Хиросигэ Цуёси - секреты подготовки топ бойцов киокушинкай

Хиросигэ ЦуёсиСэнсей Хиросигэ Цуёси в свое время успешно выступал на татами, а в 1977, 1978 и 1979 годах становился призером абсолютного Чемпионата Японии.

Хадзимэ Казуми, Кендзи Ямаки и Кендзи Мидори являются его прямыми учениками, и только эти трое, под его руководством, завоевали: два золота абсолютного Чемпионата мира, одно весового Чемпионата мира, 7 золотых медалей абсолютного Чемпионата Японии, четыре весового Чемпионата Японии, а двое из троих успешно прошли тест Хякунин кумитэ.

Среди известных учеников сэнсея Хиросигэ: Такаку Масаёси, Ивасаки Тацуя, Сакаи и даже Норичика Цукамото.

Сейчас Хиросигэ Цуёси больше известен, как фукуканчо международной организации Кекусин-кан. Он ездит по всему миру, проводит сборы и семинары. Набирает обороты его детище - Синкен-сёбу. Сэнсей Хиросигэ всегда стремился к реалистичной реализации техники киокушин каратэ и серьезным испытаниям для бойцов.

Нам повезло, сэнсей Хиросигэ Цуёси, несмотря на цейтнот, согласился дать интервью читателям сайта SuperKarate.RU.

Вопросов к самому успешному тренеру за всю историю киокушина накопилось много, но в связи с лимитом времени мы ограничились вопросами о его самых известных бойцах.

Большое спасибо за помощь в организации интервью нашим болгарским коллегам, и конечно же интервью не получилось бы без помощи Алексея Горбылева и Александра Тибулевича.

Сэнсей, Вы общаетесь со своими звездными учениками: Казуми, Ямаки, Мидори, Цукамото?

Сейчас мы очень редко пересекаемся. Хотя перед вылетом в Болгарию в московском аэропорту я встретился с Цукамото, он прилетел в Москву (для проведения сборов у шихана Бориса Глушенкова - прим. главред).
Как-то летели из Москвы в Японию одним рейсом с Кендзи Мидори. Так сложилось, что наши места тоже оказались рядом. Поговорили, но немного.
Кендзи Ямаки решил стать великим голливудским актером и уехал в Америку, а общаться через интернет я не умею.

Всех этих бойцов вы тренировали в составе национальной сборной или это бойцы вашего бранча?

В Японии никогда не было по-настоящему национальной сборной. У нас в сборную входили те бойцы, которые проходили отбор на абсолютном Чемпионате Японии, обычно это 16 лучших. Для тех кто попадал в их число, два-три раза проводили совместные сборы.

Ямаки, Казуми и Мидори - все они пришли как обычные ученики в мой зал и тренировались вместе со всеми. Когда они подросли, добавили в мастерстве, заслужили черные пояса и стали входить в 16 лучших, тогда я взял их в качестве учидэси.

А Норичика Цукамото был вашим учидэси?

Цукамото-сан у меня учидэси никогда не был. В Японии есть такой регион Тюгоку (расположен на западе острова Хонсю - прим. главред), там он получил черный пояс. Когда Цукамото приехал в Токио, он пришел ко мне в зал, со своим черным поясом. Но его уровень подготовки был очень низкий, и он не мог соперничать даже с моими зелеными поясами.

И тогда, надо отдать ему должное, он сказал: "знаете, мне стыдно, я не буду носить черный пояс, можно я одену ученический пояс..."

Но дело в том, что сертификат, который он получил, был от Сосая Ояма. А это значит, что я не мог ему сказать, что его пояс и сертификат не соответствуют стандарту.

И я сказал ему, - знаешь, я рад, что ты приехал издалека, приехал тренироваться, но тебе нужно работать так, чтобы ты был вправе носить свой черный пояс и тебе не было бы стыдно.

Что хорошо с ним, его хорошее качество, он действительно работал так, чтобы быть достойным своего черного пояса. Примерно за полгода он достиг уровня, который в моем зале был уровнем черных поясов.

Но учидэси он не был. Учидэси у меня всегда тренировались в утренние часы. А вечером проходили тренировки специально для черных поясов - сильных бойцов. Это были "курооби кэнку окай" - объединение черных поясов для углубленного изучения каратэ. Цукамото принимал участие именно в таких тренировках.

Когда я приехал на сборы в Болгарию, я спросил у сэнсея Рачева, сколько у них человек в сборной? Он ответил что около 16 человек. Тогда я спросил, а кто самый топ - лучшие в сборной и кто второй состав?! Он ответил, что примерно 8 человек лучших и столько же во втором составе.

Я хочу сказать, что 16 человек это, как мне представляется, идеальная среда, в которой могут вырастать действительно сильные бойцы топ уровня.

У меня было так, в утренние часы занимались учидэси - 7-8 человек, а вечером к ним добавлялись еще несколько человек - получалось около десяти бойцов. Благодаря существованию именно в такой среде эти ребята достигали очень высокого уровня.

А кто в вашем зале входил в Топ 8?

Самый-самый стабильный был конечно Казуми. Ямаки - самый одаренный, у него был талант. У Мидори была очень хорошая взрывная сила - это его главное качество. Есть еще ребята, которые особо не известны, но тоже были высокого уровня мастерства. Больше всех на тренировках вкалывал Сакаи. И именно его сосай Ояма называл "маленький гигант". Он на самом деле был сильнее, чем Мидори.

Мой опыт показал, что 8 человек это оптимальный состав. Ты успеваешь наблюдать за ними на тренировках, видеть все что они делают, контролировать всю их деятельность и организовывать тренировку. И среда достаточна, чтобы расти. Это такое количество людей, когда они могут конкурировать между собой. И в этой конкуренции они совершенствуют свое мастерство. Когда людей больше 15-20 человек и процесс становится неуправляемым.

У Казуми, Ямаки и Мидори совершенно разные боевые техники. Как тренеру сохранить индивидуальность бойцов?

Дело в том, что этих трех бойцов я учил одному и тому же, тренировка у них была одинаковая. Принципиальная разница, которая определяет все, это как люди используют свое тело, то есть индивидуальная механика движений. Второй момент это дыхание - оно у всех разное.

Техника ставилась одна и та же, но индивидуальность, связанная с особенностями механики движений и дыханием, приводила к тому, что каждый ту технику которую я давал, трансформировал под себя и делал своё.

А кто были основные конкуренты ваших бойцов того времени?

Это известная, ставшая легендарной конкуренция двух отделения столицы. Это Джонан - отделение южной части Токио, которую возглавлял сэнсей Хиросигэ и Джосай - отделение с запада столицы, которой руководил сэнсей Ямада.

Противостояние этих двух школ, как говорят японцы, это целая эпоха. И хотя сэнсей Ямада и сэнсей Хиросигэ были учениками канчо Роямы, их подход к каратэ был абсолютно разный и соперничество Джонан и Джосай было очень жесткое.

Хироки Куросава из Джосай в то время пробивал всех своим убийственным лоу-киком. Как вы готовили своих бойцов, чтобы они могли эффективно защищаться от его сокрушительных ударов?

Куросава парень физически одаренный, очень мощный и атлетичный. И, конечно, нужно было работать с весами, чтобы физически соответствовать такому сопернику. И принцип был такой, чтобы выдерживать его удары, бойцы должны быть сильно подготовлены. И поэтому мы даже на обычных тренировках не использовали защитное снаряжение и тренировались без щитков.

Можно рассматривать Хироки Куросаву, как сильнейшего лоукикера в киокушине?

Здесь нужно учитывать, что с течением времени сама техника нанесения удара гедан маваси гери (лоу-кик) изменялась. Когда мы дрались - я и Канчо Рояма и даже в начальный период выступлений таких бойцов, как Мидори или Ямаки, не существовало такой техники нанесения мощного удара в бедро дальней ноги. Мы такой удар не применяли. Именно такой, чтобы пробивать в кость.

В наше время у нас была безусловная договоренность, для большей реалистичности, не использовать дистанции, где можно попасть рукой в голову. То есть бой велся на такой дистанции, как в поединке с ударами в голову. Поэтому даже на тренировках, когда человек дистанцию сильно сокращал, мы били ладонью в голову.

С другой стороны в то время в кикбоксинге уже применялись удары по обеим ногам, и в том числе по дальней ноге. Но такого удара, как у Куросавы, когда с мощным вращением таза, удар наносился именно по дальней ноге нигде не было, никто его еще в таком виде не применял. Потому что для такого удара должна быть очень близкая дистанция.

Куросава ученик сэнсея Ямада, а Ямада-сан избрал такой принцип, - если есть правила соревнований, то мы в этих правилах работаем. Ударов в голову нет - они запрещены, соответственно можно подходить ближе и бить сильнее.

Я со своей стороны спорил все время и говорил сэнсею Ямада, что это же будет не каратэ, если мы совсем отбросим возможность ударов руками в голову и о них забудем. Ну, а он занял позицию, что в нашем мире ценят чемпионов. Если боец стал Чемпионом, значит он владеет правильным искусством. Если в правилах написано, что в голову бить нельзя, значит нужно работать соответственно с этими правилами. И отсюда тактика - сближение и упор на силу на ближней дистанции.

Так вот почему я об этом говорю, дело в том, что нужно ценить не столько силу удара Куросавы, а оценивать эту ситуацию с тактической стороны. Его противники, как правило были не готовы к удару с такой дистанции по дальней ноге. Еще не существовало отработанной поставленной техники защиты от этого лоу-кика. Многие проигрывали ему именно потому, что не знали, как защищаться от этого удара на такой дистанции.

Атаки Куросавы были очень активные, он атаковал ноги соперника и снаружи, и изнутри и его противники в любом случае оказывались в ситуации, когда их ноги под "бомбежкой".

Когда Куросава начал применять свой чудовищный лоу-кик, первые 2-3 года он конечно всех сносил, потому что люди не были готовы к защите от удара в дальнюю ногу. Но когда выработалась техника защиты и люди стали подготовлены к такому удару, Куросава перестал валить соперников.

Если говорить о тех, кто на самом деле превратил этот удар в оружие, кто истинный "убийца лоу-киком", - это Канчо Рояма.

До Роямы тоже использовался лоу-кик, но больше для того, чтобы вывести из равновесия, подготовить атаку или выиграть время. Раньше лоу-кик не был ударом способным принести победу. Заслуга в кекусине Канчо Роямы, я считаю, в том, что он превратил лоу-кик в оружие, которое позволяло уложить противника.

Добавить новость