Омори Хироси – о развитии каратэ и превращении в вид спорта
Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается статья Омори Хироси, в которой сэнсэй рассуждает о развитии каратэ и превращении его в вид спорта. Материал публикуется с разрешения автора.
Окинавское каратэ пришло на японскую землю, в первую очередь, благодаря мастеру Фунакоси Гичину (1867-1957). Он родился в Сюри, в деревне Ямакава в незнатной семье. Несмотря на слабое тело, в начальной школе он стал заниматься каратэ под руководством Асато Анко, который был учеником Мацумуры Сокона. Закончив педагогическое училище, Гичин стал учителем начальной школы и в то же время начал обучаться у Итосу Анко. В 1919 г. по рекомендации Ябе Кенцу он стал вести секцию каратэ для студентов подготовительного курса педучилища.
В 1922 г. префектура Окинава участвует в фестивале, организованном министерством образования, и Гичин приезжает в столицу, где выступает с демонстрацией каратэ. Кано Дзигоро, увидев выступление Гичина и оценив высокий уровень боевого искусства, просит его в следующем году вести занятия для старших учеников Кодокана. Это был первый шаг к распространению каратэ в Японии.
Занятия у Гичина были очень популярны, к нему приходило все больше людей, и в конце концов он решил не возвращаться на Окинаву, но целиком посвятить себя распространению каратэ в Японии. В 1925 г. в университете Кейо впервые был открыт клуб каратэ, что дало начало целой цепочке университетских клубов. В дальнейшем каратэ, принесенное в Японию Фунакоси Гичином, благодаря усилиям его учеников распространилось во всем мире под названием «сётокан».
Понимание каратэ в свете европейских взглядов на спорт. В те годы в Японии лишь немногие люди имели возможность получить высшее образование, и они являлись в буквальном смысле элитой общества. Это было время, когда Япония активно старалась перенять достижения европейской цивилизации и догнать Европу. В Европе был расцвет индустриализации, механистические теории казались венцом человеческой мысли, и на них же стало опираться представление о человеческом теле. Элита того времени без малейших сомнений интерпретировала идеи каратэ через призму европейских теорий о принципах работы тела. Например, возникло представление, что при ударе кулаком (цки) центр должен оставаться стабильным, а сила возникает в области поясницы и передается в плечо при вращении по принципу «зубчатой передачи». Такое движение требует «отдачи», поэтому, когда одна рука идет в удар, другую нужно резко отдернуть назад. Чтобы увеличить мощность удара, используется вращение бедер, а чтобы усилить скорость, можно заняться силовыми тренировками и накачать крепкие мышцы. В результате, когда восточные принципы использования тела стали анализироваться с точки зрения европейцев, исчезли изначально заложенные в каратэ основы боевого искусства.
Отказ от бросковых техник и болевых приемов. Студенты обычно имели опыт изучения традиционных японских боевых искусств (кендо, дзюдо и т.д.). Поэтому, подчеркивая отличие каратэ от японского будо, сосредоточили внимание на том, чего не было в традиционных искусствах, - на ударах руками и ногами. Хотя изначально каратэ было всеобъемлющим боевым искусством, в нем стали выделять именно ударные техники, а от бросков и болевых воздействий, напоминавших приемы дзиу-дзицу или дзюдо постепенно отказались. В книге Мики Нисабуро «Комментарий к каратэ», опубликованной в 1930 г. клубом Токийского университета, сказано следующее: «О том, что такое каратэ, я думаю так: ясно, что в задачу каратэ не входит схватить и бросить противника или вести с ним борьбу наподобие сумо». Впоследствии сформировалась система тренировок и поединков, в основе которой находятся удары руками и ногами.
Систематизация и создание теории каратэ. В боевых искусствах древней Окинавы не существовало терминов «блок», «удар», «удар ногой» и т.п., и даже стойки не имели своих названий. Для их описания использовались глаголы, прилагательные, наречия, но существительных, которые выражали бы эти понятия, не было.
Представляется, что работу по созданию понятийного аппарата начали студенты, всегда склонные к изобретению теорий.
