Особенности защитных действий в годзю рю
Почему в Окинавском каратэ нет блоков или способы традиционной защиты в Годзю рю?! Для начала два парадоксальных заявления. Первое – в Окинавском каратэ Годзю рю как таковых блоков почти нет. Второе – объем действий традиционно относящихся к борьбе (захваты, болевые воздействия на суставы, выведения из равновесия, удушения) в традиционном каратэ Окинавы больше нежели ударов. Отсюда и специфика защиты, как и особенности ее интеграции в общий рисунок боя.
Блок в его классическом понимании защитного действия, когда ваша конечность энергично становится на пути его бьющей конечности, вообще не имеет смысла.
Если предположить что возникла несколько утопичная ситуация, когда противник наносит вам удары один за другим, а вы без устали их блокируете, в значении отбиваете, то данная ситуация носит патовый характер.
Без изменения позиции, совершая блокирующие действия, требующие значительных энергозатрат, вы вынуждены повторять их вновь и вновь, надеясь только на то, что противник устанет раньше вас. Тем не менее, на первом этапе обучения, то есть на этапе освоения базового кихон, ученику дают именно такие укэ – выполненные с максимальной силой блокирующие движения. И в этом есть свой смысл.
Во-первых, так проще всего объяснить как включать в движения танден и спину, во-вторых, обмениваясь такими блоками, начинающие укрепляют руки, в-третьих, они получают первичное представление о дистанции, они знакомятся с принципом «в защите всегда скрывается атака». На самом примитивном его уровне – блоком «го», можно не только отбить удар, но и травмировать конечность противника.
Но все вышеперечисленное гарнир к главному блюду – пониманию очень важного для годзю рю принципа "точка контакта". Речь идет о месте в пространстве и времени, когда каратека вынужден взаимодействовать с конечностью противника.
В отличии от многих школ боевых искусств, в годзю рю (как и в одном из материнских стилей цюаньфа – Пейхо – Белый журавль) точка контакта в этом направлении Окинавского каратэ всегда «жесткая». То есть атакующий противник должен быть подавлен как физически так и психологически уже в начале своей атаки (в идеале). Плюс именно такое взаимодействие лучше всего обеспечивает «взламывание» обороны противника с целью сближения и перехвата инициативы. Именно поэтому на этапе старта ученичества адепты школы учатся максимально жесткому, как с точки зрения воздействия так и структуры собственного тела, противодействию атаке.
Но для того, чтобы понять школу, как полноценную систему, и развиться в ней как полноценный боец, необходима эволюция в понимании точки контакта, которая заключается в понимании, принятии и освоении ее трансформаций.
Под этой красивой и наукообразной фразой, которая должна характеризовать меня, как образованного и начитанного человека, я подразумеваю следующее: момент контакта с атакой может либо замереть на этапе «Го» (жесткий) и тогда это патовая ситуация, либо развиться в «Дзю» и «Мутими».
1. Усилия «Дзю». На этапе реализации атакующего движения противника, блокирующая рука входит в контакт с конечностью вашего оппонента и затем сопровождает ее, не изменяя траектории, но являясь своего рода опорой для изменения позиции вашего тела. То есть мы используем точку контакта для перемещения себя в пространстве.
Таким образом, вы пропускаете атакующую конечность мимо себя, одновременно двигаясь внутрь приватной зоны противника используя и инерцию его атаки и свое передвижения.
При этом открывается простор для многочисленных контратакующих действий, от нанесенного синхронно с защитным действием удара (благо такой блок не требует значительного усилия), до перехода к энергичному рывку с последующим броском, болевым и так далее.
2. Усилие «Мутими». Любимая фишка годзю рю. Смысл в том, чтобы не дать атаке развиться. Поймать ее на этапе, когда мышцы спины уже передали импульс опорного усилия в руку или ногу, и она только начала свой «свободный» полет в вашу сторону.
Воздействия с помощью мутими могут быть «давящими» и «пересекающими». Цель подобной защиты войти в контакт с атакующей конечностью противника пребывая в состоянии, когда мышцы спины активно включены в работу. При этом руки остаются эластичными и не дожидаясь когда удар пройдет точку, после которой он набирает наибольшую силу за счет включения бедер, плечей или танден – это не важно.
Главное, это в тот самый момент, когда спина уже толкнула и разгон атаки только начался, двинуться навстречу атаке противника и либо пресечь ее, изменив траекторию, либо взять под контроль для дальнейших манипуляций с тушкой жертвы. В этом случае точка контакта трансформируется в изменение траектории противника с одновременным сближением и сохранении жесткой структуры тела.
Я убежден, что правильное понимание уровней защиты просто необходимо для правильного понимания бункая, скрытого в движении ката.
Например, чрезвычайно важно понять, что за усилие скрыто в этом конкретном движении. Предполагает это усилие воздействие го, дзю, или мутими. Как оно взаимодействует с такими принципами контратаки, как «мост», одновременность и упреждение и так далее. Это может стать универсальным ключом к пониманию движений ката и к пониманию техники каратэ, в данном случае годзю рю.
К слову, в Окинавском каратэ прогресс в понимании трансформаций защиты отражается на исполнении ката. Речь идет о том, что при неизменном рисунке движений меняется тайминг.
Например, обладатель шодан будет выполнят движения ката наиболее мощно и жестко, тогда как его старший «высокодановый» товарищ будет демонстрировать большое количество плавных, внешне не столь боевитых движений.
Блок в его классическом понимании защитного действия, когда ваша конечность энергично становится на пути его бьющей конечности, вообще не имеет смысла.
Если предположить что возникла несколько утопичная ситуация, когда противник наносит вам удары один за другим, а вы без устали их блокируете, в значении отбиваете, то данная ситуация носит патовый характер.
Без изменения позиции, совершая блокирующие действия, требующие значительных энергозатрат, вы вынуждены повторять их вновь и вновь, надеясь только на то, что противник устанет раньше вас. Тем не менее, на первом этапе обучения, то есть на этапе освоения базового кихон, ученику дают именно такие укэ – выполненные с максимальной силой блокирующие движения. И в этом есть свой смысл.
Во-первых, так проще всего объяснить как включать в движения танден и спину, во-вторых, обмениваясь такими блоками, начинающие укрепляют руки, в-третьих, они получают первичное представление о дистанции, они знакомятся с принципом «в защите всегда скрывается атака». На самом примитивном его уровне – блоком «го», можно не только отбить удар, но и травмировать конечность противника.
Но все вышеперечисленное гарнир к главному блюду – пониманию очень важного для годзю рю принципа "точка контакта". Речь идет о месте в пространстве и времени, когда каратека вынужден взаимодействовать с конечностью противника.
В отличии от многих школ боевых искусств, в годзю рю (как и в одном из материнских стилей цюаньфа – Пейхо – Белый журавль) точка контакта в этом направлении Окинавского каратэ всегда «жесткая». То есть атакующий противник должен быть подавлен как физически так и психологически уже в начале своей атаки (в идеале). Плюс именно такое взаимодействие лучше всего обеспечивает «взламывание» обороны противника с целью сближения и перехвата инициативы. Именно поэтому на этапе старта ученичества адепты школы учатся максимально жесткому, как с точки зрения воздействия так и структуры собственного тела, противодействию атаке.
Но для того, чтобы понять школу, как полноценную систему, и развиться в ней как полноценный боец, необходима эволюция в понимании точки контакта, которая заключается в понимании, принятии и освоении ее трансформаций.
Под этой красивой и наукообразной фразой, которая должна характеризовать меня, как образованного и начитанного человека, я подразумеваю следующее: момент контакта с атакой может либо замереть на этапе «Го» (жесткий) и тогда это патовая ситуация, либо развиться в «Дзю» и «Мутими».
1. Усилия «Дзю». На этапе реализации атакующего движения противника, блокирующая рука входит в контакт с конечностью вашего оппонента и затем сопровождает ее, не изменяя траектории, но являясь своего рода опорой для изменения позиции вашего тела. То есть мы используем точку контакта для перемещения себя в пространстве.
Таким образом, вы пропускаете атакующую конечность мимо себя, одновременно двигаясь внутрь приватной зоны противника используя и инерцию его атаки и свое передвижения.
При этом открывается простор для многочисленных контратакующих действий, от нанесенного синхронно с защитным действием удара (благо такой блок не требует значительного усилия), до перехода к энергичному рывку с последующим броском, болевым и так далее.
2. Усилие «Мутими». Любимая фишка годзю рю. Смысл в том, чтобы не дать атаке развиться. Поймать ее на этапе, когда мышцы спины уже передали импульс опорного усилия в руку или ногу, и она только начала свой «свободный» полет в вашу сторону.
Воздействия с помощью мутими могут быть «давящими» и «пересекающими». Цель подобной защиты войти в контакт с атакующей конечностью противника пребывая в состоянии, когда мышцы спины активно включены в работу. При этом руки остаются эластичными и не дожидаясь когда удар пройдет точку, после которой он набирает наибольшую силу за счет включения бедер, плечей или танден – это не важно.
Главное, это в тот самый момент, когда спина уже толкнула и разгон атаки только начался, двинуться навстречу атаке противника и либо пресечь ее, изменив траекторию, либо взять под контроль для дальнейших манипуляций с тушкой жертвы. В этом случае точка контакта трансформируется в изменение траектории противника с одновременным сближением и сохранении жесткой структуры тела.
Я убежден, что правильное понимание уровней защиты просто необходимо для правильного понимания бункая, скрытого в движении ката.
Например, чрезвычайно важно понять, что за усилие скрыто в этом конкретном движении. Предполагает это усилие воздействие го, дзю, или мутими. Как оно взаимодействует с такими принципами контратаки, как «мост», одновременность и упреждение и так далее. Это может стать универсальным ключом к пониманию движений ката и к пониманию техники каратэ, в данном случае годзю рю.
К слову, в Окинавском каратэ прогресс в понимании трансформаций защиты отражается на исполнении ката. Речь идет о том, что при неизменном рисунке движений меняется тайминг.
Например, обладатель шодан будет выполнят движения ката наиболее мощно и жестко, тогда как его старший «высокодановый» товарищ будет демонстрировать большое количество плавных, внешне не столь боевитых движений.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость