Омори Хироси: история Сюри-Тэ

Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается статья Омори Хироси, в которой сэнсэй рассказывает об истории зарождения каратэ на Окинаве и возникновении Сюри-Тэ. Материал публикуется с разрешения автора.

Читайте также: 


А. Возникновение окинавского каратэ
 
Существует немало письменных источников об истории боевых искусств Японии, однако рождение окинавского каратэ не засвидетельствовано почти никакими документами. Существуют три теории возникновения каратэ на Окинаве.
Первая говорит, что древние приемы рукопашного боя на Окинаве («ти»), постепенно были приведены в определенную систему, которая получила название «каратэ».

Согласно другой теории, издревле существовавшие техники Окинавы («ти») претерпели сильное влияние китайских боевых искусств (кун-фу) и в результате появилось каратэ.

Третья теория утверждает, что китайское кунфу попало на Окинаву, с течением времени стало восприниматься воинами как исконное и, вобрав в себя элементы окинавских техник, развилось в отдельное боевое искусство.

В последние годы общепринятой остается вторая теория, согласно которой на Окинаве существовала своя техника рукопашного боя («ти»), а кун-фу, заимствованное из Китая, было названо «тоо-ди» - «китайское искусство». Современное каратэ-до было создано на основе древней «окинавской техники» с учетом китайского кунфу.

Однако учитель окинавского каратэ Киндзю Акио в своей книге «История подлинного каратэ» возражает против этого мнения, приводя следующие доводы.

«Каратэ возникло благодаря тому, что в древние времена мастера кунфу неоднократно приезжали из Китая на Окинаву. Доказательство этому такое. Хотя и говорится, что основа каратэ-до — это ката, однако для названий ката, существовавших прежде эпохи Тайсё [1912-1926 гг.], используются слова из диалектов китайских областей Фукендзю и Сендзю. В наши дни старейшие мастера каратэ не знают ни смысла этих названий, ни соответствующих иероглифов: для записи они либо пользуются азбукой катакана, либо подбирают иероглифы, похожие по звучанию. Не может такого быть, чтобы люди Окинавы изобрели ката каратэ-до, но дали им имена, смысла которых сами не осознают».

А вот что говорит Гима Синкин [Гима Синкин обучался искусству каратэ сначала у мастеров Итосу Анко и Ябэ Кенцу, впоследствии у Фунакоси Гичина, вместе с которым приложил много усилий для распространения каратэ-до] в книге «Разговор об истории современного каратэ», написанной в соавторстве с Фудзивара Рёзо.

«Мой дедушка [Человек, занимавший высокое положение на Окинаве, знаменитый своей эрудицией] рассказывал: “Что касается окинавского боевого искусства... При восшествии на престол окинавской династии Чузан в Укисиму [Деревня Кумэ, совр. Нахаши] приехали 36 человек из области Фукен, и вплоть до революции Мейдзи люди, живущие в деревне Куме, владели особой боевой техникой”. Люди из Фукен прибыли в Укисиму в 1392 г., и мы не знаем, существовало ли прежде того на Окинаве искусство рукопашного боя, называемое “ти”... Если поразмыслить над этим, приходится признать, что мы не можем обнаружить исконного название “каратэ” в окинавском языке. Таким образом, утверждение о том, что на Окинаве в древности существовала некая техника рукопашного боя “ти”, относится к разряду представлений, принимаемых почти на веру. Если исследовать внимательнее эту технику “ти”, то наверняка придется признать, что она была создана в подражание кунфу, которое принесли сюда люди из земли Фукен».

Далее, Фунакоси Гичин в книге «Обучение каратэ-до» пишет: «Китайское боевое искусство распространялось по различным землям: то, которое изучали в Шаолине, впоследствии стало известно как “шаолиньское кунфу”, в то время как техники, принесенные на Окинаву, развились в некое искусство “окинавское ти”, предшественника современного каратэ-до».

Из вышесказанного ясно, что нет необходимости придумывать некую технику рукопашного боя, с помощью которой крестьяне Окинавы, не имевшие права носить оружие, якобы могли защищаться от притеснений. Наоборот, мы полагаем, что китайское кун-фу было заимствовано несколькими поколениями самураев, служивших в королевском дворце, и в конце концов стало обязательной частью воинского обучения.
 
В. Зарождение сюри-тэ
 
Итак, окинавское каратэ возникло как непосредственное заимствование  китайского кунфу,  однако не является его простым слепком. Окинавское каратэ, знаменитое во всем мире, сложилось в результате трансформации китайских боевых искусств, когда Япония привнесла в них свою культуру фехтования – искусство максимального контроля над телом.
 
Сакугава Канга
 
Невозможно говорить об истории сюри-тэ без имени Сакугава Канга (1792-1837).
Сакугава Канга занимал высокий пост в королевстве Сюри, называемом также Печин. С детства он выделялся замечательными способностями, достиг заметных успехов в боевых искусствах, и его с юности ожидало блестящее будущее королевского чиновника. В возрасте 20 лет он уехал в Пекин, получив рекомендации для обучения, однако не ограничился науками, но отдал все силы постижению боевых искусств. Затем под руководством мастера Кусянку изучил ката «кусянку». Вернувшись на родину, он начал преподавать боевые искусства, и люди почтительно называли его «Тооди-Сакугава» («мастер китайской техники»). Таким образом, кунфу, принесенное в Сюри Сакугавой Канга, распространилось среди местных самураев и получило название сюри-те, став прообразом окинавского каратэ.
 
Мацумара Сокон
 
Существенные изменения в этот прототип были внесены гением по имени Мацумура Сокон.
Он родился в 1800 г. (по другим источникам в 1798 или в 1809), а умер в 1892 (1890 или 1896 г.) в Сюри в деревне Ямакава. С детских лет он отличался редким талантом в науках и боевых искусствах и начал обучаться каратэ у Сакугавы Канга. В то время Окинава находилась под властью клана Сацума (Кагосима). Мацумура Сокон, который происходил из аристократического рода, в двадцатитилетнем возрасте был отправлен на учебу, не имея на то особого желания.
Тогда он занимался фехтованием у мастера «дзиген-рю» Идзюина Ясчиро. В результате тренировок у Канга и обучения китайскому кунфу талант Сокона раскрылся в полной мере: он достиг степени «окуден» в дзиген-рю и получил четвертый дан «ун-йо». Затем, вместе со своим наставником Сакугавой, он поехал в Пекин, где занимался под руководством учителя Ива. Впоследствии он дважды или трижды добирался морем в область Фукен, где оттачивал свою технику у Вайсиндзана – мастера стилей «хакуцуру-кэн» и «сёрин-ракан-кэн». Там ему передали  ката «санчин», «сейсан», «рохай» и «усэси».
 
Влияние фехтования

Такой путь постижения Соконом  боевых искусств и стал решающим фактором в складывании сюрите. Сокон, обладая гениальным даром, смог внести в китайское кунфу идеи японского фехтовального искусства, что дало импульс к диалектическому развитию и привело к прорыву на качественно иной уровень.
В школе дзигенрю, где обучался Сокон, был принцип непрерывной атаки, при которой один из противников неминуемо погибал. При первом же ударе фехтовальщик ставил свою жизнь на тонкую грань, при втором, не думая о защите, должен был поразить врага или пасть сам. Поскольку Окинава в то время была под властью клана Сацума, естественно, что для фехтовальщиков дзигенрю воображаемым противником были воины захватчиков. Сацума установили строжайший запрет на ношение оружия для самураев Окинавы. Поэтому, представляя воображаемый бой с захватчиками, воины Окинавы должны были предполагать сражение безоружного против меча.

Сокон нашел решение в объединении китайского кун-фу с идеями фехтования (дзигенрю). Таким образом, сюрите можно назвать новым боевым искусством Окинавы, где в основе лежит китайское кунфу, а принципы использования тела взяты из искусства фехтования Японии. Когда люди видят демонстрации кун-фу либо фильмы с Брюсом Ли или Джеки Чаном, они замечают, насколько оно непохоже на каратэ. Каратэ вобрало в себя главный принцип дзигенрю - «убийство одним ударом», и его дальнейший путь развития отличался от китайского кунфу.

Между прочим, считается, что макивару, которая по сей день используется для тренировок каратэ, придумал Мацумура Сокон, на основе одной из практик дзигорю – частые удары мечом по стволу дерева.
 
Итосу Анко (1831 – 1916)
 
Однако основателем сюрите называют Итосу Анко.

Он родился в Сюри в деревне Гибо и происходил из рода самураев. Достигнув совершеннолетия, получил должность секретаря в правительстве. В то же время изучил основы каратэ под руководством Мацумуры Сокона. В 1867 г. началась реставрация Мейдзи, в результате которой была установлена новая система управления: в 1879 г. королевство Рюкю перестало существовать и превратилось в японскую префектуру Окинава. В период реформ Итосу Анко не потерял свой пост, который занимал при правлении династии Рюкю, более того – стал движущей силой преобразований.  После войны   с Китаем в обществе усиливались националистические настроения и формировалась новая система образования. В этих условиях Итосу Анко опасался, что Окинава потеряет свою самобытность, и прикладывал много усилий для развития каратэ, стремясь представить его японцам не просто как технику рукопашного боя, но как будо, соответствующее духу новой эпохи.

Человек по имени Чаннан, приплывший на Окинаву из области Фукен, передал Анко ката «чаннан». Соединив их с «кусанку» и другими техниками, Анко создал  ката «пин-ан», с первого по пятый. До этого времени тренировки каратэ были основаны на тайной передаче знаний. Итосу Анко в 1901 г. стал открывать секции каратэ в школах и провозгласил будо новым способом физических тренировкок, полностью соответствующим системе обязательной военной службы.
Благодаря усилиями Итосу Анко сюрите оказалось включено в программу общеобразовательной школы, а благодаря деятельности его учеников вышло за пределы Окинавы и распространилось по всей Японии. В то же время Итосу Анко способствовал развитию направлений нахате и томарите может быть с полным правом назван отцом современного каратэ.
 
Ученики Итосу Анко

Из школы Итосу Анко один за другим выходили превосходные мастера.

Кян Чётоку развивал направления сёрин-рю и сёриндзи-рю, Фунакоси Гичин  первым начал по-настоящему преподавать каратэ в Японии и создал стиль сётокан-рю. Чибана Чёшин развивал стиль кобаяси-рю, а Мабуни Кенва – школу сито-рю. 
 
С. Другие направления окинавского каратэ
 
Помимо сюрите, на Окинаве есть другие направления нахате и томарите. В древности у школ боевых искусств не было своих названий, но использовалось личное имя мастера, передавшего то или иное ката. Например, ката "бассай" - общее для сюрите и томарите, однако существуют "мацумура бассай", "итосу бассай", "исимине бассай", "тавата бассай" и так далее, по имени учителя, который передал его, внеся свои изменения. Поскольку обучение каратэ происходило в тайне, имена учителей не хотели объявлять открыто и нередко предпочитали использовать название поселка или местности. Таким образом Сюри, где находился дворец династии Рюкю, и богатые портовые города Наха и Томари дали имена школам сюрите, нахате и томарите.

Основателем нахате считают Хигаонна Канрё (1852-1915). Он был торговцем, однако имел большие способности к боевым искусствам и уехал в Китай в область Фукусю, где обучался стилю "белого лебедя" у мастера Торуко, а впоследствии положил начало новому направлению.

Возникновение томарите относится ко времени правления короля Сёику (1813-1847) и связано с именем Вайсиндзана, который приехал на Окинаву в составе посольства от китайского императора, прибывшего для церемонии официального признания Китаем нового правителя Рюкю. Юноши Окинавы приходили в Томари, где располагалась китайская делегация, и Вайнсидзан давал им уроки кунфу. Самыми выдающимися учениками были Теруя Кисин и Уку Карю, которым Вайсиндзан передал ката вансю, ванкан и рохай. У этих двух мастеров впоследствии обучался Мацумура Косаку, которого называют основоположником томарите.
В дальнейшем нахате стало называться школой "годзюрю", а сюрите - "сёринрю".

Добавить новость