Например, для слова «кулак» было придумано название «сейкен». Аналогичным образом вместо слов, использовавшихся в языке древней Окинавы, были придуманы такие названия, как «сюто, уракен, нуките, сётей», локоть был назван «энпи» и так далее. Была создана единая система терминов для обозначения таких частей как «подушечка стопы» (дзёсокутей) или «внешний край стопы» (сокуто). Далее, различные стойки, в зависимости от того, насколько открыто положение ног и насколько опущена поясница, получили названия «дзенкцудачи», «кокцудачи», «кибадачи», «некоасидачи» и т.д. Каратэ превращалось в систему, и устанавливался некий стандарт приемов атаки и контратаки (чеку-дзуки, уракен, мае-гери, йоко-гери, маваси-гери) и блоков (учи-уке, сото-уке, аге-уке, сюто-уке, геданхарай-уке).
Из техник, скрытых внутри базовых ката, как наиболее частые были выбраны цки, уке и кери (техника ударов кулаком, ногами и техника блоков). Чтобы отрабатывать мощность и эффективность, их стали повторять много раз, оставаясь на месте, и стал складываться «кихон из положения стоя» (соноба-кихон).
Подобным образом из ката были отобраны базовые стойки. Так появился «кихон перемещений» (идо-кихон), в котором техники повторяются при движении вперед-назад.
Далее, чтобы тренировать базовые техники в работе с партнером, были придуманы базовое кумитэ (кихон иппон кумитэ) и кумитэ для серии из трех ударов (санбон кумитэ). Потом появилось кумитэ «свободного удара», в котором вид атаки не определен заранее, (дзию иппон кумитэ) и отсюда родилось понятие «дзию-кумитэ» (свободное кумитэ). В результате этого процесса возникла идея соревнований, поединка по установленным правилам.
Таким образом, в Японии до и после Второй мировой войны непрерывно шел процесс выстраивания теории каратэ и систематизации основных техник. В результате обратно на Окинаву было «импортировано» нечто противоположное изначальной системе тренировок, построенной исключительно на изучении ката. Возникла иллюзия, что эти идеи существовали на Окинаве с древних пор, и это привело к совершенно неправильному пониманию.
Ката и ката бункай. Итак, как было сказано выше, в результате систематизации и создания теорий каратэ в большинстве обычных додзе Японии тренировки стали проходить в форме «соноба-кихон», «идо-кихон», отработки ката, базового кумитэ и свободного кумитэ. Чем же в этом случае являлось исконное каратэ Окинавы?
Полагаю, тренировки каратэ заключались в повторении ката и бункай для техник, включенных в эти ката. Древнее каратэ было искусством подавления и контроля противника и основывалось на максимальном использовании возможностей человеческого тела. Такое искусство очень трудно для освоения и требует высокого уровня осознанности. Поэтому древние мастера отбирали техники и концентрировали их в форме ката, для того чтобы передать в наследство следующим поколениям.
Продолжая тренировки на основе исключительно повторений ката, ученики приходят к более глубокому их пониманию, совершенствуют технику, увеличивают ее мощность. Что касается работы в паре — бункай кумитэ, — то такие тренировки позволяют непосредственно ощущать дистанцию и тайминг.
В давние времена на Окинаве говорили: «Можно обучать ката, но нельзя обучать ти (технике)». Ти — это включенные в ката конкретные боевые приемы. Почему же считалось, что нельзя обучать «ти»?
Каратэ — это техника подавления и контроля, и её цель — убить или ранить противника, поэтому такие приемы нельзя преподавать кому угодно. Необходимо было прежде составить суждение о человеке. На Окинаве до наших дней дошло выражение: «Каратэ — искусство для достойных». Это означало, что каратэ нужно было преподавать только «благородным» (то есть порядочным) людям.
История говорит, что в старину на Окинаве тренировки каратэ проводились индивидуальным образом и в тайне, поэтому не существует книги, в которой были бы собраны секреты японских боевых искусств. Однако существовало понятие «куден» - устной передачи, то есть непосредственных разъяснений мастера ученику.
До нас дошли «Десять наставлений» Итосу Анко, написанные в 1908 г. для каратистов следующих поколений. В шестом параграфе сказано следующее: «Повторяя формы ката по многу раз, ты начнешь понимать смысл каждой техники, то есть в каком случае ее следует использовать. Это приходит с упражнением. Однако есть много того, что передается только устно: все, что относится к входу, блокам, снятию захватов, технике удержания. Бункай для техник относится к области устной передачи».
Искажение ката и утрата традиции «устной передачи». В разговорах о каратэ порой можно услышать такие высказывания: «Ката не имеют никакого отношения к настоящему бою, их невозможно использовать». Или: «Ката — это традиционное искусство, подобное окинавским танцам».
На самом деле в большинстве додзе не видят логической связи между тренировками кихон и ката и тренировками кумитэ и отрабатывают их отдельно друг от друга. Не понимая, для чего нужен кихон и для чего — ката, не понимают и того, как они связаны с кумитэ, и в результате обычно тренируют ката сами по себе, и кумитэ само по себе. Кроме того, разве не бывает так, что тренировки ката или дзию-кумитэ имеют своей целью только лишь прохождение экзаменов на кю и даны или же победу в соревнованиях?
Скажем еще, что те ката, которые обычно исполняются на показательных выступлениях, действительно неприменимы в настоящем бою, сколько бы их не отрабатывать. Почему же так получилось?
Во-первых, изначально система обучения каратэ была основана на сочетании ката и куден — объяснений мастера. Как только исчезла традиция устной передачи, стало невозможно правильно понимать и тренировать ката. Ведь ката были искусно «зашифрованы» именно с той целью, чтобы посторонние люди не могли понять суть техники с первого взгляда.
Однако главная причина в том, что ката окинавского каратэ, распространяясь по Японии, подвергались сильным искажениям.
Например, ката Фунакоси Гичина отличаются от того времени, когда во главе школы стал его сын Гиго. Он изменил форму ката так, чтобы положение ног и поясницы было похоже на то, что используется в легкой атлетике: грудь подается вперед, центр тяжести опущен ниже. В результате позиции стали статичными. Потом, главной средой распространения каратэ в Японии было студенчество, среди которого были очень популярны европейские рационалистические теории об устройстве человеческого тела. В итоге самое главное в каратэ, что до этого передавалось в форме куден (от учителя к ученику), — то есть представление о принципах работы тела, — оказалось утрачено.
Кроме того, после второй мировой войны каратэ было превращено в систему, основанную на европейских представлениях о спорте, и стало пониматься как средство физического воспитания. Затем возникла идея поединков, и в дальнейшем каратэ развивалось как «спортивное будо». Однако в соревновании законы совсем другие, чем в настоящей схватке, поэтому эволюция техник каратэ шла в сторону возникновения правил и ограничений. С другой стороны, техники, неприменимые на соревнованиях, просто отбрасывались, и основой каратэ стали считаться цки и кери (удары руками и ногами). Таким образом, каратэ, существовавшее как техника реального боя – то есть подавления и контроля противника, — превратилось в спорт.
Помимо соревнований кумитэ, появились отдельные соревнования по исполнению ката. Целью изучения ката стала победа на таких соревнованиях или демонстрация на показательных выступлениях. Желание «хорошо выглядеть», выполнять ката внешне красиво и мощно привело к искажению таких «соревновательных ката». В противовес этой тенденции некоторые школы решили полностью отказаться от изучения ката, считая их наследством прошлого, не имеющим практического применения.
- Читайте также: Макс Дедик о сэнсэе Омори Хироси: помог найти ключ к каратэ, дал возможность получать знания из первоисточника
Проникновение каратэ на острова Японии
Итак, окинавское каратэ возникло от китайского кунфу, заимствованного Мацумурой Соконом и другими мастерами, начало открыто распространяться благодаря усилиям Итосу Анко и в конце концов стало общедоступным будо. Теперь попробуем выяснить, каким образом боевое искусство Окинавы попало в Японию и получило широкое распространение.Окинавское каратэ пришло на японскую землю, в первую очередь, благодаря мастеру Фунакоси Гичину (1867-1957). Он родился в Сюри, в деревне Ямакава в незнатной семье. Несмотря на слабое тело, в начальной школе он стал заниматься каратэ под руководством Асато Анко, который был учеником Мацумуры Сокона. Закончив педагогическое училище, Гичин стал учителем начальной школы и в то же время начал обучаться у Итосу Анко. В 1919 г. по рекомендации Ябе Кенцу он стал вести секцию каратэ для студентов подготовительного курса педучилища.
В 1922 г. префектура Окинава участвует в фестивале, организованном министерством образования, и Гичин приезжает в столицу, где выступает с демонстрацией каратэ. Кано Дзигоро, увидев выступление Гичина и оценив высокий уровень боевого искусства, просит его в следующем году вести занятия для старших учеников Кодокана. Это был первый шаг к распространению каратэ в Японии.
Занятия у Гичина были очень популярны, к нему приходило все больше людей, и в конце концов он решил не возвращаться на Окинаву, но целиком посвятить себя распространению каратэ в Японии. В 1925 г. в университете Кейо впервые был открыт клуб каратэ, что дало начало целой цепочке университетских клубов. В дальнейшем каратэ, принесенное в Японию Фунакоси Гичином, благодаря усилиям его учеников распространилось во всем мире под названием «сётокан».
Плюсы и минусы развития каратэ в университетской среде
Итак, каратэ было показано в Токио Фунакоси Гичином и получило признание благодаря директору Кодокана Кано Дзигоро, высокому авторитету в области боевых искусств. Постепенно оно распространялось в Токио, Осаке, Киото и других крупных городах, и большую роль в этом сыграли Мотобу Чёки, Мияги Чёдзюн (школа годзю-рю) и Мабуни Кенва (сито-рю). Базой для широкого распространения были клубы, открывавшиеся при каждом университете. Таким образом, средой развития каратэ стал круг людей с высшим образованием. Полагаем, именно это обстоятельство оказало решающее влияние на дальнейший путь каратэ.Понимание каратэ в свете европейских взглядов на спорт. В те годы в Японии лишь немногие люди имели возможность получить высшее образование, и они являлись в буквальном смысле элитой общества. Это было время, когда Япония активно старалась перенять достижения европейской цивилизации и догнать Европу. В Европе был расцвет индустриализации, механистические теории казались венцом человеческой мысли, и на них же стало опираться представление о человеческом теле. Элита того времени без малейших сомнений интерпретировала идеи каратэ через призму европейских теорий о принципах работы тела. Например, возникло представление, что при ударе кулаком (цки) центр должен оставаться стабильным, а сила возникает в области поясницы и передается в плечо при вращении по принципу «зубчатой передачи». Такое движение требует «отдачи», поэтому, когда одна рука идет в удар, другую нужно резко отдернуть назад. Чтобы увеличить мощность удара, используется вращение бедер, а чтобы усилить скорость, можно заняться силовыми тренировками и накачать крепкие мышцы. В результате, когда восточные принципы использования тела стали анализироваться с точки зрения европейцев, исчезли изначально заложенные в каратэ основы боевого искусства.
Отказ от бросковых техник и болевых приемов. Студенты обычно имели опыт изучения традиционных японских боевых искусств (кендо, дзюдо и т.д.). Поэтому, подчеркивая отличие каратэ от японского будо, сосредоточили внимание на том, чего не было в традиционных искусствах, - на ударах руками и ногами. Хотя изначально каратэ было всеобъемлющим боевым искусством, в нем стали выделять именно ударные техники, а от бросков и болевых воздействий, напоминавших приемы дзиу-дзицу или дзюдо постепенно отказались. В книге Мики Нисабуро «Комментарий к каратэ», опубликованной в 1930 г. клубом Токийского университета, сказано следующее: «О том, что такое каратэ, я думаю так: ясно, что в задачу каратэ не входит схватить и бросить противника или вести с ним борьбу наподобие сумо». Впоследствии сформировалась система тренировок и поединков, в основе которой находятся удары руками и ногами.
Систематизация и создание теории каратэ. В боевых искусствах древней Окинавы не существовало терминов «блок», «удар», «удар ногой» и т.п., и даже стойки не имели своих названий. Для их описания использовались глаголы, прилагательные, наречия, но существительных, которые выражали бы эти понятия, не было.
Представляется, что работу по созданию понятийного аппарата начали студенты, всегда склонные к изобретению теорий.
Например, для слова «кулак» было придумано название «сейкен». Аналогичным образом вместо слов, использовавшихся в языке древней Окинавы, были придуманы такие названия, как «сюто, уракен, нуките, сётей», локоть был назван «энпи» и так далее. Была создана единая система терминов для обозначения таких частей как «подушечка стопы» (дзёсокутей) или «внешний край стопы» (сокуто). Далее, различные стойки, в зависимости от того, насколько открыто положение ног и насколько опущена поясница, получили названия «дзенкцудачи», «кокцудачи», «кибадачи», «некоасидачи» и т.д. Каратэ превращалось в систему, и устанавливался некий стандарт приемов атаки и контратаки (чеку-дзуки, уракен, мае-гери, йоко-гери, маваси-гери) и блоков (учи-уке, сото-уке, аге-уке, сюто-уке, геданхарай-уке).
Из техник, скрытых внутри базовых ката, как наиболее частые были выбраны цки, уке и кери (техника ударов кулаком, ногами и техника блоков). Чтобы отрабатывать мощность и эффективность, их стали повторять много раз, оставаясь на месте, и стал складываться «кихон из положения стоя» (соноба-кихон).
Подобным образом из ката были отобраны базовые стойки. Так появился «кихон перемещений» (идо-кихон), в котором техники повторяются при движении вперед-назад.
Далее, чтобы тренировать базовые техники в работе с партнером, были придуманы базовое кумитэ (кихон иппон кумитэ) и кумитэ для серии из трех ударов (санбон кумитэ). Потом появилось кумитэ «свободного удара», в котором вид атаки не определен заранее, (дзию иппон кумитэ) и отсюда родилось понятие «дзию-кумитэ» (свободное кумитэ). В результате этого процесса возникла идея соревнований, поединка по установленным правилам.
Таким образом, в Японии до и после Второй мировой войны непрерывно шел процесс выстраивания теории каратэ и систематизации основных техник. В результате обратно на Окинаву было «импортировано» нечто противоположное изначальной системе тренировок, построенной исключительно на изучении ката. Возникла иллюзия, что эти идеи существовали на Окинаве с древних пор, и это привело к совершенно неправильному пониманию.
Превращение окинавского каратэ в спорт и утрата традиций боевого искусства
Ката и ката бункай. Итак, как было сказано выше, в результате систематизации и создания теорий каратэ в большинстве обычных додзе Японии тренировки стали проходить в форме «соноба-кихон», «идо-кихон», отработки ката, базового кумитэ и свободного кумитэ. Чем же в этом случае являлось исконное каратэ Окинавы?
Полагаю, тренировки каратэ заключались в повторении ката и бункай для техник, включенных в эти ката. Древнее каратэ было искусством подавления и контроля противника и основывалось на максимальном использовании возможностей человеческого тела. Такое искусство очень трудно для освоения и требует высокого уровня осознанности. Поэтому древние мастера отбирали техники и концентрировали их в форме ката, для того чтобы передать в наследство следующим поколениям.
Продолжая тренировки на основе исключительно повторений ката, ученики приходят к более глубокому их пониманию, совершенствуют технику, увеличивают ее мощность. Что касается работы в паре — бункай кумитэ, — то такие тренировки позволяют непосредственно ощущать дистанцию и тайминг.
В давние времена на Окинаве говорили: «Можно обучать ката, но нельзя обучать ти (технике)». Ти — это включенные в ката конкретные боевые приемы. Почему же считалось, что нельзя обучать «ти»?
Каратэ — это техника подавления и контроля, и её цель — убить или ранить противника, поэтому такие приемы нельзя преподавать кому угодно. Необходимо было прежде составить суждение о человеке. На Окинаве до наших дней дошло выражение: «Каратэ — искусство для достойных». Это означало, что каратэ нужно было преподавать только «благородным» (то есть порядочным) людям.
История говорит, что в старину на Окинаве тренировки каратэ проводились индивидуальным образом и в тайне, поэтому не существует книги, в которой были бы собраны секреты японских боевых искусств. Однако существовало понятие «куден» - устной передачи, то есть непосредственных разъяснений мастера ученику.
До нас дошли «Десять наставлений» Итосу Анко, написанные в 1908 г. для каратистов следующих поколений. В шестом параграфе сказано следующее: «Повторяя формы ката по многу раз, ты начнешь понимать смысл каждой техники, то есть в каком случае ее следует использовать. Это приходит с упражнением. Однако есть много того, что передается только устно: все, что относится к входу, блокам, снятию захватов, технике удержания. Бункай для техник относится к области устной передачи».
Искажение ката и утрата традиции «устной передачи». В разговорах о каратэ порой можно услышать такие высказывания: «Ката не имеют никакого отношения к настоящему бою, их невозможно использовать». Или: «Ката — это традиционное искусство, подобное окинавским танцам».
На самом деле в большинстве додзе не видят логической связи между тренировками кихон и ката и тренировками кумитэ и отрабатывают их отдельно друг от друга. Не понимая, для чего нужен кихон и для чего — ката, не понимают и того, как они связаны с кумитэ, и в результате обычно тренируют ката сами по себе, и кумитэ само по себе. Кроме того, разве не бывает так, что тренировки ката или дзию-кумитэ имеют своей целью только лишь прохождение экзаменов на кю и даны или же победу в соревнованиях?
Скажем еще, что те ката, которые обычно исполняются на показательных выступлениях, действительно неприменимы в настоящем бою, сколько бы их не отрабатывать. Почему же так получилось?
Во-первых, изначально система обучения каратэ была основана на сочетании ката и куден — объяснений мастера. Как только исчезла традиция устной передачи, стало невозможно правильно понимать и тренировать ката. Ведь ката были искусно «зашифрованы» именно с той целью, чтобы посторонние люди не могли понять суть техники с первого взгляда.
Однако главная причина в том, что ката окинавского каратэ, распространяясь по Японии, подвергались сильным искажениям.
Например, ката Фунакоси Гичина отличаются от того времени, когда во главе школы стал его сын Гиго. Он изменил форму ката так, чтобы положение ног и поясницы было похоже на то, что используется в легкой атлетике: грудь подается вперед, центр тяжести опущен ниже. В результате позиции стали статичными. Потом, главной средой распространения каратэ в Японии было студенчество, среди которого были очень популярны европейские рационалистические теории об устройстве человеческого тела. В итоге самое главное в каратэ, что до этого передавалось в форме куден (от учителя к ученику), — то есть представление о принципах работы тела, — оказалось утрачено.
Кроме того, после второй мировой войны каратэ было превращено в систему, основанную на европейских представлениях о спорте, и стало пониматься как средство физического воспитания. Затем возникла идея поединков, и в дальнейшем каратэ развивалось как «спортивное будо». Однако в соревновании законы совсем другие, чем в настоящей схватке, поэтому эволюция техник каратэ шла в сторону возникновения правил и ограничений. С другой стороны, техники, неприменимые на соревнованиях, просто отбрасывались, и основой каратэ стали считаться цки и кери (удары руками и ногами). Таким образом, каратэ, существовавшее как техника реального боя – то есть подавления и контроля противника, — превратилось в спорт.
Помимо соревнований кумитэ, появились отдельные соревнования по исполнению ката. Целью изучения ката стала победа на таких соревнованиях или демонстрация на показательных выступлениях. Желание «хорошо выглядеть», выполнять ката внешне красиво и мощно привело к искажению таких «соревновательных ката». В противовес этой тенденции некоторые школы решили полностью отказаться от изучения ката, считая их наследством прошлого, не имеющим практического применения.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость