Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 5: основание Кодокана
Теперь мы знаем, откуда родом Дзигоро Кано, каковы его корни и в какой социальной среде он вырос. Мы также узнали о его ранних влияниях, а также о его мотивации научиться защищать себя и укреплять себя физически. Мы знаем, что он был человеком, наделенным большим интеллектом и необыкновенной способностью к анализу и синтезу.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
Если мы более внимательно посмотрим на хронологию, мы поймем, что Дзигоро Кано было всего 22 года, когда он основал Кодокан, хотя мы часто представляем его стариком, особенно потому, что его самый известный портрет – тот, что можно найти во многих додзе по всему миру, изображение, на котором он изображен в конце своей жизни.
Мы склонны забывать, насколько необычным было то, что он смог создать такой вид деятельности, как дзюдо, в столь молодом возрасте. И снова, знание происхождения, социального положения, влияний и мотивации Кано помогает нам понять, как великому человеку удалось заложить основы для деятельности, которую мы знаем и сегодня, хотя она продолжала развиваться с течением времени, сделав ее важным игроком в международном и олимпийском спортивном движении.
Понимание всего этого не отнимает у нас восхищения, которое мы можем и должны испытывать к Кано, напротив. Вопрос, который мы можем законно задать себе, таков: смогли бы мы в 22 года создать такой вид спорта, как дзюдо, со всей философией и ценностями, связанными с ним?
Чтобы основать дзюдо, Кано пришлось инициировать настоящую революцию менталитетов в самом сердце Японии, которая сама переживала глубокие политические, социальные и экономические изменения. Эта революция связана с самой природой дзюдзюцу того времени. Мы видели, что в конце XIX века существовало множество школ или течений дзюдзюцу. Все они представляли собой наследие столетий войн, сражений и конфликтов, в течение которых процветало военное искусство. По своей природе различные дзюдзюцу таким образом сохраняли тайное измерение, потому что не было никаких сомнений в том, что противник знал ваши методы атаки и защиты. Дзюдзюцу было лишь одним из измерений войны, соответствующим искусству боя без оружия или иногда с использованием стрелкового оружия.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья
Кано, изучавший различные виды дзюдзюцу, понял, что секретность, окружающая дзюдзюцу, больше не уместна. Революция, которую он инициировал, была, таким образом, направлена на то, чтобы люди поняли, что дзюдо, которое он собирался создать, было открыто для как можно большего числа людей и что оно не было предназначено для развития телосложения воина, но что он думал о нем как об инструменте для обучения молодых людей. Дзюдо должно было стать популярным, а не быть зарезервированным для касты посвященных, передающих знания в тени додзе, скрытых от глаз общественности. Поэтому с самого начала дзюдо приобрело измерение, которое является как физическим, связанным с самой практикой деятельности, которая строит тело, так и ментальным, с целью передачи ценностей, которые полезны для общества в целом. Мы все еще находим сегодня все эти измерения в практике дзюдо и в проектах развития, которые осуществляются как на местном, так и на международном уровне.
Если нас интересует только физическое измерение, мы можем заметить, что различные формы дзюдзюцу дают часть ответа на вопрос: как научиться сражаться без оружия? Чтобы победить, можно яростно бросать, душить, обездвиживать противника так, чтобы он больше не мог двигаться, или выкручивать суставы так, чтобы боль была невыносимой. Таким образом, в зависимости от конкретной школы дзюдзюцу, в которой вы обучаетесь, вы можете выполнять все приемы или только некоторые из них. Целью самурая было убить или вывести из строя противника. Поэтому некоторые школы специализировались на ударах ногами (атэми), в то время как другие больше отождествляли себя с формой борьбы, которая существовала тогда во всех четырех уголках земного шара, в разных культурах.
Что отличало различные формы дзюдзюцу от остальных боевых искусств, развитых в других местах мира, хотя влияния из других мест Азии показали, что физическое измерение было не единственным, так это то, что существовала ментальная и философская сторона, тесно связанная с практикой дзюдзюцу. Тем не менее, верно, что целью дзюдзюцу было обездвиживание противника.
Гений Кано заключался в том, что он смог синтезировать все, чему научился, извлечь то, что могло быть опасно для физической целостности, и сосредоточиться на ментальном, моральном и образовательном аспекте. С Кано дзюдзюцу, имеющее цель причинять боль, стало инструментом для образования молодежи и освобождения: здоровый дух в здоровом теле на благо общества. Если с самого начала он думал об образовании японской молодежи, то быстро понял, что дзюдо может стать фантастическим инструментом для молодежи во всем мире. Его открытость и его видение сделают все остальное.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
Исторический контекст Японии того времени способствовал благоприятствованию Кано в его подходе. Открытие страны для Запада имело несколько последствий. С одной стороны, страна могла извлечь выгоду из новых вкладов из-за рубежа во многих областях, но с другой стороны, это поставило страну в ситуацию конкуренции, которую ее изоляция до тех пор предотвращала. Парадоксально, но открытие Японии способствовало переориентации на исконные ценности. Вдохновленная тем, что могло помочь развитию с Запада, Япония заново открыла путь философии, которая сделала ее сильной. Тщательно изучая то, что могли предложить другие страны, японцы поняли, что искусство и мораль неразделимы. Среди этих японских мыслителей, конечно, Дзигоро Кано был одним из защитников подхода, который сочетал традицию и современность.
