Гитин Фунакоси: от болезненного ребенка до человека, давшего начало современному каратэ
Мало кто из энтузиастов боевых искусств мог бы поспорить с тем, что Гитин Фунакоси – один из самых известных мастеров каратэ в истории. Об жизненном пути выдающегося мастера рассказывает Fightingarts.
Когда он родился 10 ноября 1868 года, вероятно, его родители не могли даже представить себе, что маленький болезненный ребенок, за которого они так сильно боялись в младенчестве, станет первым сыном каратэ-до, известным миллионам людей по всему миру.
Считавшийся нуждающимся в постоянном внимании из-за своего здоровья, юный Гитин был отдан бабушке и дедушке по материнской линии, под опекой которых он вскоре расцвел. Это стало началом цепочки событий, которые навсегда изменили его жизнь и буквально тысячи людей, на которых он, в свою очередь, повлиял как прямо, так и косвенно. Живя со своими бабушкой и дедушкой, Гитин начал посещать начальную школу и при этом подружился с сыном легендарного Анко Азато. Азато был очень избирательным учителем каратэ, и Фунакоси вспоминает в своей автобиографической работе «Каратэ-до, мой образ жизни», что поначалу он был единственным учеником Азато.
Вероятно, именно из-за тесной дружбы между Азато и Анко Сишу (читается по-японски как Ясуцунэ Итосу, но обычно его называют Анко Итосу) Фунакоси встретился и был принят Итосу в ученики. Итосу сам по себе был легендой, и многие считают его «отцом современного каратэ-до», поскольку именно он первым систематизировал и организовал каратэ с целью и намерением массового обучения.
Делая выбор
К 1888 году Фунакоси уже решил сделать изучение каратэ своим образом жизни, и именно в этом году он начал достойную карьеру преподавателя. Эта профессия позволяла ему оставаться рядом с двумя своими учителями, обеспечивая при этом хоть какой-то источник дохода для своей семьи.
Фунакоси стал чрезвычайно близок со своими учителями, но, несмотря на эту близость, он также продолжал получать инструкции от других известных учителей, в том числе Хигаонны из Нахи, Мастера Ниигаки, Киюны Пейчина (лучшего ученика Сокона Мацумуры) и иногда Мацумуры, который был учителем Итосу.
Примерно на рубеже веков Итосу организовал демонстрацию в пользу Синтаро Огавы, поскольку этот комиссар по делам школ имел юрисдикцию над Окинавой. Огава, впечатленный этим, написал положительное письмо в Министерство образования, и ему было дано разрешение на регулярное обучение учащихся в государственных школах.
В августе 1905 года Темо Ханасиро (также ученик Итосу и который помогал Итосу в преподавании в школьной системе) опубликовал свою книгу «Каратэ Сесю Хен», которая была первым зарегистрированным применением альтернативного изображения символов каратэ, которое гласило: «ПУСТАЯ РУКА». До этого времени иероглифы каратэ читались как «Китайская рука» («Кара» в каратэ также было произношением другого иероглифа, означающего «китайский», и «тэ», означающего руку). Таким образом, колеса перемен пришли в движение. В октябре 1908 года Итосу написал свой «Тодэ Дзюкун», или «Десять заповедей Тодэ»), тем самым привлекая дополнительное внимание со стороны Министерства образования и оборонного ведомства.
Возможно, именно в ответ на эти события в 1912 году первый императорский флот под командованием адмирала Дэва бросил якорь в заливе Накугусику. Впечатленный демонстрацией, свидетелями которой они стали, отряд офицеров остался на неделю, чтобы пройти обучение уникальному боевому искусству в средней школе Дай Ичи. Нельзя не почувствовать сильную гордость Фунакоси, когда он смотрел, как его ученики начальной школы выступают перед приезжими моряками.
Также интересно отметить, что в своей книге «Сказания о великих мастерах Окинавы» Сесин Нагамине рассказывает, что, когда он был учеником третьего класса (1916 г.), Фунакоси-сэнсэй был учителем, ответственным за преподавание ката Найханти и серий Пинан в третьем классе. Этот отчет, казалось бы, положил конец предположениям некоторых историков каратэ о том, что Фунакоси обучился Пинан Ката у Кенва Мабуни (основателя Сито Рю каратэ, который учился у Итосу) в 1919 или 1920 году.
Взятие факела
Итосу зажег факел современного каратэ-до, освещая путь другим, но он старел, и колеса бюрократии вращались очень медленно. Анко Итосу умер 26 января 1915 года.
Фунакоси, несомненно, увидел возможность самому взять факел и донести его до материка (собственно Японии), когда в 1917 году Дай Ниппон Бутокукай (Ассоциация великих боевых искусств Японии) пригласил его в Киото для участия в турнире по боевым искусствам. Это было важное приглашение, поскольку оно было от ведущей организации боевых искусств Японии. Он был основан в 1895 году для наблюдения и продвижения как классических, так и современных боевых искусств.
Фунакоси взял с собой небольшую группу учеников и Синко Матаеси, которые должны были продемонстрировать окинавское кобудо (окинавское оружие). По возвращении домой группа совершила поездку по Окинаве и провела дальнейшие демонстрации. 6 марта 1921 года наследный принц Хирохито, направляясь в Европу, остановился в заливе Накагусику и посмотрел демонстрации каратэ в большом зале замка Сюри. Демонстранты были одеты в белые повязки на головы, белые футболки и традиционные плиссированные брюки, а Фунакоси носил белую куртку, выполненную в стиле стандартной верхней одежды дзюдо.
В этой демонстрации, организованной Гитином Фунакоси, приняли участие такие известные мастера боевых искусств, как Тедзюн Мияги (основатель каратэ Годзю) и Синко Матаеси (окинавский эксперт по оружию, ранее демонстрировавший свое искусство вместе с Фунакоси в Киото). После того, как они произвели впечатление на принца, колеса правительства закрутились гораздо быстрее, и к весне 1922 года Фунакоси (53 года) прочитал лекцию в Высшей женской педагогической школе по указанию Монбасе (Министерства образования). Годы школьного преподавания сослужили ему хорошую службу. Он был хорошо подготовлен и организован и написал множество свитков с подробным описанием ката и ее применения. Его презентация, демонстрирующая это жестокое окинавское боевое искусство в утонченной манере, подобающей японскому Будо и способной быть использованной для массового обучения, привлекла внимание Дзигоро Кано, влиятельного основателя дзюдо. Сразу после презентации к Фунакоси подошли и попросили провести демонстрацию в Кодокан Додзе Кано.
Пять лет спустя Кано также посетил Чокки Мотобу (еще одного пионера каратэ) на Окинаве во время своего визита на остров в 1927 году. Судя по рассказу Мотобу, создается впечатление, что Кано считал каратэ-дзюцу Мотобу, возможно, слишком жестоким для своих целей. Кано, как мы должны помнить, хорошо разбирался в жестоких техниках нескольких классических систем дзю-дзюцу и в результате стал свидетелем упадка этих систем. В конце концов, именно синтез и модификация техник, обнаруженных в некоторых из этих систем, он использовал для создания своей новой формы «дзюдо», которую он считал более гуманным, но эффективным боевым способом, который мог бы принести пользу всем.
Перед сотней зрителей в Кодокане Гитин Фунакоси исполнил свое любимое ката Кусанку Дай (позже переименованное в Канко в Японии), а его помощник Макото «Синкен» Гима исполнил Найханчи. До приезда в Токио Гима тренировался на Окинаве у Кэнцу Ябу (ученика Итосу и учителя известного мастера каратэ Сигэру Накамура, который позже основал окинавское Кэмпо) и служил ему прекрасным помощником.
Вскоре Кано попросил Фунакоси открыть отделение Кодокана по каратэ, но, надо отдать ему должное, Фунакоси вежливо отклонил это предложение, возможно, опасаясь потери творческого контроля над будущим развитием искусства. (Интересно отметить, что Бутокукай впервые признал каратэ разновидностью дзюдо).
Фунакоси остался в Японии, полный решимости добиться успеха в популяризации каратэ-до на материковой части Японии – мечты, которую его дорогой учитель Итосу так и не увидел. Обеспечив себе жилье в общежитии для окинавских студентов (Месей Дзюку), он зарабатывал на это жилье садоводством, выполнением случайных и подручных работ.
Медленно, но верно слухи распространились, и Фунакоси начал находить учеников. Понимая, что изменения необходимы, чтобы каратэ было принято в этот очень националистический период истории Японии, он начал продвигать на материке (собственно в Японии) персонажей «Пустой руки» (имеется в виду каратэ), о которых ранее упоминал Чомо Ханасиро, чтобы дистанцировать искусство от его китайского влияния. Затем он начал менять названия Ката на те, которые, по его мнению, были бы более приятны японцам. Времена меняются, рассуждал он, и каратэ, которому сейчас обучают, сильно отличается от того, которому он учился в детстве. Фунакоси также стремился еще больше усовершенствовать это искусство на благо «молодых и старых, мальчиков и девочек, мужчин и женщин».
Эти изменения вскоре принесли свои плоды, и его классы неуклонно росли. Призвав такого талантливого окинавского каратэка, как Цуеси Титосэ (который учился в медицинской школе в Токио), Фунакоси нашел кого-то, кто мог бы его учить, когда он был недоступен. Вскоре он создал базу талантливых японских каратэк, и 12 апреля 1924 года Гитин Фунакоси присвоил своему помощнику Гиме звание первого дана в боевом искусстве каратэ-до. Этот шаг важен и может рассматриваться как согласие со стандартами Дай Ниппон Бутокукай, которые способствовали принятию общих званий, поясов и униформы для боевых искусств в Японии, элементов, отсутствующих в каратэ, как это практиковалось ранее на Окинаве.
Двоюродный брат Гимы Токуда Анбун, уже очень талантливый каратэка на Окинаве, был награжден Ниданом, а еще пять дипломов первого дана были вручены Оцуке, Касуе, Акибе, Симидзу и Хиросе. Эти прекрасные инструкторы сыграли важную роль в распространении каратэ Фунакоси.
Хотя к 1934 году очень талантливый Оцука пошел своим путем (сформировав стиль Вадо-рю, который был официально признан в 1939 году), его пустоту временно заполнил Такеши Симода. Симода был самым талантливым учеником Фунакоси (факт, упомянутый Сигэру Эгами, старшим учеником Фунакоси), но во время путешествия и демонстраций он заболел и умер довольно внезапно, положив конец тому, что могло бы стать самым многообещающим будущим.
Появление Вака Сэнсэя
Третий сын мастера, Гиго, работал рентгенотехником в Токийском императорском университете и Министерстве образования, а сам с детства занимался каратэ. Ласково называемый Вака-сэнсэем (молодой учитель), он был идеальной заменой Симоде. Могущественный каратист и талантливый техник, он сам по себе был новатором. Сочетая юношеский задор с любовью к спаррингу, он стал образцом для подражания для многих молодых учеников Сето Кан (Дом Сето, как его тогда называли), и это, несомненно, сыграло значительную роль в изменениях, произошедших в технике. поскольку многие стремились подражать ему.
По словам Эгами, из первоначальных 19 ката Сетокана, предназначенных для изучения, три Ката Тайкеку, а также Тен-но Ката (Омотэ и Ура) были созданы Гиго. К сожалению, роль Жиго оборвалась, когда в ноябре 1945 года он скончался от туберкулеза. Это был поистине душераздирающий удар для Фунакоси, который в марте того же года увидел, как мечты Додзе полностью разрушились бомбардировками союзников.
