Омори Хироси: что такое «будо»?

Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается статья Омори Хироси, в которой сэнсэй рассказывает о Будо и Бусидо. Материал публикуется с разрешения автора.

Читайте также: 


Будо и бусидо – не одно и то же (Бусидо эпохи Мейдзи)

Значение слов «будо» и «бусидо» не вполне понятно. Хотя японцы обычно применяют понятие «бусидо» к своей истории, однако до эпохи Мейдзи [1868-1912. В этот период власть сегуната, существовавшая с эпохи Эдо, сменилась властью императора, и было дано начало эпохе промышленной революции] это слово в японском языке почти не использовалось.

Считается, что начало современному употреблению слова «бусидо» было положено после эпохи Мейдзи японцами Нитобе Иназо и Учимура Канзо. Во время своей учебы за границей Нитобе Иназо заметил, что европейцы представляют себе Японию отсталой страной, не имеющей собственной духовной культуры. В противовес такому пониманию, он искусственным образом извлек из японской культуры то, что могло бы сравниться с традициями европейского рыцарства. В подражание рыцарям было создано его «бусидо», где изначальное понимание «буси» – как воина, который до последней капли крови сражается в поединке, защищая свою жизнь, свою семью, владения и князя, – было трансформировано. Учимура полностью отказался от представлений о личных отношениях господина и слуги, но в своем понимании бусидо перенес эту модель на служение воина императору и народу в целом.

В то время государственные власти объявили своей главной целью сравняться с европейскими странами, провозгласив лозунги «От Азии к Европе» и «Богатая страна, сильная армия». Поэтому образ представителя воинского сословия из уходящей феодальной эпохи не мог восприниматься как позитивный: в цивилизованном обществе ценится не физическая сила, а интеллект, и вполне естественно, что образ воина становится отрицательным, а значение военного дела уменьшается. Таким образом, в цивилизованном обществе невозможно восстановление идеалов бусидо. Прежде «бусидо» ассоциировалось с чем-то конкретным: боевыми искусствами, оружием, правилами этикета, – Нитобе и Учимура дали этому понятию новую жизнь,  переделав  его в нечто абстрактное, где отвлеченная идея ставилась выше конкретных вещей. С этого момента бусидо превращается в духовное понятие.

Более того, в дальнейшем своем развитии эта теория заменила собой японский национальный характер. Таким образом, было создано представление о японцах как о воинственной нации, выше всего ценящей боевые искусства, и в результате такого перерождения «аристократами» стали считать именно военное сословие, а не придворную знать. После эпохи Мейдзи такое «бусидо» стало главным логическим доводом для милитаристов в их поддержке и оправдании фашизма. На эту выдуманную теорию опирались призывы «сопротивляться до последнего солдата» и атаки смертников-камикадзе, и все знают, сколько горя это принесло.
Точно также и понятие «будо» является новым словообразованием – до эпохи Мейдзи его не было в японском языке. Нет такого боевого искусства, которое называлось бы «будо»: это слово используется как общее название для различных боевых искусств, существующих в Японии. Но и такое определение весьма неточно, поскольку разные люди могут понимать его по-разному.

Определение будо

Таким образом, ничего нет удивительного в том, что эти вновь созданные понятия «будо» и «бусидо» часто смешиваются или употребляются в одинаковом смысле.

Нам представляется, что сейчас, говоря о будо, нужно еще раз четко дать ему определение.

Сначала необходимо задуматься о том, как окончательно разделить будо и бусидо. Для понятия бусидо существует два определения.
Во-первых, есть «бусидо эпохи Мейдзи» - искусственная теория, которую использовали государственные власти в XX веке. И есть изначальный смысл «бусидо»: частный договор, который воин заключал с феодалом, чтобы в составе боевого отряда защищать его владения, а также собственную жизнь и семью.

Но что же такое будо в этом случае? Общее название для искусного владения боевыми приемами, которые позволяют сокрушить противника и спасти свою жизнь. Будо доступно для изучения всем, и не является чем-то свойственным ограниченному классу профессиональных воинов.

Будо и спорт – разные вещи

После Второй мировой войны Генеральный штаб [Генеральный штаб – общий штаб стран-союзников, созданный после Второй мировой войны для управления оккупированной Японией и проведения политики победителей] запретил обучение боевым искусствам, и многие школы, чтобы обойти этот запрет, были вынуждены продолжать работу как спортивные клубы. Многие боевые искусства все больше и больше превращались в спорт, а после того как отдельные виды были включены в программу Олимпийских игр, граница между этими понятиями стала совсем расплывчатой. Например, продолжается дискуссия о том, что такое дзюдо, входящее в Олимпийскую программу, – спорт или боевое искусство.

Кано Дзигоро, основатель дзюзо, до войны изучал в своей школе приемы работы с оружием. Кроме того, в 1922 г. он пригласил в Кодокан мастера карате Фунакоси Гичина, познакомившись с его техникой, и решил, что старшие ученики Кодокана обязаны изучать карате. Вероятно, он стремился ввести элементы карате в дзюдо, добавить цки и кери (удары рукой и ногой) и создать синтез этих боевых искусств.

Известно, что в 1952 г. в Кодокане при обучении самообороне использовались ката с оружием. Кроме того, в настоящее время можно видеть, что на соревнованиях по дзюдо есть приемы удушения противника. Поэтому можно говорить о том, что дзюдо является боевым искусством.

Итак, дзюдо – это боевое искусство, однако его называют также спортом, потому что в программе олимпийских игр есть соревнования по этой дисциплине. Таким образом, у дзюдо есть две стороны: будо и спорт. То же самое справедливо и для кендо, и для карате-до.

Из приведенных примеров видно, что будо – это система приемов, направленных на то, чтобы убить или ранить противника, то есть, это техника, вся цель которой – выжить самому. Конечно, здесь не может быть никаких правил и ограничений. А изначальная цель устройства спортивных соревнований – развлечение публики, и отсюда естественно возникает необходимость в определенных правилах.

Таким образом, задачи будо и спорта с самого начала совершенно различны, а потому и принципы обучения, и система тренировок должны быть абсолютно другими. Думаю, что смешивать их нельзя ни в коем случае.

Отличие будо и будзюцу

Поскольку обычай использовать название «будо» для древних будзюцу (боевые искусства) утвердился только после эпохи Мейдзи, полагаем, следует дать особые определения и этим словам.

В общих чертах, для будо и будзюцу существуют следующие определения.

Прежде всего, будзюцу – это общее именование древних боевых искусств Японии и Окинавы до эпохи Мейдзи. Это были техники, предполагавшие свободное владение приемами самообороны и не имевшие никаких запретов. Система тренировок являлась тайной и передавалась устным образом. Таковы дзю-дзюцу, кен-дзюцу и окинавское карате.

Если говорить далее о будо, то это будзюцу, переделанные или заново созданные после эпохи Мейдзи. Система тренировок стала открытой, а в отдельных видах появились соревнования. Таковы, например, дзюдо, кендо и так далее.

Таким образом, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, я сейчас предложу собственное понимание этих определений.

Кадо (икебана), садо (чайная церемония), сёдо (каллиграфия) содержат в японском языке иероглиф «доо» («путь»). Так чем же является это «доо»? Даже в спорте понятие «доо» не ограничивается дзюдо и кендо, но порой говорят даже о «пути футбола» или «пути бейсбола». Но неужели достаточно будет придать этому выражению смысл «путь – это техника плюс дух»?

Согласно общепринятой точке зрения, «доо» – это не просто отработка техники, но усердная тренировка для воспитания духа, для формирования особых качеств. Чтобы пройти большое расстояние, мы упорно, шаг за шагом, приближается к некоему идеалу. То есть, «путь» – это не просто «техника», но духовное понятие.
Однако мастер Кано Дзигоро говорил: «Ты можешь сколь угодно долго  отрабатывать технику с бамбуковым мечом,  изучать броски и болевые приемы, но из таких тренировок и занятий не родится дух уважения к власти или нравственность». И еще: «Для чего древние воины, которые превосходно владели всеми техниками и  обладали  подлинным боевым духом, одновременно с изучением боевых приемов уделяли особое время постижению Учения [Имеется в виду конфуцианство]?»

Получается, что тренировки будо сами по себе не приведут к формированию достойной личности. В Кодокане целями изучения дзюдо были объявлены «физическое совершенство, победа и мораль». Как соответствующие способы обучения были установлены «рандори» (свободный поединок), «ката», «наставления» и «беседа с учителем».

Мы стремились показать, что «будо» не является просто путем особой шлифовки техники и духовных качеств. Существенно для его определения то, что древний способ тренировок, основанный на тайной передаче знаний и устных пояснениях учителя, был переделан так, чтобы обучаться боевым искусствам мог любой желающий. Значит, «будо» – это систематизация древних искусств (будзюцу), в результате которой появился открытый метод обучения.

Добавить новость