7 уроков от семи самураев
«Семь самураев» – шедевр Акиры Куросавы 1954 года. Этот фильм вдохновил на создание «Великолепной семерки» и повлиял на очень многое – от «Звездных войн» до «Приключений Флика». Но, несмотря на бесчисленное количество пародий, оригинал все равно производит впечатление сильнее.
![]()
Сюжет прост: бедная фермерская деревня в Японии XVI века подвергается террору со стороны бандитов, которые планируют вернуться после сбора урожая и украсть его. Отчаявшись и почувствовав себя в меньшинстве, крестьяне решают нанять небольшой отряд самураев для своей защиты. Они находят семерых самураев – каждого со своим характером, недостатками и сильными сторонами, которые вместе тренируют жителей деревни, укрепляют город и готовятся к неизбежному нападению.
На первый взгляд, «Семь самураев» – это боевик о разношерстной группе воинов, сталкивающихся с непреодолимыми трудностями. Но в основе этого фильма – размышление о лидерстве, чести, смирении и о том, что значит жить по кодексу.
Недавно мы писали о том, как Бусидо влияет на современную Японию и ее общество. Куросава показывает, как этот кодекс выглядит на практике.
Более того, из «Семи самураев» можно извлечь важные жизненные уроки.
1. Смиренно руководите и служите другим
![]()
Первый самурай, которого мы встречаем, Камбэй Симада, возглавит группу самураев-защитников и покажет, как выглядит настоящее лидерство еще до того, как возьмется за меч. В одной из начальных сцен фильма ребенок похищен и взят в заложники в хижине. Похититель угрожает убить ребенка. Вместо того, чтобы идти с оружием, то есть с мечами, размахивая ими, Камбэй сбривает свои волосы – символ статуса и гордости самурая – чтобы, переодевшись монахом, спасти ребенка. Он ничего не попросил взамен и вышел из деревни, словно хозяин.
На протяжении всего фильма вы увидите, как он потирает голову там, где раньше были волосы. Это напоминание ему, что иногда для того, чтобы полностью жить по кодексу Бусидо, нужно отказаться от внешних атрибутов престижа.
Этот момент спасения ребенка задает тон всему остальному, что делает Камбэй в этой истории. Он ведет не за счет утверждения своего превосходства, а за счет принятия ответственности и служения другим. Когда он набирает остальных членов команды, они следуют за ним из уважения к его примеру, а не к его званию. Он завоевывает их доверие своей скромностью.
2. Больше потеть в подготовке, меньше проливать кровь в бою
Как только Камбэй соглашается защищать деревню, самураи не спешат проявлять героизм. Большую часть фильма они готовятся – изучают местность, тренируют крестьян, укрепляют стены, роют рвы и просчитывают все возможные подходы бандитов. Деревенские жители думают, что самураи просто стоят без дела, но Камбэй знает, что написал Сунь Цзы столетиями ранее: «Победоносные воины сначала побеждают, а затем идут на войну; побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить».
Когда наконец происходит нападение, исход кажется неизбежным. Бандиты бросаются прямо в ловушки, расставленные самураями несколькими днями ранее. Их преднамеренная подготовка превосходит сиюминутную ярость противника.
Хотя нам нравится думать о храбрости как о чем-то спонтанном – как о вспышке, возникающей при появлении опасности, – ее фундамент закладывается заранее. Спокойствие, которое вы можете обрести в кризисной ситуации, будет проявляться прямо пропорционально вашей готовности встретить вызов.
3. Будьте тихим профессионалом
![]()
Еще один персонаж в фильме – Кюдзо. Это настоящий профессионал. Он почти не говорит на протяжении всего фильма, но его чувства передаются через действия. Он мастер своего дела с мечом. Его усилия кажутся естественными. Когда хвастливый самурай вызывает его на поединок, Кюдзо побеждает одним ударом, а затем уходит без злорадства.
Один из персонажей так описал Кюдзо:
«У него настоящий самурайский дух. Он совершенно бесстрашен. Но в то же время он мягок и скромен – посмотрите, как он себя вел, когда мы пошли за оружием. И как он пошел – словно отправился в горы за грибами».
Мы живем в эпоху, когда шум ценится больше, чем мастерство. Кюдзо учит нас, что в том, чтобы быть тихим профессионалом, есть сила. Настоящее мастерство самоочевидно. Когда ты действительно хорош в своем деле, тебе больше не нужно заявлять об этом.
4. Когда ты силен, я силен
![]()
Есть латинский афоризм si vales, bene est; ego valeo – «если у тебя все хорошо, то и у меня тоже» или «когда ты силен, и я силен».
Хотя семь самураев происходили из другой культуры, чем римские центурионы, они воплощали в себе универсальный принцип командной работы и товарищества.
Семь самураев происходят из разных слоев общества. У каждого из них свой темперамент и характер. Один – измученный войной ветеран, другой – проказник, третий – наивный молодой ученик. Они спорят, шутят и иногда сталкиваются лбами. Но когда нападают бандиты, они сражаются как один.
Хэйхати, скромный самурай-дровосек, создает знамя для этой разношерстной группы. Оно состоит из шести кругов и одного треугольника. Треугольник представляет не-самурая, Кикутие. Шесть кругов символизируют самураев в команде. Это символ их единства.
Невозможно победить в жизненных битвах в одиночку. Секрет в том, чтобы найти подходящих людей, которые будут рядом с тобой, и стать тем человеком, на которого они могут положиться.
И что интересно, делая других сильными, ты становишься сильным сам. Как говорит Камбэй:
«Защищая других, ты спасаешь себя. Если ты думаешь только о себе, ты только себя и погубишь».
5. Честь заслуживается
![]()
Кикутие, комический персонаж фильма и эксцентричный обманщик, – мошенник. Он носит фальшивую самурайскую родословную, скрывая тот факт, что он сын простых крестьян – тех самых людей, которых самураи наняты защищать.
Но он отчаянно хочет быть самураем. Он хочет доказать, что достоин чести в мире, который говорит, что он ее не может получить. Камбэй видит в Кикутие необузданный дух и, вместо того, чтобы отвергнуть его за то, что он не истинный самурай, принимает его в свои ряды, чтобы помочь направить эту энергию на нечто большее, чем он сам. В конце Кикутие, так сказать, «зарабатывает себе шпоры», живя по кодексу самурая. Он погибает, защищая деревню, становясь самураем, которым так отчаянно хотел быть. Вместо того, чтобы позволить прошлому определять его жизнь, он создает свое наследие своими благородными поступками.
6. Сохраняйте чувство юмора (особенно в напряженных ситуациях)
В течение фильма вы заметите, что даже в самые напряженные моменты самураи смеются. Юмор был важным фактором поддержания боевого духа.
Хэйхати, самурай-дровосек, обычно является источником этого смеха. Он не самый сильный боец, но незаменим. Когда все хмуры и измотаны, он отпускает шутку или напевает мелодию, чтобы поднять всем настроение.
Когда вы сталкиваетесь с непреодолимыми препятствиями, немного легкомыслия может спасти ваше здравомыслие. Ницше как-то сказал, что дух тяжести, слишком серьезное отношение к вещам, может помешать вам действовать благородно. Сила без легкомыслия хрупка и негибка. Юмор делает вас более гибким. Смех возвышает.
7. Живи ради чести и цели, а не ради награды
![]()
В конце фильма, хотя жители деревни в безопасности, четыре самурая погибают. Камбэй смотрит на их могилы и тихо произносит: «Такова природа нашего ремесла. Мы всегда проигрываем».
Самураи сражались не ради славы, а ради чести. Они были трагическими героями. Они сражались, даже зная, что неизбежно понесут потери.
В мире, где все оценивается по окупаемости инвестиций, «Семь самураев» показывают нам, что некоторые вещи стоит делать просто потому, что это правильно.
На правах заключения
Историю Куросавы часто копируют. Она о жертвенности, командной работе и искуплении. Самураи сражаются и умирают за тех, кто не может им заплатить или сделать что-то еще. Они творят добро, потому что это добро.
Так что, если вы не смотрели «Семь самураев», найдите время. Фильм длинный и затянутый по современным меркам, но определенно того стоит. Вы закончите его смотреть, желая стать лучше.

Сюжет прост: бедная фермерская деревня в Японии XVI века подвергается террору со стороны бандитов, которые планируют вернуться после сбора урожая и украсть его. Отчаявшись и почувствовав себя в меньшинстве, крестьяне решают нанять небольшой отряд самураев для своей защиты. Они находят семерых самураев – каждого со своим характером, недостатками и сильными сторонами, которые вместе тренируют жителей деревни, укрепляют город и готовятся к неизбежному нападению.
На первый взгляд, «Семь самураев» – это боевик о разношерстной группе воинов, сталкивающихся с непреодолимыми трудностями. Но в основе этого фильма – размышление о лидерстве, чести, смирении и о том, что значит жить по кодексу.
Недавно мы писали о том, как Бусидо влияет на современную Японию и ее общество. Куросава показывает, как этот кодекс выглядит на практике.
Более того, из «Семи самураев» можно извлечь важные жизненные уроки.
1. Смиренно руководите и служите другим

Первый самурай, которого мы встречаем, Камбэй Симада, возглавит группу самураев-защитников и покажет, как выглядит настоящее лидерство еще до того, как возьмется за меч. В одной из начальных сцен фильма ребенок похищен и взят в заложники в хижине. Похититель угрожает убить ребенка. Вместо того, чтобы идти с оружием, то есть с мечами, размахивая ими, Камбэй сбривает свои волосы – символ статуса и гордости самурая – чтобы, переодевшись монахом, спасти ребенка. Он ничего не попросил взамен и вышел из деревни, словно хозяин.
На протяжении всего фильма вы увидите, как он потирает голову там, где раньше были волосы. Это напоминание ему, что иногда для того, чтобы полностью жить по кодексу Бусидо, нужно отказаться от внешних атрибутов престижа.
Этот момент спасения ребенка задает тон всему остальному, что делает Камбэй в этой истории. Он ведет не за счет утверждения своего превосходства, а за счет принятия ответственности и служения другим. Когда он набирает остальных членов команды, они следуют за ним из уважения к его примеру, а не к его званию. Он завоевывает их доверие своей скромностью.
2. Больше потеть в подготовке, меньше проливать кровь в бою
Как только Камбэй соглашается защищать деревню, самураи не спешат проявлять героизм. Большую часть фильма они готовятся – изучают местность, тренируют крестьян, укрепляют стены, роют рвы и просчитывают все возможные подходы бандитов. Деревенские жители думают, что самураи просто стоят без дела, но Камбэй знает, что написал Сунь Цзы столетиями ранее: «Победоносные воины сначала побеждают, а затем идут на войну; побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить».
Когда наконец происходит нападение, исход кажется неизбежным. Бандиты бросаются прямо в ловушки, расставленные самураями несколькими днями ранее. Их преднамеренная подготовка превосходит сиюминутную ярость противника.
Хотя нам нравится думать о храбрости как о чем-то спонтанном – как о вспышке, возникающей при появлении опасности, – ее фундамент закладывается заранее. Спокойствие, которое вы можете обрести в кризисной ситуации, будет проявляться прямо пропорционально вашей готовности встретить вызов.
3. Будьте тихим профессионалом

Еще один персонаж в фильме – Кюдзо. Это настоящий профессионал. Он почти не говорит на протяжении всего фильма, но его чувства передаются через действия. Он мастер своего дела с мечом. Его усилия кажутся естественными. Когда хвастливый самурай вызывает его на поединок, Кюдзо побеждает одним ударом, а затем уходит без злорадства.
Один из персонажей так описал Кюдзо:
«У него настоящий самурайский дух. Он совершенно бесстрашен. Но в то же время он мягок и скромен – посмотрите, как он себя вел, когда мы пошли за оружием. И как он пошел – словно отправился в горы за грибами».
Мы живем в эпоху, когда шум ценится больше, чем мастерство. Кюдзо учит нас, что в том, чтобы быть тихим профессионалом, есть сила. Настоящее мастерство самоочевидно. Когда ты действительно хорош в своем деле, тебе больше не нужно заявлять об этом.
4. Когда ты силен, я силен

Есть латинский афоризм si vales, bene est; ego valeo – «если у тебя все хорошо, то и у меня тоже» или «когда ты силен, и я силен».
Хотя семь самураев происходили из другой культуры, чем римские центурионы, они воплощали в себе универсальный принцип командной работы и товарищества.
Семь самураев происходят из разных слоев общества. У каждого из них свой темперамент и характер. Один – измученный войной ветеран, другой – проказник, третий – наивный молодой ученик. Они спорят, шутят и иногда сталкиваются лбами. Но когда нападают бандиты, они сражаются как один.
Хэйхати, скромный самурай-дровосек, создает знамя для этой разношерстной группы. Оно состоит из шести кругов и одного треугольника. Треугольник представляет не-самурая, Кикутие. Шесть кругов символизируют самураев в команде. Это символ их единства.
Невозможно победить в жизненных битвах в одиночку. Секрет в том, чтобы найти подходящих людей, которые будут рядом с тобой, и стать тем человеком, на которого они могут положиться.
И что интересно, делая других сильными, ты становишься сильным сам. Как говорит Камбэй:
«Защищая других, ты спасаешь себя. Если ты думаешь только о себе, ты только себя и погубишь».
5. Честь заслуживается

Кикутие, комический персонаж фильма и эксцентричный обманщик, – мошенник. Он носит фальшивую самурайскую родословную, скрывая тот факт, что он сын простых крестьян – тех самых людей, которых самураи наняты защищать.
Но он отчаянно хочет быть самураем. Он хочет доказать, что достоин чести в мире, который говорит, что он ее не может получить. Камбэй видит в Кикутие необузданный дух и, вместо того, чтобы отвергнуть его за то, что он не истинный самурай, принимает его в свои ряды, чтобы помочь направить эту энергию на нечто большее, чем он сам. В конце Кикутие, так сказать, «зарабатывает себе шпоры», живя по кодексу самурая. Он погибает, защищая деревню, становясь самураем, которым так отчаянно хотел быть. Вместо того, чтобы позволить прошлому определять его жизнь, он создает свое наследие своими благородными поступками.
6. Сохраняйте чувство юмора (особенно в напряженных ситуациях)
В течение фильма вы заметите, что даже в самые напряженные моменты самураи смеются. Юмор был важным фактором поддержания боевого духа.
Хэйхати, самурай-дровосек, обычно является источником этого смеха. Он не самый сильный боец, но незаменим. Когда все хмуры и измотаны, он отпускает шутку или напевает мелодию, чтобы поднять всем настроение.
Когда вы сталкиваетесь с непреодолимыми препятствиями, немного легкомыслия может спасти ваше здравомыслие. Ницше как-то сказал, что дух тяжести, слишком серьезное отношение к вещам, может помешать вам действовать благородно. Сила без легкомыслия хрупка и негибка. Юмор делает вас более гибким. Смех возвышает.
7. Живи ради чести и цели, а не ради награды

В конце фильма, хотя жители деревни в безопасности, четыре самурая погибают. Камбэй смотрит на их могилы и тихо произносит: «Такова природа нашего ремесла. Мы всегда проигрываем».
Самураи сражались не ради славы, а ради чести. Они были трагическими героями. Они сражались, даже зная, что неизбежно понесут потери.
В мире, где все оценивается по окупаемости инвестиций, «Семь самураев» показывают нам, что некоторые вещи стоит делать просто потому, что это правильно.
На правах заключения
Историю Куросавы часто копируют. Она о жертвенности, командной работе и искуплении. Самураи сражаются и умирают за тех, кто не может им заплатить или сделать что-то еще. Они творят добро, потому что это добро.
Так что, если вы не смотрели «Семь самураев», найдите время. Фильм длинный и затянутый по современным меркам, но определенно того стоит. Вы закончите его смотреть, желая стать лучше.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость

