Давид Стаинко: основы методики преподавания боевых искусств

Феномен распространения различных боевых искусств и видов спорта по всему миру имеет такую интенсивность, которую трудно объяснить даже психологам, социологам, различным спортивным журналистам и другим специалистам. Из-за такого огромного расширения процесс обучения и воспитания людей через упражнения и тренировки включает в себя множество самых различных подходов. К сожалению, среди многих специалистов, мастеров боевых искусств или тренеров боевых искусств есть те, кто не соответствует своему профилю, то есть те, кто не знает или не соблюдает основные принципы методики преподавания боевых искусств. Об этом в материале для ShotokanMag размышляет консультант по боевым искусствам и учитель физкультуры, автор статей о боевых искусствах и спорте из Хорватии Давид Стаинко. Перевод статьи публикуется на страницах Superkarate.ru.


Основы методики преподавания

Чтобы подчинить процесс тренировок нашему здоровью, его необходимо запрограммировать, то есть научно обосновать. Если мы оставим упражнения на волю случая, и если они будут, наоборот, не запрограммированы и не будут проводиться под профессиональным руководством, этот процесс потенциально может быть как вредным, так и полезным. К сожалению, факт заключается в том, что, объективно говоря, каждая запрограммированная деятельность не обязательно должна быть благоприятной для нашего здоровья. Это часто можно заметить в спортивных тренировках по различным единоборствам, когда целью является не улучшение здоровья, а лишь достижение более высокого спортивного результата.
 
Первое важное условие правильного способа обучения заключается в точном определении цели или задач обучения таким образом, чтобы это было достижимо для человека. Каждый человек должен пройти четко установленное первоначальное тестирование, чтобы определить его или ее физические способности. Такое тестирование необходимо для того, чтобы мог последовать запрограммированный и управляемый процесс обучения, потому что именно так мы можем увидеть, в какой степени человек отклоняется от общих критериев или нормы. Если мы не обладаем этой информацией, само обучение становится бесцельным и в какой-то степени опасным.
 
После того, как мы установили отправную точку, рассчитали и измерили степень отклонения от благоприятных критериев или нормы (которые неизбежны для достижения успеха в определенном боевом искусстве или виде спорта), мы можем приступить к программированию тренировочного процесса. Во-первых, нам нужно четко сформулировать свои цели и задачи, чтобы мы могли определить объем работы, то есть количество тренировок в неделю. Также нам необходимо определить количество тренировок в день – нужна ли человеку одна или две тренировки, а также продолжительность каждой.
 
Мы должны точно рассчитать интенсивность тренировок для каждого человека. Это относится к напряжению, которое вызовет наилучшие преобразовательные процессы, то есть изменения в организме человека, который тренируется и продвигается к заданной цели. Определение интенсивности должно стать повседневной рутиной для инструктора. Упражнения сами по себе недостаточны, если мы не знаем, сколько их необходимо и как к ним подходить. Многие люди тренируются месяцами, даже годами и до сих пор не видят изменений, на которые они надеялись, а также каких-либо серьезных результатов. Это происходит потому, что они не знают, не информированы об интенсивности тренировок, которую им следует использовать.
 
Каждый инструктор-эксперт должен стремиться найти оптимальную нагрузку для каждого человека, приходящего на тренировку или желающего заниматься. Принцип постепенности, безусловно, будет полезен. Он предписывает каждому человеку в соответствии со своими текущими возможностями постепенно увеличивать уровень интенсивности тренировок, а также количество тренировок. Таким образом, интенсивность всегда будет равномерно распределена, и инструктору будет легче отслеживать информацию об эффекте работы. Он также будет знать, как внести коррективы в упражнение в соответствии с текущей формой и потребностями каждого человека, и все это для достижения поставленной цели. Важно подчеркнуть, что нормальные биологические системы не могут выдерживать постоянно большой объем рабочей нагрузки. Правильные упражнения, влияющие на двигательные и функциональные возможности, лежат в основе физиологических основ взаимодействия нагрузки и восстановления.
 
Термины «упражнение» и «тренировка» охватывают запланированную и запрограммированную физическую активность и индивидуальную подготовку. Она подразделяется на физическую, технико-тактическую, теоретическую и психологическую (моральную, волевое управление движением и т.д.) подготовку. В основном, физическая подготовка человека предполагает процесс развития его психомоторных и функциональных способностей. Далее они подразделяются на общие физические способности, задачей которых является развитие общей формы человека, и специальные физические способности, направленные на развитие навыков, специфичных для определенного боевого искусства или вида спорта. Независимо от типа физической формы, к ней будут относиться с учетом развития психомоторных навыков человека: развития силы, скорости, точности, ловкости, гибкости и равновесия.
 
