

Анко Итосу считается крупнейшим реформатором окинавсикх боевых искусств. Его имя по праву числится в списке создателей современного каратэ. Анко заложил основу массового и, что важно, открытого преподавания боевых искусств.
 
Итосу развил искусство прямого удара кулаком – цуки. В практику каратэ мастер ввел характерное доворачивание кулака во время удара, что позволило усилить мощь удара, придало ему окончательный вид.
 
Итосу создал несколько ката. Это считалось немыслимой дерзостью, т.к. ката считались истинным воплощением духа древнейших мастеров. Ката воспринимались в мистическом аспекте, служили "каналом соприкосновения" с сутью мастерства. Итосу же видел в ката обычный комплекс базовой техники. Ореол сакральности, по мнению дерзкого реформатора, лишь вредил эффективности обучения. Так же Анко первым ввёл в нумерацию ката термин "дан" – т.е. "уровень".
 
Итосу способствовал включению боевых искусств в программу средней школы, что было сделано в апреле 1901 года в виде эксперимента. В октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые "Десять заповедей о занятиях тотэ".
 
10 уроков Итосу Ясуцунэ Анко

Предлагаем вашему вниманию Десять заповедей о занятиях тотэ от мастера Анко Итосу (переведенные заповеди взяты из материалов ресурса karatebyjesse):


 
Каратэ не происходит ни от буддизма, ни от конфуцианства, как думают многие. В старину окинавцы заимствовали из Китая два стиля (ха) каратэ, которые называются "Сёрин-рю" - школа светлого леса и "Сё-рэй-рю" - школа светлой души. У обоих стилей есть свои сильные стороны: очень важно сохранить их в первозданном виде, не допуская привнесения каких-либо преувеличений и искажений.

1. Значение каратэ не ограничивается только совершенствованием физического развития. Его суть заключается в готовности в любой момент без сожалений отдать свою жизнь служению Родине во имя господина и близких. Его суть ни в коем случае не состоит в применении в бою с одним противником, в ситуации обычной драки, а если же каратисту доведется встретиться с хулиганом или преступником, он, насколько это возможно, должен избегать драки. Таким образом, нужно твердо усвоить, что нельзя причинять ранений другим людям своими кулаками и ногами.
 
2. Поскольку первостепенной целью каратэ является укрепление мышц и костей, укрепление тела, чтобы оно было подобно железу или камню, чтобы каратист мог использовать руки и ноги вместо наконечников копий, в процессе занятий каратист естественным образом выявляет характер отважного воина. Если дети будут начинать заниматься каратэ во время учебы в начальной школе, то, когда придет их день, они станут солдатами, приобретя способность легко осваивать любые дисциплины, в будущем они станут опорой военного общества. Напомню, что маркиз Веллингтон, разбив императора Наполеона I, сказал: "Наша сегодняшняя победа была завоевана на площадках для начальных школ". Эти слова воистину следует назвать назиданием.
 
3. Каратэ трудно овладеть за короткое время. Так же, как гласит пословица "хотя бык еле передвигает ноги, но в конце концов он уйдет за тысячу ри", если ежедневно усердно тренироваться по часу или по два в день, то я уверен, что через 3-4 года многие из занимающихся своим сложением будут сильно отличаться от обычных людей, не занимавшихся каратэ, и смогут постичь глубины каратэ.
 
4. Поскольку главным оружием в каратэ являются кулаки и ноги, их нужно постоянно в достаточной мере тренировать на макиваре. Во время тренировки с макиварой необходимо опустить плечи, расправить легкие, собраться с силой, ногами прочно упереться в землю, наполнить тандэн энергией ки и каждой рукой нанести приблизительно по сто-двести ударов.
 
5. Стойка в каратэ должна быть прочной, необходимо поставить поясницу строго вертикально, опустить плечи, собраться с силами, напрячь ноги и упереться ими в землю, наполнить тандэн энергией ки, объединить верхнюю и нижнюю части тела.
 
6. Главное искусство (омотэгэй) каратэ требует многих тренировок. Каратист должен последовательно получить наставления о сущности многочисленных приемов и, ясно усвоив, какой прием в какой ситуации следует применять, отрабатывать их. Он должен также получить многочисленные устные указания о способах приближения к противнику (ири), блокирования (укэ), освобождения от захватов (хадзуси) и технике захватов (торитэ).
 
7. Главное искусство (омотэгэй) каратэ требует, чтобы каратист тренировался, заранее четко определив, подходят ли те или иные действия для развития тела (тай), подходят ли те или иные действия для овладения "применением" (ю).
 
8. Тренировки в каратэ должны проходить в такой атмосфере, словно каратист направляется к месту битвы. В глазах должен быть гнев, плечи должны быть опущены, тело - напряжено. Если при этом он будет постоянно тренироваться так, что при выполнении блоков и ударов со стороны будет казаться, что он на самом деле отбивает удары врага и сам наносит врагу удары, чудесность (мё - сущность, эффективность) каратэ естественно проявится на поле боя. Этому следует уделить самое пристальное внимание.
 
9. Когда тренировки по интенсивности и продолжительности не соответствуют физической подготовленности занимающихся и ведут к перенапряжению, энергия ки поднимается в верхнюю часть тела, что вызывает покраснение лица, покраснение глаз, что вредно для здоровья. Следует уделить самое пристальное внимание тому, чтобы этого не происходило.
 
10. Исстари среди людей, активно занимавшихся каратэ, было много долгожителей. Что касается причин этого, то занятия каратэ, способствуя развитию мышц и костей, помогают органам пищеварения, улучшают кровообращение, и, благодаря этому, среди людей, активно занимающихся каратэ, много долгожителей. В связи с этим, если мы с этого момента положим каратэ в основу физического воспитания, включим его в число предметов школы, преподаваемых с начальной школы, приобщим к занятиям большое количество детей, то я уверен, что с течением времени мы сможем получить большое число людей, которые, овладев каратэ, будут способны в одиночку одолевать десяток противников.
 
Если  занятия каратэ будут организованы в Педагогическом училище в соответствии с сутью изложенных выше десяти пунктов, а будущие учителя по окончании училища начнут работать в школах в разных районах префектуры и будут точно обучать каратэ школьников районных начальных школ, то в течение десяти лет каратэ распространится по всей стране и станет опорой не только для населения префектуры, но и для военного общества. По этой причине я и подаю свои записки для высочайшего рассмотрения".
 
Критика Анко Итосу

Фудзивара Редзо приводит слова Кодзё Кахо, наследника кэмпо семьи Сай-Кодзё:
 
"Каратэ Сокона Мацумуры – подлинное каратэ, а каратэ Итосу Анко полно ошибок. После создания префектуры Окинава подлинное каратэ исчезло. А то каратэ, которое в последнее время практикуют жители Сюри полно ошибок, и о нём и говорить не следует".
 
Интересно, что Кодзё противопоставлял стиль Итосу и стиль его учителя — Мацумуры. Однако неизвестно, что именно вызвало негативную оценку Кодзё. Возможно, дело в том, что Итосу посмел изменять китайские ката и снизил прикладной аспект боевого искусства, тем самым сделав его более доступным и менее травмоопасным.
 
Следует заметить, что Сокон Мацумура был прямым продолжателем китайской традиции и утверждал, что преподаёт именно китайское боевое искусство.
 
Как бы то ни было на самом деле, все каратисты должны знать, что многие аспекты современного каратэ заложены именно дерзким реформатором, скромным весельчаком и легендарным мастером – Итосу Ясуцунэ Анко.

Добавить новость