Этот сдвиг парадигмы был у истоков философских баталий, которые привели часть населения и лидеров к развитию националистических идей. Те, позднее в XX веке, подтолкнули Японию к опасной идеологии, но с самого начала Кано выделялся из этого подхода, отдавая предпочтение взаимопониманию между сообществами и народами, подходу, который был краеугольным камнем дзюдо и его преподавания, и которым Кано всегда жил.
Мы знаем о Кано, что он любил преподавать и что он видел в образовании единственное средство освобождения молодежи. Позже, в 1916 году, во время лекции студентам университета в Токио он заявил: «Когда я был молодым, выйдя из университета, я думал стать премьер-министром или даже мультимиллионером. Но стать премьер-министром, разве не было никчемным человеком и разве не было скучно становиться мультимиллионером? В конце концов я пришел к выводу, что только образованию я посвящу свою жизнь, без сожалений для себя. Затем я обратился к преподаванию. И вот как в будущем я создал человека, которым я являюсь. Нет ничего более замечательного в этом мире, чем преподавание. Знания человека должны в значительной степени способствовать другим людям. Знания одного поколения должны приносить пользу сотне других».
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу
Поэтому, по его словам, только через обучение и накопление знаний можно представить себе более справедливое общество, чтобы быть свободным. В 1882 году Кано начал свою профессиональную карьеру и в то же время оттачивал свое дзюдо, плод многолетнего обучения и размышлений. Столкнувшись с растущим числом учеников, следовавших его учению, Кано решил в феврале 1882 года переехать в Эйседзи. Именно в одноименном храме, который можно посетить и сегодня, в мае того же года он основал Кодокан.
Он стал буквально «Зданием для обучения Пути». С самого начала в нем училось девять учеников. Поэтому Кано разработал первое современное боевое искусство, целью которого было не победоносно сражаться или сражаться с самим собой, а возвышать людей, чтобы они служили человечеству. Кодокан дзюдо родился всего через год после того, как Кано окончил Токийский императорский университет по разным специальностям. Ему было всего 22 года!
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
Если мы более внимательно посмотрим на хронологию, мы поймем, что Дзигоро Кано было всего 22 года, когда он основал Кодокан, хотя мы часто представляем его стариком, особенно потому, что его самый известный портрет – тот, что можно найти во многих додзе по всему миру, изображение, на котором он изображен в конце своей жизни.
Мы склонны забывать, насколько необычным было то, что он смог создать такой вид деятельности, как дзюдо, в столь молодом возрасте. И снова, знание происхождения, социального положения, влияний и мотивации Кано помогает нам понять, как великому человеку удалось заложить основы для деятельности, которую мы знаем и сегодня, хотя она продолжала развиваться с течением времени, сделав ее важным игроком в международном и олимпийском спортивном движении.
Понимание всего этого не отнимает у нас восхищения, которое мы можем и должны испытывать к Кано, напротив. Вопрос, который мы можем законно задать себе, таков: смогли бы мы в 22 года создать такой вид спорта, как дзюдо, со всей философией и ценностями, связанными с ним?
Чтобы основать дзюдо, Кано пришлось инициировать настоящую революцию менталитетов в самом сердце Японии, которая сама переживала глубокие политические, социальные и экономические изменения. Эта революция связана с самой природой дзюдзюцу того времени. Мы видели, что в конце XIX века существовало множество школ или течений дзюдзюцу. Все они представляли собой наследие столетий войн, сражений и конфликтов, в течение которых процветало военное искусство. По своей природе различные дзюдзюцу таким образом сохраняли тайное измерение, потому что не было никаких сомнений в том, что противник знал ваши методы атаки и защиты. Дзюдзюцу было лишь одним из измерений войны, соответствующим искусству боя без оружия или иногда с использованием стрелкового оружия.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья
Кано, изучавший различные виды дзюдзюцу, понял, что секретность, окружающая дзюдзюцу, больше не уместна. Революция, которую он инициировал, была, таким образом, направлена на то, чтобы люди поняли, что дзюдо, которое он собирался создать, было открыто для как можно большего числа людей и что оно не было предназначено для развития телосложения воина, но что он думал о нем как об инструменте для обучения молодых людей. Дзюдо должно было стать популярным, а не быть зарезервированным для касты посвященных, передающих знания в тени додзе, скрытых от глаз общественности. Поэтому с самого начала дзюдо приобрело измерение, которое является как физическим, связанным с самой практикой деятельности, которая строит тело, так и ментальным, с целью передачи ценностей, которые полезны для общества в целом. Мы все еще находим сегодня все эти измерения в практике дзюдо и в проектах развития, которые осуществляются как на местном, так и на международном уровне.
Если нас интересует только физическое измерение, мы можем заметить, что различные формы дзюдзюцу дают часть ответа на вопрос: как научиться сражаться без оружия? Чтобы победить, можно яростно бросать, душить, обездвиживать противника так, чтобы он больше не мог двигаться, или выкручивать суставы так, чтобы боль была невыносимой. Таким образом, в зависимости от конкретной школы дзюдзюцу, в которой вы обучаетесь, вы можете выполнять все приемы или только некоторые из них. Целью самурая было убить или вывести из строя противника. Поэтому некоторые школы специализировались на ударах ногами (атэми), в то время как другие больше отождествляли себя с формой борьбы, которая существовала тогда во всех четырех уголках земного шара, в разных культурах.
Что отличало различные формы дзюдзюцу от остальных боевых искусств, развитых в других местах мира, хотя влияния из других мест Азии показали, что физическое измерение было не единственным, так это то, что существовала ментальная и философская сторона, тесно связанная с практикой дзюдзюцу. Тем не менее, верно, что целью дзюдзюцу было обездвиживание противника.
Гений Кано заключался в том, что он смог синтезировать все, чему научился, извлечь то, что могло быть опасно для физической целостности, и сосредоточиться на ментальном, моральном и образовательном аспекте. С Кано дзюдзюцу, имеющее цель причинять боль, стало инструментом для образования молодежи и освобождения: здоровый дух в здоровом теле на благо общества. Если с самого начала он думал об образовании японской молодежи, то быстро понял, что дзюдо может стать фантастическим инструментом для молодежи во всем мире. Его открытость и его видение сделают все остальное.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
Исторический контекст Японии того времени способствовал благоприятствованию Кано в его подходе. Открытие страны для Запада имело несколько последствий. С одной стороны, страна могла извлечь выгоду из новых вкладов из-за рубежа во многих областях, но с другой стороны, это поставило страну в ситуацию конкуренции, которую ее изоляция до тех пор предотвращала. Парадоксально, но открытие Японии способствовало переориентации на исконные ценности. Вдохновленная тем, что могло помочь развитию с Запада, Япония заново открыла путь философии, которая сделала ее сильной. Тщательно изучая то, что могли предложить другие страны, японцы поняли, что искусство и мораль неразделимы. Среди этих японских мыслителей, конечно, Дзигоро Кано был одним из защитников подхода, который сочетал традицию и современность.
Этот сдвиг парадигмы был у истоков философских баталий, которые привели часть населения и лидеров к развитию националистических идей. Те, позднее в XX веке, подтолкнули Японию к опасной идеологии, но с самого начала Кано выделялся из этого подхода, отдавая предпочтение взаимопониманию между сообществами и народами, подходу, который был краеугольным камнем дзюдо и его преподавания, и которым Кано всегда жил.
Мы знаем о Кано, что он любил преподавать и что он видел в образовании единственное средство освобождения молодежи. Позже, в 1916 году, во время лекции студентам университета в Токио он заявил: «Когда я был молодым, выйдя из университета, я думал стать премьер-министром или даже мультимиллионером. Но стать премьер-министром, разве не было никчемным человеком и разве не было скучно становиться мультимиллионером? В конце концов я пришел к выводу, что только образованию я посвящу свою жизнь, без сожалений для себя. Затем я обратился к преподаванию. И вот как в будущем я создал человека, которым я являюсь. Нет ничего более замечательного в этом мире, чем преподавание. Знания человека должны в значительной степени способствовать другим людям. Знания одного поколения должны приносить пользу сотне других».
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу
Поэтому, по его словам, только через обучение и накопление знаний можно представить себе более справедливое общество, чтобы быть свободным. В 1882 году Кано начал свою профессиональную карьеру и в то же время оттачивал свое дзюдо, плод многолетнего обучения и размышлений. Столкнувшись с растущим числом учеников, следовавших его учению, Кано решил в феврале 1882 года переехать в Эйседзи. Именно в одноименном храме, который можно посетить и сегодня, в мае того же года он основал Кодокан.
Он стал буквально «Зданием для обучения Пути». С самого начала в нем училось девять учеников. Поэтому Кано разработал первое современное боевое искусство, целью которого было не победоносно сражаться или сражаться с самим собой, а возвышать людей, чтобы они служили человечеству. Кодокан дзюдо родился всего через год после того, как Кано окончил Токийский императорский университет по разным специальностям. Ему было всего 22 года!
Автор:
Похожие новости
Добавить новость