Скорость – это способность выполнить одно движение за как можно более короткий промежуток времени, т. е. выполнение с большей частотой одних и тех же или разных движений за определенный промежуток времени. Скорость – это психомоторный навык, коэффициент врожденности которого составляет около 90%. По этой причине существует общее мнение, что мы практически не можем повлиять на улучшение этого навыка. Мы можем повлиять на развитие быстроты у более молодого человека, т.е. у ребенка до 10 лет. В дальнейшем мы сможем улучшить ее только в том случае, если будем постоянно работать над совершенствованием техники и приближать ее к автоматизированному совершенству. Это, безусловно, помогает наращивать силы. Среди всех видов силы в боевых искусствах и спорте наибольшую пользу приносят повторяющиеся и взрывные виды силы.
 
Точность – это способность, которая очень важна в боевых искусствах и требует, чтобы мы анализировали информацию, локализовали цель, расстояние до нее, движение и время, чтобы достичь всего этого за сотую долю секунды.
 
Развитие баланса зависит от функции вестибулярной системы, поэтому повлиять на его улучшение очень сложно. На практике эта способность проявляется в умении терять равновесие или умении как можно скорее вернуть его обратно.
 
Улучшение ловкости можно разделить на несколько видов, например, координацию рук, координацию ног, координацию туловища, ритмическую координацию, скорость выполнения сложных двигательных задач, скорость обучения новым движениям, реорганизацию стереотипов и мобильность. Во многих единоборствах, а также в спорте к этому навыку предъявляются большие надежды, поэтому в ходе тренировок уделяется внимание развитию общей и специальной координации.
 
Мы думаем о развитии гибкости как о способности выполнять движение с большой амплитудой. Чем больше гибкость, тем больше амплитуда определенного движения. Этот навык является одним из важнейших в обучении боевым искусствам. Развитие гибкости не является большой проблемой, особенно, если заниматься ею с раннего возраста.
 
Для высокого уровня владения боевыми искусствами, а также спортивных достижений человека необходимо, прежде всего, учитывать его физическую предрасположенность и особенности характера. Многие молодые люди тренируются в спортивных центрах и через некоторое время, когда видят, что не могут освоить продвинутую технику за короткий период времени, решают бросить тренировки. Для того, чтобы человек смог приобрести первый уровень мастерства или начать достигать определенного спортивного результата, необходимо тренироваться около трех лет. Каждому человеку, особенно молодому, инструкторы по боевым искусствам или спорту должны подчеркнуть, что его или ее терпение имеет первостепенное значение, если они хотят достичь определенной цели.
 
Технико-тактическая подготовка включает в себя, как следует из названия, отработку технических, а также тактических действий в отношении определенного навыка или вида спорта. В нем также рассматриваются другие различные способы упражнений, которые влияют на его развитие. Этот способ подготовки является одним из самых важных как в освоении определенной техники боевых искусств, так и в достижении хорошего спортивного результата. Наряду с технико-тактической подготовкой решающее значение имеет и психологическая подготовка.
 
Тренировка психологической выносливости относится к косвенному и длительному общему и специфическому способу тренировки. Это влияет на мотивацию, формирование характера и адаптацию к стрессовым ситуациям, и все это благодаря плановой деятельности. Теоретическая подготовка также является частью полноценной подготовки спортсмена, хотя и не занимает такого важного места, как другие виды подготовки. Теоретическая подготовка более важна для инструкторов, поскольку им легче планировать программу тренировок каждого тренирующегося или спортсмена.
 
Каждая тренировка или упражнение, независимо от ее задач и уникальности, состоит из нескольких частей, которые следуют друг за другом, чтобы соответствовать принципам постепенности физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, а также принципам изменения их объема и интенсивности. Это вводная, подготовительная, основная и заключительная части.
 
Вводная часть тренировки начинается после построения, приветствия и информирования об основных задачах, которые необходимо выполнить к концу тренировки. Длится 5-10 минут, тренирующиеся начинают легкую ходьбу, после чего следуют различные режимы бега, прыжков и игр. Завершается спринтом на короткие отрезки. Подготовительная часть должна настроить метаболизм обучаемого на ту нагрузку и действия, которые будут следовать в основной части тренинга. Эта часть тренировки может длиться разное количество времени, в зависимости от интенсивности основной части тренировки, ее продолжительности и ее основной характеристики.
 
Основная часть тренировки служит решению основных задач обучения. Обычно она делится на две части, чтобы можно было достичь двух разных целей. Другая причина – изменить динамику тренировки и сделать ее менее монотонной. Основная часть длится в зависимости от полной продолжительности тренировки, т.е. если тренировка длится 90 минут, она может длиться до 50-60 минут. Однако если полная тренировка длится 120 минут, она может занять и до 70-80 минут. Особенно необходимо разделить занятие на две разные части, если тренировка длится около двух часов.
 
Заключительная часть тренировки длится около 10 минут и ее основная задача – успокоить организм (привести в норму функции определенных физиологических систем), расслабиться, проанализировать тренировку и обсудить ее.
 
Проблема организации обучения связана с задачами, которые должны быть решены в его продолжительности, а также с разнообразием категорий обучаемых (возраст, пол, знания, т.е. пояс). На практике существует четыре различных варианта организации обучения: фронтально, в группе, индивидуально или в комбинированном режиме.
 
Фронтальный режим ставит всех тренирующихся в одно и то же положение, они выполняют одни и те же упражнения и одни и те же задачи. Обычно его используют при обучении с группой одного возраста, пола или уровня знаний. Многие инструкторы используют его, потому что это единственный режим, который они знают и умеют применять, несмотря на то, что иногда в одной группе присутствуют дети, взрослые, женщины, продвинутые ученики, то есть мастера и новички. Конечно, фронтальный режим не может принести очень хороших результатов при такой разносторонней группе. Это может иметь смысл только в том случае, если тренер возглавляет однородную группу тренирующихся или спортсменов.
 
Групповой режим дает тренеру возможность разделить людей на две или более групп, чтобы приспособить их к разным категориям обучаемых. Недостаточное количество тренажеров или отсутствие тренеров-помощников (тренера определенной группы), достигающих двух и более целей (например, одна группа занимается ката, вторая отрабатывает технику, третья спарринг-тренировки) также являются одними из возможных причин. Групповой режим особенно целесообразен в ситуациях, когда тренеру необходимо работать с несколькими разными категориями обучаемых или когда он одновременно осваивает ряд различных базовых задач. Однако есть и отрицательная сторона (кроме того, что в целом он хуже индивидуального режима) – упражнения и движения одной группы могут отвлекать другую группу, что приводит к падению концентрации.
 
Индивидуальный режим – наиболее эффективный режим тренировок. Здесь каждый человек проводит свое время, работая над своей собственной программой обучения, независимо от других обучающихся. Тренер имеет больше контроля, адаптирует программу и мотивирует. Из-за растущей потребности в индивидуальных программах (одновременно для большего количества обучающихся) этот вид режима является наиболее сложным в организации. Это особенно применимо при подготовке спортсменов высшего уровня или опытных спортсменов. На практике индивидуальный режим обычно сочетают с групповым или фронтальным режимами, при которых инструктор уделяет индивидуальному занятию 5-10 минут в зависимости от количества занимающихся.
 
Наконец, комбинированный метод включает в себя сочетание группового, фронтального и индивидуального режимов и поэтому очень выгоден на практике.

Роль и личность инструктора

В долгосрочном процессе спортивной специализации мастера на тренирующегося будут влиять различные факторы. Среди них самым главным и основным является его инструктор или тренер. Влияние тренера на обучаемого может быть настолько большим, что в определенные моменты он становится его копией. Вот почему личность инструктора нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся, особенно если он или она обучает тренирующихся тому, как использовать определенные «смертоносные» навыки или приемы боевых искусств.
 
Основной принцип успешного инструктора заключается в том, что он полностью владеет определенным навыком боевых искусств или видом спорта. Также желательно, чтобы тренер всегда присутствовал на занятиях, был физически подготовлен, имел определенный уровень образования и постоянно совершенствовал свои навыки и знания. Например, хороший инструктор должен обладать знаниями в области дидактики, методики тренировок, анатомии, физиологии, психологии, спортивной медицины, биомеханики, кинезиологии, статистики, фармации и т. д. Каждый хороший инструктор, прежде всего, должен подавать хороший пример желательного поведения как действительный образ жизни для человека, которого он или она обучает.
 
Чтобы превратить мастера в хорошего инструктора, ему необходимо обладать определенными качествами, например, высоким уровнем интеллекта, высокой способностью убеждать и мотивировать, ему необходимо проявлять лидерство, отстаивать благополучие своих подчиненных, реалистично оценивать свою ценность и ценность своих учеников, стремиться к совершенству и доказывать, что он или она является экспертом в этой области. Имея эти основы, хороший инструктор сможет наращивать успехи своих учеников или добиваться спортивного результата, а также общего результата своего клуба, своей школы, центра единоборств.
 
Хорошего инструктора можно узнать по тому, что он готовится к тренировке, то есть заранее составляется подробный план и программу. Такой инструктор, вероятно, будет делать определенные записи, которые он или она будет использовать, чтобы напоминать себе о конкретных методах, которые планировалось показать на обучении.
 
Хороший инструктор будет отслеживать определенное количество времени, необходимое для каждого этапа тренировки. При этом он не отклонится от заранее запланированного графика тренировок и, таким образом, достигнет определенной цели. Другими словами, он не оставит занятие на волю случая, у него уже будет подготовлен план тренировок, который успешно приведет его к цели занятия.
 
Необходимо, чтобы инструктор следил и проверял пульс тренирующегося, то есть частоту его сердечных сокращений, и с помощью этих средств отслеживал оптимальную интенсивность тренировки. Так, например, если есть тренирующийся 20 лет, его пограничную частоту сердечных сокращений следует рассчитать путем вычитания его возраста из максимальной частоты сердечных сокращений 220 ударов в минуту (220 – 20 = 200). Если вычесть из этого результата 25, мы достигнем оптимальной интенсивности тренировки для этого человека, которая составляет 175 ударов в минуту. Наличие пульсометра желательно, но не обязательно. Пульс (сердцебиение) можно легко измерить, приложив палец к шейной артерии или к запястью тренирующегося. Обычно его измеряют с интервалом в полминуты и умножают число на два, чтобы вычислить количество ударов сердца в минуту.
 
Хорошего инструктора можно узнать по тому, что он никогда не будет хвастаться своими достижениями, но и не будет принижать других инструкторов, другие боевые искусства или виды спорта.
 
Хороший инструктор никогда не запретит своим ученикам (стажерам или спортсменам) уйти от него к другому инструктору, если они того пожелают, независимо от того, сколько времени, сил, денег или знаний он вложил в их развитие и обучение. Он или она всегда будет уважать их желание уйти или их решение искать дальнейшего продвижения где-нибудь еще.
 
Хорошего инструктора будет интересовать не цвет вашей кожи (раса), пол, возраст, ваша религия, финансовое положение, а ваше желание и мотивация изучать и осваивать определенные боевые искусства или виды спорта.
 
Вы можете узнать хорошего тренера по тому факту, что он или она очень добры, когда разговаривают и общаются с другими людьми. Не обманывайтесь и не думайте, что это, наоборот, показывает слабость. Хороший инструктор умеет контролировать свои эмоции и характер и не позволит своему эго, тщеславию или неконтролируемой агрессивности одолеть себя.
 
Независимо от условий работы или более слабого финансового положения в боевом искусстве или спорте, который он преподает, хороший инструктор всегда добьется успеха. Независимо от того, о каком боевом искусстве мы говорим, если за вами стоит такой человек, скорее всего, вы тоже последуете его или ее шагам.
 
Хороший сэнсэй (сифу, гуру) или инструктор воспитает своих учеников и стажеров, чтобы они стали хорошими людьми и чемпионами в своих центрах. Плохие или фальшивые сэнсэи не будут – они просто не умеют этого делать.
 
Хороший инструктор всегда скажет, что ему или ей еще многое предстоит узнать, усовершенствовать и сделать. Плохие или фальшивые инструкторы скажут, что знают все, что возможно.
 
По этой причине выбор хорошего инструктора, то есть выбора хорошего додзе или центра боевых искусств, имеет первостепенное значение в воспитании будущих поколений тренирующихся и спортсменов. Но как новичку или молодому человеку, то есть ребенку, трудно найти хорошего инструктора по определенному боевому искусству или виду спорта, так же трудно найти хорошего ученика или тренирующегося, имеющего большой потенциал.
 
Когда случается такая ситуация, что хороший тренер получает в ученики хорошего обучаемого, их прогресс практически не имеет границ. Именно тогда развиваются лучшие мастера и спортсмены!
 

Добавить новость
Международные соревнования Кубок Наций