23.11.2025
499
+2

Пробуждение Демона, или Как вернуть утраченное в современных боевых искусствах

Наблюдая за демонстрациями современных боевых искусств, становится ясно, что часто чего-то не хватает. Речь даже не о качестве техник или их физической применимости в реальном бою, потому что не все, что называется боем… является им на самом деле. За несколько сотен лет нам удалось превратить изначально крайне агрессивную деятельность в нечто, напоминающее сегодня «евнуха с голосом чихуахуа»… Но благодаря тщательному и систематическому изучению истории традиционных боевых искусств можно постепенно начать понимать, что же это утраченное «что-то» на самом деле такое… Об этом в материале для чешского портала Bojovky.info размышляет Ярда Колчун. Перевод предлагается вниманию посетителей Superkarate.ru.


 
Хотя у нас есть очень высококлассные спортсмены, способные выполнять приемы быстро, точно и жестко, в их тренировках не хватает чего-то, что по-настоящему соответствовало изначальному значению слова «бой». Я говорю не об агрессии на ринге, на татами, а об агрессии – эмоции, которая возникает (или, скорее, должна возникнуть), когда вы сталкиваетесь с кем-то, кого, возможно, никогда раньше не видели. Вы не знаете, насколько он решителен, чтобы причинить вам боль или даже убить, если он один, если он безоружен… и оставит ли он вас в покое, если вы дадите ему то, что он хочет.
 
Страх за свою жизнь – пожалуй, самая сильная эмоция, известная человеку. Если страх очень сильный, рациональная часть мозга перестает работать, и активируется миндалевидное тело, которое функционирует только в трех (инстинктивных) реакциях: замри, беги, атакуй (по мнению некоторых исследователей, именно в таком порядке, хотя отдельные фазы этой реакции могут длиться настолько коротко, что кажется, будто мозг их пропустил). В такой момент все, что вы можете сделать и способны выполнить с миллиметровой точностью, молниеносной скоростью и беспощадной жесткостью в обычной ситуации, становится нескоординированным, неточным и в целом несравненно менее эффективным.
 
Ключевой вопрос заключается в том, можно ли избежать проявления этих неконтролируемых инстинктивных реакций… и хорошая новость в том, что это возможно. Этой темой я занимаюсь уже 2-3 года.
 
Как это сделать:
  • Подготовьтесь к конфликту максимальной интенсивности.
  • «Прививайте» свои реакции стрессом до такой степени, чтобы со временем они стали невосприимчивы к нему (то есть, чтобы они были относительно спокойны перед физическим конфликтом, насколько это возможно).
  • Пробудите в них природную агрессию (в тот момент, когда они вынуждены вступить в физический конфликт).
Агрессия есть у всех нас, но часто она подавляется под слоем культуры и воспитания. Я исходил из того, что ключ к успеху – это образ мышления, и если мне удастся добиться того, чтобы ученик не реагировал только инстинктивно в моменты конфликта максимальной интенсивности, то есть шанс, что он сможет использовать все, чему научился, с максимально возможной агрессией (конечно, в рамках действующих законодательных ограничений).
 
И для этого необходимо объединить две важные процедуры:
  • Метод «вакцинации от стресса».
  • Переключение мышления с жертвы на хищника.

«Каждый из нас способен на насилие по отношению к другому – иногда это, к сожалению, единственный возможный способ выжить»


Давайте разберем их подробнее. Метод «стрессовой вакцинации» работает по тому же принципу, что и любая другая вакцинация от болезни. Человеку вводят ослабленную форму болезни, чтобы его иммунная система смогла ее распознать и впоследствии создать адекватную защиту. В случае самообороны это постепенное увеличение интенсивности конфликта, чтобы в конечном итоге защищающийся смог справиться с конфликтом максимальной интенсивности. Конечно, это всего лишь тренировка, где защищающийся внутренне понимает, что «это не по-настоящему», и поэтому активации, как в реальном конфликте, не достигается, но на данный момент это, пожалуй, самый известный метод подготовки человека к столь интенсивному конфликту. Все зависит от умения достаточно правдоподобно сыграть нападающего (чему тоже нужно научиться) и нескольких других моментов, но лучше один раз показать и испытать, чем долго описывать. А затем происходит смена мышления: от жертвы («Боже мой, он собирается причинить мне боль, будет так больно, я не смогу защититься…») к хищнику («Да ладно тебе, иди сюда…»). Но потом мы встречаем кого-то, кто либо является жестоким социопатом (к счастью, таких немного), либо его воспитание было не таким уж последовательным, и… внезапно у нас возникает огромная проблема… мы не понимаем, как кто-то мог совершить нечто настолько ужасное, мы не понимаем, почему кто-то хочет причинить нам боль… и вместо того, чтобы немедленно контратаковать, мы отчаянно пытаемся все проанализировать, понять и одновременно защитить себя. Разум уступает страху, и тогда мы действуем инстинктивно, а не стратегически.
 
Решение? Относительно простое – изменить свое мышление, принять, что каждый из нас способен на насилие по отношению к другому, и что иногда это, к сожалению, единственный возможный способ выжить. Но давайте по порядку.
 
Вероятно, никого не удивит, когда я скажу, что нам нужно заново учиться уметь практически мгновенно переключиться из образа цивилизованного, учтивого джентльмена в кошмар нападающего. Некоторые системы самообороны (то есть те, которые ближе всего к изначальному значению слова «бой») довели это до совершенства.
 
Важно понять: а) насколько важно сосредоточиться прежде всего на разуме и б) как интегрировать эти знания в методику преподавания. Поначалу я боялся, что нам придется учитывать, например, текущую психологическую устойчивость учеников и возможные прошлые травмы, такие как травля, притеснения и т. д., в нашем обучении. Но решение всех этих проблем оказалось гораздо проще, чем я думал.

«Не защищаться – очень эгоистичное решение»

 
Ответ заключается в том, чтобы прояснить «ПОЧЕМУ»… Почему я должен пытаться защищаться и выживать? Что это будет означать не только для меня, если я не буду защищаться, но и особенно для моих близких, семьи и друзей? Оказаться в отделении интенсивной терапии (в лучшем случае) или в гробу, причинив огромную боль тем, кто меня любит/любил (хотя мне, вероятно, будет все равно…). Что на самом деле это было бы очень эгоистичным решением не защищаться… именно ради своих близких.
 
Именно это изменение мышления – от жертвы к хищнику, который безжалостен и готов на ВСЕ, если у него нет другого выбора, – ключ к умению защищаться. Именно осознание того, как много мы можем потерять и скольким людям причиним боль своей эгоистичной и неадекватной реакцией, позволяет гораздо легче изменить мышление и стать хищником. Знаете, даже на курсах выживания мы говорим участникам, что они могут сдаться в любой момент… просто сказать: «Я сдаюсь». Это всего лишь слова. Вот так просто. НО… именно потому, что сдаться так легко, им следует стараться держаться и не сдаваться. Бороться и держаться еще немного, а потом еще немного… и еще немного… и вдруг они обнаруживают, что солнце наконец-то встает, начинает теплеть, и что почти целая ночь холода осталась позади. То же самое и в самообороне. Если вы не защищаетесь, вы, скорее всего, причините вред себе, а затем и своим близким.
 
А теперь позвольте мне сказать несколько слов об этом внутреннем воине. Постараюсь объяснить это без всякой эзотерической ерунды. Природа наделила нас природной агрессивностью, которой, однако, не место в современном мире. И это нормально. Но могут быть ситуации, требующие от вас превратиться в безжалостного воина, который без проблем вырвет глаз, откусит ухо, укусит нападавшего в лицо или оторвет ему яички... сделает все, чтобы выжить.
 
Если вы почитаете мемуары старых мастеров, то там подготовка к насилию и миру агрессии была частью подготовки будущего воина. К настоящему бою и всем этим ужасам. Например, японский мастер дзю-дзюцу Хамадзи Коити вспоминал, как в четыре года отец отвел его на кладбище, где были выставлены головы его врагов. Он своими глазами видел, что делает удар меча или лошадиного копыта, он чувствовал гнилостный смрад, исходящий от открытых голов, он видел выражение их лиц, он уже своими глазами испытал, что такое смерть и страдания. А теперь попробуйте взять четырехлетнего ребенка на ферму и убить кролика или курицу у него на глазах... вы, скорее всего, принесете ему множество бессонных ночей и ужасные воспоминания на всю оставшуюся жизнь... Для ясности: я не говорю, что вам следует идти и убивать кролика прямо сейчас, чтобы доказать себе, что вы способны на это. Не говоря уже о том, что если вы даже не знаете, как именно его убить, то причините животному совершенно ненужные страдания. Я говорю о внутреннем прояснении того, при каких условиях вы готовы причинить боль или даже смерть другому человеку... и под этим я подразумеваю действительно глубокое размышление, потому что после того, как это произойдет, это станет для вас своего рода маяком, и вас охватят сомнения относительно того, было ли это действительно необходимо... Этот внутренний маяк поможет вам решить в надвигающемся конфликте, когда реагировать, а когда игнорировать, подобно тому, как ротвейлер игнорирует лай чихуахуа.
 
Традиционные боевые системы говорят о так называемом внутреннем воине. Я когда-то где-то читал/слышал (источник уже не помню... в конце концов, я уже немолодой человек), что внутри нас живет внутренний дракон, который, как говорят, обитает где-то на уровне бедер у основания позвоночника, где он мирно спит. Однако, как только человек оказывается в опасности, он взбирается по позвоночнику и садится на плечо, готовый к атаке.
 
Что ж, насколько боевым драконом/тигром/львом/волком вы станете, зависит от того, насколько хорошо вы его натренируете. У кого-то это диванный пинчер, который отступит при первом же проявлении агрессии, а у кого-то – питбуль, готовый защищать жизнь своего хозяина до последнего вздоха.
 
Качественные современные системы самообороны описывают этого внутреннего воина как внутреннего демона, призрака, кошмара, темную сущность, которую вы выпускаете на волю при необходимости. В конечном счете, неважно, какую метафору вы используете. Призрак или воин – название не имеет значения. Цель – понять, что «это» есть в вас, и вы можете использовать это, чтобы выжить. Что вы на самом деле не одиноки в этом, как бы странно это ни звучало.
 
Итак, как бы мы ни называли свое темное внутреннее «я», цель – принять его существование и начать с ним работать. Ключ в том, чтобы сначала научиться «будить этого дракона», но в то же время держать его под контролем. А затем, когда опасность минует, отстранять его. Если вы не контролируете свою агрессию, вы легко можете войти в состояние аффекта, которое приведет к неадекватной реакции, что впоследствии приведет к обвинению вас в непредумышленном убийстве или даже убийстве после окончания конфликта, даже если изначально вы были в роли защитника.
 
Итак, как же практиковать и развивать это? Во-первых, вам действительно нужно прояснить для себя, когда вы выпускаете своего дракона, чтобы причинить боль и страдания, а когда это того не стоит (риск). Знаю, я уже говорил об этом, но это самый важный шаг. Вот лишь несколько вопросов, которые вам следует себе задать:
 
  • Готов ли я серьезно ранить/убить мужчину, который явно хочет меня убить?
  • Готов ли я серьезно ранить/убить женщину, которая явно хочет меня убить?
  • Готов ли я серьезно ранить/убить беременную женщину, которая явно хочет меня убить?
  • Готов ли я серьезно ранить/убить ребенка, который явно хочет меня убить? Посмотрите на детей-солдат в Африке.
  • Готов ли я рискнуть своей жизнью, если кто-то назовет меня идиотом, извращенцем, педофилом и т. д.?
  • Готов ли я рискнуть своей жизнью, если кто-то будет угрожать моей жене или моим дочерям?
  • Готов ли я рискнуть своей жизнью, если кто-то будет угрожать моим собакам?
  • Готов ли я рискнуть своей жизнью, если кто-то будет угрожать моему другу?
Подумайте над этими вопросами, чтобы вам было все ясно…
 
Я видел следующее упражнение… Ученик берет среднюю лапу, кладет ее на землю и становится рядом с ней на колени. Затем по звуковому сигналу он начинает бить по ней с максимально возможной силой и агрессией. Пусть он представит, что кто-то только что обидел его дочь, сестру или собаку. Это длится около 5-10 секунд, затем перерыв. И затем еще раз (максимум 2-3 раза). Максимальная агрессия, максимальная сила, НО без ненависти. Это также очень важно: если вы бьете с ненавистью в сердце, то становитесь таким же злым, как и нападающий. Разница между вами и нападающим в том, что нападающий напал, потому что сознательно хочет причинить вам боль. Вы реагируете на это, потому что нападающий «не говорит на языке вашего племени», то есть он не остановился, когда конфликт был еще на вербальном уровне. Именно поэтому вы выбрали тот же язык, который понимает нападающий, но без этих темных эмоций. Это упражнение полезно повторять время от времени, потому что, особенно поначалу, люди будут сдерживаться, «не выпускать своего демона», потому что либо не будут знать, как это сделать, либо будут стыдиться или бояться того, что может произойти… поэтому обязательно повторяйте его.
 
А затем у нас будет следующая фаза, и с этого момента выполняйте техники со 100% интенсивностью, но сначала с меньшей силой (50%, 75%, 100%), по мере того как защищающийся постепенно справляется с атакой. Интенсивность означает, что атакующий вытягивается и действительно вовлекает в удар все тело, как будто он действительно хочет причинить боль защищающемуся. Сила – это сила, с которой кулак и ладонь ударяют по атакующему, и, особенно поначалу, ее нужно сдерживать и увеличивать в соответствии с навыками защищающегося, чтобы справиться с такой атакой. Поэтому речь идет не о легких прикосновениях, которые также не требуют такого же участия всего тела, как удар, нанесенный с полной интенсивностью. Это важно понимать.
 
Вы, вероятно, согласитесь со мной: как тренируешься, так и сражаешься. И думать, что если я сейчас просто слегка коснусь нападающего, то на самом деле я точно смогу нанести ему сокрушительно сильный удар, это… скажем так, это мнение не основано на реальных данных. Гораздо лучше научиться наносить (постепенно) сильный удар, задействуя все тело и при необходимости снижая его силу, чем практиковаться с легкими ударами, а потом (ошибочно) надеяться/верить, что на самом деле я могу наносить гораздо более сильные, и тело каким-то образом автоматически поймет, как настроиться на удар.
 
Кстати, если вы все еще сомневаетесь в разнице в механике всего тела при легком и сильном ударе, попробуйте сами на предыдущем упражнении. Встаньте на колени и нанесите легкий удар. А затем сильный, очень сильный удар. Внезапно вам приходится сильно растягиваться, ваш торс действует как пружина, вы полностью используете свой вес и гравитацию. Возможно, вы даже непроизвольно приподнимаетесь с колен из-за этого, так что удар получается гораздо сильнее. Именно в этом и суть. Если вы не натренируетесь, то продолжите хлопать по (вероятно, весьма удивленному) нападающему, вместо того чтобы решительно его устранить...
 
Как видите, речь идет не о каких-то таинственных эзотерических процедурах, а о правильном настрое и последующем продвижении этого настроя на физическом плане (интенсивность/сила).
 
Попробуйте, и вы удивитесь разнице… не говоря уже о том, что, начав применять изученные техники с полной интенсивностью и мощью, вы легко поймете, какие комбинации приемов вы способны выполнить, а какие подходят только для (плохих) боевиков…
 
В этой связи мне вспоминается фраза из недавно переведенной книги «И корни все еще пробиваются сквозь скалу» Эллиса Амдура (сертифицированного инструктора двух традиционных школ боевых искусств: Араки-рю Торитэ Когусоку и Тэнсин Буко-рю Хэйхо), где его сэнсэй сказал ему: «Давай попытаемся убить друг друга, но постараемся не ранить друг друга».
 
Так что с этого момента старайтесь убивать друг друга, но… Ну, вы уже знаете…

Добавить новость
Open Russian Cup 2026