Окончание войны
По окончании войны царили разрушения, и родина Фунакоси на Окинаве заплатила высокую цену в боях. Практика боевых искусств была запрещена оккупационной армией (хотя некоторые группы занимались частным образом). Фунакоси, не видевший свою жену двадцать три года, поехал к ней на юг Японии (Кюсю), куда она бежала во время боев на Окинаве. Она скончалась в 1947 году.
В 1948 году был снят запрет на занятия боевыми искусствами, и двое бывших учеников Фунакоси, Масатоши Накаяма и Исао Обата, сформировали новую организацию, назвав ее Японской ассоциацией каратэ. Каратэ снова получило распространение и популяризацию, и вскоре обучение стали искать члены той самой оккупационной армии, которая ранее запретила его практику. К радости мастера, каратэ теперь стало международным искусством, поскольку военнослужащие начали открывать школы и по возвращении домой нанимать инструкторов. Однако даже это не обошлось без разочарования, поскольку по мере развития каратэ Фунакоси также видел, что его ученики конфликтовали друг с другом, поскольку формировались соперничающие фракции. Возможно, именно тон этого изменения мы уловили в предисловии ко второму изданию (от 13 октября 1956 года) в переиздании 1973 года книги Фунакоси «Каратэ до Кехан», в котором он сказал:
«В результате социальных беспорядков, последовавших за окончанием Второй мировой войны, мир каратэ был рассредоточен, как и многое другое. Не говоря уже о падении уровня техники в это время, я не могу отрицать, что были моменты во время которого я с болью осознал почти неузнаваемое духовное состояние, в котором пришел мир каратэ, которое преобладало в то время, когда я впервые представил и начал преподавать каратэ. Хотя можно было бы утверждать, что такие изменения являются лишь естественным результатом расширения каратэ-до, не очевидно, что на такой результат следует смотреть с радостью, а не с некоторым опасением».
Гитин Фунакоси ушел из жизни в апреле 1957 года, не расставаясь с факелом.
Когда он родился 10 ноября 1868 года, вероятно, его родители не могли даже представить себе, что маленький болезненный ребенок, за которого они так сильно боялись в младенчестве, станет первым сыном каратэ-до, известным миллионам людей по всему миру.
Считавшийся нуждающимся в постоянном внимании из-за своего здоровья, юный Гитин был отдан бабушке и дедушке по материнской линии, под опекой которых он вскоре расцвел. Это стало началом цепочки событий, которые навсегда изменили его жизнь и буквально тысячи людей, на которых он, в свою очередь, повлиял как прямо, так и косвенно. Живя со своими бабушкой и дедушкой, Гитин начал посещать начальную школу и при этом подружился с сыном легендарного Анко Азато. Азато был очень избирательным учителем каратэ, и Фунакоси вспоминает в своей автобиографической работе «Каратэ-до, мой образ жизни», что поначалу он был единственным учеником Азато.
Вероятно, именно из-за тесной дружбы между Азато и Анко Сишу (читается по-японски как Ясуцунэ Итосу, но обычно его называют Анко Итосу) Фунакоси встретился и был принят Итосу в ученики. Итосу сам по себе был легендой, и многие считают его «отцом современного каратэ-до», поскольку именно он первым систематизировал и организовал каратэ с целью и намерением массового обучения.
Делая выбор
К 1888 году Фунакоси уже решил сделать изучение каратэ своим образом жизни, и именно в этом году он начал достойную карьеру преподавателя. Эта профессия позволяла ему оставаться рядом с двумя своими учителями, обеспечивая при этом хоть какой-то источник дохода для своей семьи.
Фунакоси стал чрезвычайно близок со своими учителями, но, несмотря на эту близость, он также продолжал получать инструкции от других известных учителей, в том числе Хигаонны из Нахи, Мастера Ниигаки, Киюны Пейчина (лучшего ученика Сокона Мацумуры) и иногда Мацумуры, который был учителем Итосу.
Примерно на рубеже веков Итосу организовал демонстрацию в пользу Синтаро Огавы, поскольку этот комиссар по делам школ имел юрисдикцию над Окинавой. Огава, впечатленный этим, написал положительное письмо в Министерство образования, и ему было дано разрешение на регулярное обучение учащихся в государственных школах.
В августе 1905 года Темо Ханасиро (также ученик Итосу и который помогал Итосу в преподавании в школьной системе) опубликовал свою книгу «Каратэ Сесю Хен», которая была первым зарегистрированным применением альтернативного изображения символов каратэ, которое гласило: «ПУСТАЯ РУКА». До этого времени иероглифы каратэ читались как «Китайская рука» («Кара» в каратэ также было произношением другого иероглифа, означающего «китайский», и «тэ», означающего руку). Таким образом, колеса перемен пришли в движение. В октябре 1908 года Итосу написал свой «Тодэ Дзюкун», или «Десять заповедей Тодэ»), тем самым привлекая дополнительное внимание со стороны Министерства образования и оборонного ведомства.
Возможно, именно в ответ на эти события в 1912 году первый императорский флот под командованием адмирала Дэва бросил якорь в заливе Накугусику. Впечатленный демонстрацией, свидетелями которой они стали, отряд офицеров остался на неделю, чтобы пройти обучение уникальному боевому искусству в средней школе Дай Ичи. Нельзя не почувствовать сильную гордость Фунакоси, когда он смотрел, как его ученики начальной школы выступают перед приезжими моряками.
Также интересно отметить, что в своей книге «Сказания о великих мастерах Окинавы» Сесин Нагамине рассказывает, что, когда он был учеником третьего класса (1916 г.), Фунакоси-сэнсэй был учителем, ответственным за преподавание ката Найханти и серий Пинан в третьем классе. Этот отчет, казалось бы, положил конец предположениям некоторых историков каратэ о том, что Фунакоси обучился Пинан Ката у Кенва Мабуни (основателя Сито Рю каратэ, который учился у Итосу) в 1919 или 1920 году.
Взятие факела
Итосу зажег факел современного каратэ-до, освещая путь другим, но он старел, и колеса бюрократии вращались очень медленно. Анко Итосу умер 26 января 1915 года.
Фунакоси, несомненно, увидел возможность самому взять факел и донести его до материка (собственно Японии), когда в 1917 году Дай Ниппон Бутокукай (Ассоциация великих боевых искусств Японии) пригласил его в Киото для участия в турнире по боевым искусствам. Это было важное приглашение, поскольку оно было от ведущей организации боевых искусств Японии. Он был основан в 1895 году для наблюдения и продвижения как классических, так и современных боевых искусств.
Фунакоси взял с собой небольшую группу учеников и Синко Матаеси, которые должны были продемонстрировать окинавское кобудо (окинавское оружие). По возвращении домой группа совершила поездку по Окинаве и провела дальнейшие демонстрации. 6 марта 1921 года наследный принц Хирохито, направляясь в Европу, остановился в заливе Накагусику и посмотрел демонстрации каратэ в большом зале замка Сюри. Демонстранты были одеты в белые повязки на головы, белые футболки и традиционные плиссированные брюки, а Фунакоси носил белую куртку, выполненную в стиле стандартной верхней одежды дзюдо.
В этой демонстрации, организованной Гитином Фунакоси, приняли участие такие известные мастера боевых искусств, как Тедзюн Мияги (основатель каратэ Годзю) и Синко Матаеси (окинавский эксперт по оружию, ранее демонстрировавший свое искусство вместе с Фунакоси в Киото). После того, как они произвели впечатление на принца, колеса правительства закрутились гораздо быстрее, и к весне 1922 года Фунакоси (53 года) прочитал лекцию в Высшей женской педагогической школе по указанию Монбасе (Министерства образования). Годы школьного преподавания сослужили ему хорошую службу. Он был хорошо подготовлен и организован и написал множество свитков с подробным описанием ката и ее применения. Его презентация, демонстрирующая это жестокое окинавское боевое искусство в утонченной манере, подобающей японскому Будо и способной быть использованной для массового обучения, привлекла внимание Дзигоро Кано, влиятельного основателя дзюдо. Сразу после презентации к Фунакоси подошли и попросили провести демонстрацию в Кодокан Додзе Кано.
Пять лет спустя Кано также посетил Чокки Мотобу (еще одного пионера каратэ) на Окинаве во время своего визита на остров в 1927 году. Судя по рассказу Мотобу, создается впечатление, что Кано считал каратэ-дзюцу Мотобу, возможно, слишком жестоким для своих целей. Кано, как мы должны помнить, хорошо разбирался в жестоких техниках нескольких классических систем дзю-дзюцу и в результате стал свидетелем упадка этих систем. В конце концов, именно синтез и модификация техник, обнаруженных в некоторых из этих систем, он использовал для создания своей новой формы «дзюдо», которую он считал более гуманным, но эффективным боевым способом, который мог бы принести пользу всем.
Перед сотней зрителей в Кодокане Гитин Фунакоси исполнил свое любимое ката Кусанку Дай (позже переименованное в Канко в Японии), а его помощник Макото «Синкен» Гима исполнил Найханчи. До приезда в Токио Гима тренировался на Окинаве у Кэнцу Ябу (ученика Итосу и учителя известного мастера каратэ Сигэру Накамура, который позже основал окинавское Кэмпо) и служил ему прекрасным помощником.
Вскоре Кано попросил Фунакоси открыть отделение Кодокана по каратэ, но, надо отдать ему должное, Фунакоси вежливо отклонил это предложение, возможно, опасаясь потери творческого контроля над будущим развитием искусства. (Интересно отметить, что Бутокукай впервые признал каратэ разновидностью дзюдо).
Фунакоси остался в Японии, полный решимости добиться успеха в популяризации каратэ-до на материковой части Японии – мечты, которую его дорогой учитель Итосу так и не увидел. Обеспечив себе жилье в общежитии для окинавских студентов (Месей Дзюку), он зарабатывал на это жилье садоводством, выполнением случайных и подручных работ.
Медленно, но верно слухи распространились, и Фунакоси начал находить учеников. Понимая, что изменения необходимы, чтобы каратэ было принято в этот очень националистический период истории Японии, он начал продвигать на материке (собственно в Японии) персонажей «Пустой руки» (имеется в виду каратэ), о которых ранее упоминал Чомо Ханасиро, чтобы дистанцировать искусство от его китайского влияния. Затем он начал менять названия Ката на те, которые, по его мнению, были бы более приятны японцам. Времена меняются, рассуждал он, и каратэ, которому сейчас обучают, сильно отличается от того, которому он учился в детстве. Фунакоси также стремился еще больше усовершенствовать это искусство на благо «молодых и старых, мальчиков и девочек, мужчин и женщин».
Эти изменения вскоре принесли свои плоды, и его классы неуклонно росли. Призвав такого талантливого окинавского каратэка, как Цуеси Титосэ (который учился в медицинской школе в Токио), Фунакоси нашел кого-то, кто мог бы его учить, когда он был недоступен. Вскоре он создал базу талантливых японских каратэк, и 12 апреля 1924 года Гитин Фунакоси присвоил своему помощнику Гиме звание первого дана в боевом искусстве каратэ-до. Этот шаг важен и может рассматриваться как согласие со стандартами Дай Ниппон Бутокукай, которые способствовали принятию общих званий, поясов и униформы для боевых искусств в Японии, элементов, отсутствующих в каратэ, как это практиковалось ранее на Окинаве.
Двоюродный брат Гимы Токуда Анбун, уже очень талантливый каратэка на Окинаве, был награжден Ниданом, а еще пять дипломов первого дана были вручены Оцуке, Касуе, Акибе, Симидзу и Хиросе. Эти прекрасные инструкторы сыграли важную роль в распространении каратэ Фунакоси.
Хотя к 1934 году очень талантливый Оцука пошел своим путем (сформировав стиль Вадо-рю, который был официально признан в 1939 году), его пустоту временно заполнил Такеши Симода. Симода был самым талантливым учеником Фунакоси (факт, упомянутый Сигэру Эгами, старшим учеником Фунакоси), но во время путешествия и демонстраций он заболел и умер довольно внезапно, положив конец тому, что могло бы стать самым многообещающим будущим.
Появление Вака Сэнсэя
Третий сын мастера, Гиго, работал рентгенотехником в Токийском императорском университете и Министерстве образования, а сам с детства занимался каратэ. Ласково называемый Вака-сэнсэем (молодой учитель), он был идеальной заменой Симоде. Могущественный каратист и талантливый техник, он сам по себе был новатором. Сочетая юношеский задор с любовью к спаррингу, он стал образцом для подражания для многих молодых учеников Сето Кан (Дом Сето, как его тогда называли), и это, несомненно, сыграло значительную роль в изменениях, произошедших в технике. поскольку многие стремились подражать ему.
По словам Эгами, из первоначальных 19 ката Сетокана, предназначенных для изучения, три Ката Тайкеку, а также Тен-но Ката (Омотэ и Ура) были созданы Гиго. К сожалению, роль Жиго оборвалась, когда в ноябре 1945 года он скончался от туберкулеза. Это был поистине душераздирающий удар для Фунакоси, который в марте того же года увидел, как мечты Додзе полностью разрушились бомбардировками союзников.
Окончание войны
По окончании войны царили разрушения, и родина Фунакоси на Окинаве заплатила высокую цену в боях. Практика боевых искусств была запрещена оккупационной армией (хотя некоторые группы занимались частным образом). Фунакоси, не видевший свою жену двадцать три года, поехал к ней на юг Японии (Кюсю), куда она бежала во время боев на Окинаве. Она скончалась в 1947 году.
В 1948 году был снят запрет на занятия боевыми искусствами, и двое бывших учеников Фунакоси, Масатоши Накаяма и Исао Обата, сформировали новую организацию, назвав ее Японской ассоциацией каратэ. Каратэ снова получило распространение и популяризацию, и вскоре обучение стали искать члены той самой оккупационной армии, которая ранее запретила его практику. К радости мастера, каратэ теперь стало международным искусством, поскольку военнослужащие начали открывать школы и по возвращении домой нанимать инструкторов. Однако даже это не обошлось без разочарования, поскольку по мере развития каратэ Фунакоси также видел, что его ученики конфликтовали друг с другом, поскольку формировались соперничающие фракции. Возможно, именно тон этого изменения мы уловили в предисловии ко второму изданию (от 13 октября 1956 года) в переиздании 1973 года книги Фунакоси «Каратэ до Кехан», в котором он сказал:
«В результате социальных беспорядков, последовавших за окончанием Второй мировой войны, мир каратэ был рассредоточен, как и многое другое. Не говоря уже о падении уровня техники в это время, я не могу отрицать, что были моменты во время которого я с болью осознал почти неузнаваемое духовное состояние, в котором пришел мир каратэ, которое преобладало в то время, когда я впервые представил и начал преподавать каратэ. Хотя можно было бы утверждать, что такие изменения являются лишь естественным результатом расширения каратэ-до, не очевидно, что на такой результат следует смотреть с радостью, а не с некоторым опасением».
Гитин Фунакоси ушел из жизни в апреле 1957 года, не расставаясь с факелом.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость