Старая школа: уроки реальной жизни за 60 лет в боевых искусствах

Обучение настоящему боевому искусству требует и развивает настойчивость и боевой дух. Вы наслаждаетесь преимуществами от этого не только на татами, но и в повседневной жизни – именно поэтому эти искусства остаются такими популярными спустя столетия или даже тысячелетия после того, как они были разработаны для реального боя. Об этом в статье для Black Belt Magazine заявляет Майкл Финн, который «последние 60 лет следовал пути боевых искусств». Перевод материала предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.


 
Я начал свой путь в боевых искусствах в 1955 году в Лондонском обществе дзюдо, затем углубился в айкидо, кендо и каратэ. Я поступил на службу в британскую полицию и впоследствии работал в плохом районе Лондона, в результате чего мне пришлось кататься по канавам больше, чем большинству людей. Это была кривая обучения, которая отделяла тренировки в додзе от реальных занятий.
 
В 1967 году победа на чемпионате национальной полиции по дзюдо вдохновила меня посетить Японию для продолжения тренировок. Из-за нехватки денег я был вынужден отправиться туда через шестинедельную поездку через Сибирь во время холодной войны. Это было только начало приключений.
 
Этот период в истории ознаменовал конец эпохи, которая совершенно не похожа на то, что мы видим в боевых искусствах сегодня. По этой причине стоит оглянуться назад, чтобы получить ценную информацию о том, откуда мы пришли. В 1960-х годах в Японии время, проведенное в додзе, разрушало эго, а не поощряло его. Это было намеренно. Целью было способствовать обучению через смирение.
 
Частью этого процесса было требование полной преданности от всех учеников. Я помню, как во время одной из тренировок айкидо в Университете Васэда в Токио инструктор повернулся к своему сэмпаю и сказал:
 
«Я не думаю, что этот ученик искренен. Потренируйся с ним, сломай ему руку и посмотрим».
 
Вскоре после этого я услышал звук, похожий на сломавшуюся ветку дерева. Следующие несколько месяцев студент посещал занятия, но мог только смотреть, потому что его рука была в гипсе. Когда гипс сняли, и он снова смог тренироваться, его приняли в додзе. За те годы, что я провел в Японии, ученики все еще время от времени умирали в додзе, часто в результате дисциплинарных мер, наложенных после того, как они пропустили слишком много уроков. Каждый урок открывал перед нами эту устрашающую возможность и заставлял нас осознать, что к тому, что мы делаем, нужно относиться серьезно.
 
Другие методы обучения подкрепили это мнение. Я вспоминаю специальный курс, который вел Сумиюки Котани, обладатель черного пояса по дзюдо 10-го дана. Темой было удушение и реанимация. Когда пришло время практиковать то, что нам показали, мы притворились, что душим друг друга. Именно тогда Котани схватил студента и лишил его сознания, а затем привел его в чувство.
 
«Если вы не сделаете это по-настоящему, вы не узнаете, сработает ли это», – предостерег он нас.
 
Следующие полчаса мы делали то же самое, что и он: душили друг друга, а затем начинали реанимацию. Мне посчастливилось тренироваться у величайших мастеров Японии. Уроки касались не только того, как разрабатывались техники; они были о том, как эти техники развивали вас. По мере развития ученика применение техник становилось более эффективным. Я применил тот самый урок личностного развития, когда представлял Великобританию на первом чемпионате мира по кендо в Осаке. Я не победил, но я достаточно изучил боевые методы, чтобы знать, что нельзя оправдываться и обвинять других в своих собственных недостатках. Нужно было оценить свои слабости, проанализировать тактику и затем тренироваться, чтобы готовиться к следующей возможность проверить себя.
 
Мне также посчастливилось стать учеником Такадзи Симидзу, последнего гроссмейстера синдо мусо-рю дзедо. Уникальный учитель, он предпочитал старую манеру обучения иссин дэнсин, которая подразумевает прямую передачу знаний. В этом состоит главное различие между Востоком и Западом. На Западе учитель передает знания ученику. На Востоке, согласно иссин дэнсин‚ ученик получает знания от учителя. Первая концепция в основном связана с обучением левого полушария мозга, а вторая – правого полушария. Конечно, это более сложно, но этого краткого описания будет достаточно, чтобы найти отклик у некоторых студентов.
 
Во время моего пребывания в Стране восходящего солнца, я познакомился с такими людьми, как Масааки Хацуми, Рисуке Отаке и другими японскими легендами. Американский исследователь боевых искусств Донн Ф. Дрегер был отличным наставником, а позже и хорошим другом. Однажды мы с Дрегером тренировались на конном заводе Отаке в Нарите. «Додзе» представляло собой не что иное, как холст, расстеленный перед конюшней.
 
В момент отдыха Дрегер рассказал мне, что во время тренировки, которую он там посетил, Отаке сильно порезал нижнюю часть стопы. Его лечение заключалось в том, чтобы зайти в конюшню, вытащить из огня раскаленное железо, прижечь рану и вернуться, как будто ничего не произошло.
 
Очевидно, что тренировки в те времена сильно отличались от тренировок сегодня. Я считаю, что мне повезло, что я изучил каждую технику из ее источника и сохранил свой набор навыков так, как меня учили. Боевые искусства, которые я вижу сегодня, являются результатом многолетних технических изменений, которые привели к тому, что некоторые вещи стали сильно отличаться от того, какими они были раньше. Я не говорю, что один путь правильный, а другой нет; они просто изменились после стольких лет.
 
Общественный имидж боевых искусств также разный. В наши дни часто бывает так, что если вы не утверждаете, что можете убить человека смертельным прикосновением, в глазах многих вы не занимаетесь боевыми искусствами. Это указывает на основную разницу между обучением тогда и сейчас. Все мастера, у которых я учился, считали, что целью обучения боевым искусствам является развитие личности и что только тогда техники станут жизнеспособными для этого человека.
 
«Занятия боевыми искусствами направлены на создание социально зрелого человека, играющего полезную роль в обществе», – часто звучало такое мнение.
 
Еще одно мнение я услышал от Котани. Когда я спросил его о пользе дзюдо для самообороны, Котани просто сказал:
 
«Да, я полагаю, вы могли бы использовать его для этого – я никогда об этом не думал».

Добавить новость
Летняя Школа РНФКК - 2024