Сэнсэй. Происхождение и значение слова
В различных боевых искусствах звания некоторых мастерских рангов называются по-разному. В этой статье издание blackbeltmag объясняет некоторые из наиболее популярных.
Одним из самых распространенных и известных слов в боевых искусствах является слово «сэнсэй».
Обычно слово сэнсэй обозначает обращение к учителю, хотя буквально это можно перевести по-другому – человек, родившийся раньше, т.е. человек, духовно рожденный раньше других, или человек, знающий жизнь.
Японское слово «сэнсэй» состоит из двух слов: «сэн» – до, и «сэй» – жизнь.
Слово сэнсэй – относительно молодой термин, ведь оно начало использоваться в Японии в начале 1960-х годов (слово общеизвестное и принятое), сначала в боевых искусствах (около 1945-1950 годов в дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, каратэ). Позже, в 1968 году (впервые включенное в японский словарь) это слово стало использоваться как выражение уважения, а затем и как обозначение титула для различных ученых людей.
Таким образом, слово сэнсэй стало использоваться в качестве титула для учителей, а также для врачей, фармацевтов, юристов, инженеров, журналистов, а также для представителей многих других ученых и уважаемых профессий. Слово, как и титул – сэнсэй, часто ассоциируется с философией дзен. В дзен-буддизме предполагается, что у человека, знающего жизнь и имеющего большой жизненный опыт, возникает ощущение как будто заново родившегося.
Слово сэнсэй происходит от индийского слова сен-ан (сен ани), которое использовалось в качестве имени вождя (человека, выполнявшего функции вождя или воина-лидера) индийской касты знатных воинов – кшатрии. Их главной особенностью было умение руководить, т.е. быть лидером других членов этой благородной касты воинов. От них ожидалось большое мужество, стойкость, чувство справедливости, щедрость, хорошая дипломатия, а также желание защитить более слабых от несправедливости или смерти. Лица, носившие такое звание, должны были быть готовы в случае необходимости пожертвовать своей жизнью, защищая своих подчиненных. От них также ожидалось проявление исключительной лояльности к своим подчиненным. В средние века каста кшатриев постепенно исчезла, и на смену ей пришла каста раджпутов.
Японское название касты воинов-кшатриев было Сэцури, а принятие некоторых их принципов в Японии позднее привело к появлению знаменитых воинов – самураев.
Слово сэн-ан распространилось из Индии в Китай, а из Китая оно постепенно перешло в Корею и Японию. Также слово постепенно начало меняться (другое произношение и названия), и по мере того, как слово менялось само, то и его значение менялось.
Слово сэн-ань в Китае постепенно трансформировалось в слово сэнфан (сынфан), а также медленно менялось его значение, и из звания вождя военного времени оно стало титулом человека, владеющего боевыми искусствами и обучающего других в боевых искусствах.
В самом Китае в боевых искусствах были другие названия людей, обучающих других. Самым распространенным именем таких людей было Сифу (кантонский диалект) или Шифу (китайский диалект). Значение этого слова будет таким: старик, обладающий большими знаниями и опытом в боевых искусствах и учащий нас как отец.
В Индии духовный лидер, согласно санскритским писаниям, называется – Гуру (Гору), тогда как в Японии имя духовного лидера (старшего учителя дзэн-буддизма) – Роши.
Также японцы иногда используют титул Сосай, который используется как имя президентов некоторых крупных компаний, послов и директоров - генералов некоторых крупных организаций, и даже военных (например – Сосай Ояма).
Также существует звание по боевым искусствам сэмпай, которое присуждается более старшим и опытным ученикам, он же является помощником преподавателя.
В Китае существует титул боевого искусства Ши, обычно связанный с мастерами боевых искусств из храма Шаолинь, который указывает не только на великого мастера боевых искусств, но и на учителя философии Дзэн. Сам титул Ши имеет оплот в названии провинции, т.е. название леса – Шаоши, где расположен храм Шаолинь. Китайцы иногда используют титул Шихана для мастера, достигшего высочайшего уровня обучения (как в боевых искусствах, так и в философии Дзэн). Его часто используют и в Японии.
Ближайшим по смыслу к слову сен-ан титулом является тот, который используется в Корее для мастеров боевых искусств – таэквондо, и его название – сусын-ним. Оно отдано великому мастеру. Более известный титул – сонсонним и означает человека, который является генеральным мастером (военным лидером) и большим знатоком боевых искусств.
Существует также титул О'Сэнсэй, используемый из уважения к особенно великому учителю и мастеру боевых искусств, такому как создатель айкидо Морихей Уэсиба.
Слово, титул О'Сэнсэй, обычно переводится как - великий учитель. Аналогичным словом в боевых искусствах является титул Сокэ, который дается из уважения к человеку, то есть мастеру, который является основателем определенного боевого стиля.
Смысл титула сэнсэя лучше всего описал японский мастер боевых искусств Сигэру Эгами (1912-1981) в своем знаменитом изречении: «Не каждый сэнсэй — мастер, и не каждый мастер — сэнсэй». Мастер Эгами был известным мастером стиля Сетокан и пионером стиля Сетокай. Это изречение стало более узнаваемым и популярным, когда его повторил в книге «Книга Ки» известный японский мастер боевых искусств (дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо) Коити Тохей (1920-2011).
Сейчас очень много тех, кто представляет себя сэнсэем, а также тех, кто хотел бы им быть. Также есть люди, которых другие называют сэнсэями (иногда из уважения к этим людям, хотя в большинстве случаев они не знают значения титула сэнсэй).
Звание сэнсэя требует от мастера упорного и длительного труда, хорошего знания боевых искусств, а также определенного правильного способа передачи своего жизненного опыта ученикам. Титул сэнсэй не приобретается при получении ранга Дан.
Все, кто носит звание сэнсэя, должны знать, что истинный сэнсэй не ищет и не вербует своих учеников - даже своих последователей, а они сами его находят.
Кроме того, когда знаток боевых искусств входит в любой зал (додзе), в котором практикуются восточные боевые искусства, он кланяется, проявляя почет и уважение сэнсэю (сифу), а также определенному боевому искусству. Такой поклон в боевых искусствах наиболее известен под японским названием – сэнсэй ни рей (приветствие учителю).
Иногда одновременно в зале (додзе) присутствуют более высокопоставленные и признанные мастера тех или иных боевых искусств, тренирующиеся вместе, но тогда только один из них является сэнсэем, хотя в зале может быть даже больше мастеров сэнсэев или сифу. Затем он руководит их тренировкой и берет на себя роль лидера, чтобы все остальные мастера боевых искусств (независимо от уровня их мастерства) слушали и уважали его.
Однако ни один из ранее упомянутых титулов в боевых искусствах буквально не означает «учитель», этот термин чаще всего используется как перевод конкретных титулов. Сэнсэй – лидер и человек, который направляет нас по жизни, потому что он это хорошо знает, а также имеет большой жизненный опыт, Сифу (Шифу) – старик с обширными знаниями и опытом, который учит нас как отец, Сонсанг – генеральный мастер, лидер военного времени, Гуру – человек, который ведет нас по духовному пути.
Переводить название этих титулов словом - учитель очень упрощенно и искажается, и по крайней мере неполно, как и смысл того или иного титула.
Сегодня многие боевые искусства (учения) носят имя и звание – тренер или инструктор. Также часто используется титул – Магистр или Великий Магистр.
Некоторые мастера используют даже два титула, например, Сифу ши или Мастер-сэнсэй, хотя реальных причин для этого нет. То же самое происходит и с человеком, получившим разные степени в нескольких разных боевых стилях - дан; представляясь, он дает высший ранг (например, человек, получивший звания 3-го дана дзюдо, 4-го дана айкидо и 5-го дана каратэ, представляет себя мастером 5-го дана).
Некоторые практикующие думают, что они автоматически станут сэнсэями, когда получат какой-то мастерский ранг, например, 3-й дан, но это не так. Также есть много тренеров (инструкторов), обладающих характеристиками хорошего сэнсэя, так как есть такие мастера, которые представляют себя сэнсэем, но у них нет ни необходимых качеств, ни качества такого обширного и требовательного звания, как сэнсэй.
Есть мастера различных боевых искусств, которые считают, что термином сэнсэй следует называть человека, который является хранителем и поклонником традиций боевых искусств.
Интересно, что в искусствах айкидо и джиу-джитсу титул сэнсэй ставится после имени мастера, а в каратэ, дзюдо, нин-дзюцу, как и все остальные титулы в других боевых искусствах, он ставится перед именем мастера. Мастер, что по правилам написания названий более правильное.
В некоторых боевых искусствах, таких как муай-тай или бразильское джиу-джитсу, не используются титулы мастеров, хотя эти направления возникли на основе учений, в которых используются такие титулы, как шифу и сэнсэй.
Подводя итог, можно сказать, что слово сэнсэй в боевых искусствах невозможно трактовать просто как учитель, поскольку титул сэнсэй имеет гораздо более широкое значение.
Одним из самых распространенных и известных слов в боевых искусствах является слово «сэнсэй».
Обычно слово сэнсэй обозначает обращение к учителю, хотя буквально это можно перевести по-другому – человек, родившийся раньше, т.е. человек, духовно рожденный раньше других, или человек, знающий жизнь.
Японское слово «сэнсэй» состоит из двух слов: «сэн» – до, и «сэй» – жизнь.
Слово сэнсэй – относительно молодой термин, ведь оно начало использоваться в Японии в начале 1960-х годов (слово общеизвестное и принятое), сначала в боевых искусствах (около 1945-1950 годов в дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, каратэ). Позже, в 1968 году (впервые включенное в японский словарь) это слово стало использоваться как выражение уважения, а затем и как обозначение титула для различных ученых людей.
Таким образом, слово сэнсэй стало использоваться в качестве титула для учителей, а также для врачей, фармацевтов, юристов, инженеров, журналистов, а также для представителей многих других ученых и уважаемых профессий. Слово, как и титул – сэнсэй, часто ассоциируется с философией дзен. В дзен-буддизме предполагается, что у человека, знающего жизнь и имеющего большой жизненный опыт, возникает ощущение как будто заново родившегося.
Слово сэнсэй происходит от индийского слова сен-ан (сен ани), которое использовалось в качестве имени вождя (человека, выполнявшего функции вождя или воина-лидера) индийской касты знатных воинов – кшатрии. Их главной особенностью было умение руководить, т.е. быть лидером других членов этой благородной касты воинов. От них ожидалось большое мужество, стойкость, чувство справедливости, щедрость, хорошая дипломатия, а также желание защитить более слабых от несправедливости или смерти. Лица, носившие такое звание, должны были быть готовы в случае необходимости пожертвовать своей жизнью, защищая своих подчиненных. От них также ожидалось проявление исключительной лояльности к своим подчиненным. В средние века каста кшатриев постепенно исчезла, и на смену ей пришла каста раджпутов.
Японское название касты воинов-кшатриев было Сэцури, а принятие некоторых их принципов в Японии позднее привело к появлению знаменитых воинов – самураев.
Слово сэн-ан распространилось из Индии в Китай, а из Китая оно постепенно перешло в Корею и Японию. Также слово постепенно начало меняться (другое произношение и названия), и по мере того, как слово менялось само, то и его значение менялось.
Слово сэн-ань в Китае постепенно трансформировалось в слово сэнфан (сынфан), а также медленно менялось его значение, и из звания вождя военного времени оно стало титулом человека, владеющего боевыми искусствами и обучающего других в боевых искусствах.
В самом Китае в боевых искусствах были другие названия людей, обучающих других. Самым распространенным именем таких людей было Сифу (кантонский диалект) или Шифу (китайский диалект). Значение этого слова будет таким: старик, обладающий большими знаниями и опытом в боевых искусствах и учащий нас как отец.
В Индии духовный лидер, согласно санскритским писаниям, называется – Гуру (Гору), тогда как в Японии имя духовного лидера (старшего учителя дзэн-буддизма) – Роши.
Также японцы иногда используют титул Сосай, который используется как имя президентов некоторых крупных компаний, послов и директоров - генералов некоторых крупных организаций, и даже военных (например – Сосай Ояма).
Также существует звание по боевым искусствам сэмпай, которое присуждается более старшим и опытным ученикам, он же является помощником преподавателя.
В Китае существует титул боевого искусства Ши, обычно связанный с мастерами боевых искусств из храма Шаолинь, который указывает не только на великого мастера боевых искусств, но и на учителя философии Дзэн. Сам титул Ши имеет оплот в названии провинции, т.е. название леса – Шаоши, где расположен храм Шаолинь. Китайцы иногда используют титул Шихана для мастера, достигшего высочайшего уровня обучения (как в боевых искусствах, так и в философии Дзэн). Его часто используют и в Японии.
Ближайшим по смыслу к слову сен-ан титулом является тот, который используется в Корее для мастеров боевых искусств – таэквондо, и его название – сусын-ним. Оно отдано великому мастеру. Более известный титул – сонсонним и означает человека, который является генеральным мастером (военным лидером) и большим знатоком боевых искусств.
Существует также титул О'Сэнсэй, используемый из уважения к особенно великому учителю и мастеру боевых искусств, такому как создатель айкидо Морихей Уэсиба.
Слово, титул О'Сэнсэй, обычно переводится как - великий учитель. Аналогичным словом в боевых искусствах является титул Сокэ, который дается из уважения к человеку, то есть мастеру, который является основателем определенного боевого стиля.
Смысл титула сэнсэя лучше всего описал японский мастер боевых искусств Сигэру Эгами (1912-1981) в своем знаменитом изречении: «Не каждый сэнсэй — мастер, и не каждый мастер — сэнсэй». Мастер Эгами был известным мастером стиля Сетокан и пионером стиля Сетокай. Это изречение стало более узнаваемым и популярным, когда его повторил в книге «Книга Ки» известный японский мастер боевых искусств (дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо) Коити Тохей (1920-2011).
Сейчас очень много тех, кто представляет себя сэнсэем, а также тех, кто хотел бы им быть. Также есть люди, которых другие называют сэнсэями (иногда из уважения к этим людям, хотя в большинстве случаев они не знают значения титула сэнсэй).
Звание сэнсэя требует от мастера упорного и длительного труда, хорошего знания боевых искусств, а также определенного правильного способа передачи своего жизненного опыта ученикам. Титул сэнсэй не приобретается при получении ранга Дан.
Все, кто носит звание сэнсэя, должны знать, что истинный сэнсэй не ищет и не вербует своих учеников - даже своих последователей, а они сами его находят.
Кроме того, когда знаток боевых искусств входит в любой зал (додзе), в котором практикуются восточные боевые искусства, он кланяется, проявляя почет и уважение сэнсэю (сифу), а также определенному боевому искусству. Такой поклон в боевых искусствах наиболее известен под японским названием – сэнсэй ни рей (приветствие учителю).
Иногда одновременно в зале (додзе) присутствуют более высокопоставленные и признанные мастера тех или иных боевых искусств, тренирующиеся вместе, но тогда только один из них является сэнсэем, хотя в зале может быть даже больше мастеров сэнсэев или сифу. Затем он руководит их тренировкой и берет на себя роль лидера, чтобы все остальные мастера боевых искусств (независимо от уровня их мастерства) слушали и уважали его.
Однако ни один из ранее упомянутых титулов в боевых искусствах буквально не означает «учитель», этот термин чаще всего используется как перевод конкретных титулов. Сэнсэй – лидер и человек, который направляет нас по жизни, потому что он это хорошо знает, а также имеет большой жизненный опыт, Сифу (Шифу) – старик с обширными знаниями и опытом, который учит нас как отец, Сонсанг – генеральный мастер, лидер военного времени, Гуру – человек, который ведет нас по духовному пути.
Переводить название этих титулов словом - учитель очень упрощенно и искажается, и по крайней мере неполно, как и смысл того или иного титула.
Сегодня многие боевые искусства (учения) носят имя и звание – тренер или инструктор. Также часто используется титул – Магистр или Великий Магистр.
Некоторые мастера используют даже два титула, например, Сифу ши или Мастер-сэнсэй, хотя реальных причин для этого нет. То же самое происходит и с человеком, получившим разные степени в нескольких разных боевых стилях - дан; представляясь, он дает высший ранг (например, человек, получивший звания 3-го дана дзюдо, 4-го дана айкидо и 5-го дана каратэ, представляет себя мастером 5-го дана).
Некоторые практикующие думают, что они автоматически станут сэнсэями, когда получат какой-то мастерский ранг, например, 3-й дан, но это не так. Также есть много тренеров (инструкторов), обладающих характеристиками хорошего сэнсэя, так как есть такие мастера, которые представляют себя сэнсэем, но у них нет ни необходимых качеств, ни качества такого обширного и требовательного звания, как сэнсэй.
Есть мастера различных боевых искусств, которые считают, что термином сэнсэй следует называть человека, который является хранителем и поклонником традиций боевых искусств.
Интересно, что в искусствах айкидо и джиу-джитсу титул сэнсэй ставится после имени мастера, а в каратэ, дзюдо, нин-дзюцу, как и все остальные титулы в других боевых искусствах, он ставится перед именем мастера. Мастер, что по правилам написания названий более правильное.
В некоторых боевых искусствах, таких как муай-тай или бразильское джиу-джитсу, не используются титулы мастеров, хотя эти направления возникли на основе учений, в которых используются такие титулы, как шифу и сэнсэй.
Подводя итог, можно сказать, что слово сэнсэй в боевых искусствах невозможно трактовать просто как учитель, поскольку титул сэнсэй имеет гораздо более широкое значение.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость