28.12.2024
234
+1

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 10: почему именно дзюдо

С самого раннего возраста Кано Дзигоро Сихан был увлечен образованием, с одной стороны –  своим собственным, с другой – образованием своих сверстников и, в более общем плане, образованием молодежи. Если его главным интересом было внести вклад в образование японского народа, то очень быстро, благодаря его путешествиям и его открытому уму, он заинтересовался образованием во всем мире.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья



Дзюдо Кано, которое уже было синтезом исконных японских традиций и современности, к которой его страна решительно поворачивалась, постепенно стало деятельностью, которая нашла знакомую почву во всех культурах и традициях мира. Так, в 1910 году Кано опубликовал «Обучение и воспитание молодежи». Для него этот синтез был плодом более чем тридцатилетнего наблюдения за образовательными системами, как в Японии, где он стремился кардинально изменить образовательный подход, чтобы он соответствовал современному миру, так и в странах, которые он неустанно посещал. Хотя он имел лишь ограниченное влияние на то, что происходило за пределами его родной страны, он верил, что с помощью дзюдо, в частности, он мог бы внести вклад в то, чтобы сделать мир более справедливым и сбалансированным.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу

В своей работе Кано обращается непосредственно к молодым подросткам и косвенно ко всему населению. Он представляет такие разнообразные темы, как учеба, диета или социальное поведение, но он также обращается к более общим теориям обучения и влиянию, которое каждый может оказать на общество, выполняя работу по личностному развитию. По его словам, общество состоит из людей, которым необходимо иметь возможность развиваться лично, чтобы вносить вклад в освобождение общества в целом. Здесь мы находим самые основы дзюдо, цель которого – развиваться физически и умственно, чтобы вносить вклад в появление лучших граждан. Программа амбициозна, но необходима. Она подразумевает интеграцию человека в группу, не теряя при этом своей души или свободной воли.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 5: основание Кодокана

Поэтому мы понимаем, что предпочтительной целью Кано была молодежь, потому что именно ей принадлежит будущее. Для основателя дзюдо ничего нельзя сделать без участия молодых людей, именно их нужно воспитывать и баловать, потому что только от них зависят будущие годы. Молодежь без качественного образования или вообще без образования – это потерянные поколения.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 6: влияние истории Японии

В «Обучении и образовании молодежи» Кано, будучи ученым, тем не менее, остается очень конкретным. Примерно в пятидесяти главах он рассматривает все, что для него важно в образовании молодых людей. Идея качества жизни – первая обсуждаемая тема, потому что каждый человек должен иметь возможность прожить жизнь, достойную жизни. Как мы уже подчеркивали, Кано был очень привязан к идее группы (общества) и благополучия каждого человека, которое, если оно достигнуто, способствует построению сильной и сбалансированной нации. Следствие этого подхода подразумевает, что само общество должно обеспечивать основу для предполагаемого индивидуального счастья.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 7: преподавание в Гакусюине

Для этого крайне важно, чтобы общество помогало человеку развиваться, чтобы он мог способствовать улучшению качества жизни всех граждан. Если Кано выступает за сильную нацию, он находится в 1000 милях от возмутительного национализма и будет бороться с этой тенденцией всю свою жизнь, тенденцией, которая ведет к уходу в себя, а не к открытости другим. Он является полной противоположностью националистическим тенденциям, которые, к сожалению, запятнали кровью XX век.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 8: путешествия по миру

Одним из ключевых элементов подхода Кано является то, что только двигаясь к цели, люди могут совершенствоваться и прогрессировать. Здесь мы находим всю суть дзюдо, где важна не столько цель, хотя она необходима, сколько связанный с ней путь. Именно сочетание этих двух понятий, цели и пути, создает успех. Поэтому для достижения своей цели вам нужны подходящие и наилучшие из возможных средства, добавленные к адекватной силе. С помощью опыта каждый может найти то, что ему нужно. Хотя подход может показаться очень философским, он должен быть прежде всего конкретным.

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 9: первые демонстрации дзюдо

И снова мы понимаем, «почему дзюдо». Кано увидел в своем изобретении практический и конкретный инструмент, который должен позволить каждому достичь своих целей, следуя адаптированному пути обучения и используя средства, способствующие индивидуальному развитию для создания более устойчивого общества. К средствам Кано добавил силу, которая должна быть хорошо использована и сконцентрирована, отсюда и понятие лучшего использования энергии для максимальной эффективности.

Образование, таким образом, не может быть ограничено во времени. Оно продолжается всю жизнь. Каждый должен постоянно совершенствовать свои знания и обучение. Кано сказал: «Для жизни самое главное – это работа по созиданию, а не работа по разрушению». 


Добавить новость
Международные соревнования Кубок Наций