Вчера, 20:02
79
+1

Путь жестокости: как велись беспощадные драки в Америке XIX века

Когда мы думаем о делах чести XIX века, в нашем воображении обычно возникают образы хорошо одетых джентльменов, стоящих друг напротив друга на рассвете, с пистолетами, блестящими в утреннем свете. Дуэль – с ее сложными кодексами, точной хореографией и аристократическими изысками – захватила наше коллективное воображение как квинтэссенциальный способ разрешения споров чести в прошлом.


 
Но существовала и другая традиция чести, параллельная джентльменской дуэли – гораздо более жестокая, распространенная и хаотичная: жестокие поединки.
 
Часто можно услышать, как биологи говорят о том, как млекопитающие – включая людей – участвуют в тех или иных поединках… И жестокие поединки в Америке XIX века – отдельная история в этом контексте, подробно о которой рассказывает ресурс ArtOfManliness. Перевод публикуется на страницах Superkarate.ru.
 
Это был бескомпромиссный стиль боя, где допускалось практически все. Целью было навсегда изуродовать противника. Речь идет о выкалывании глаз, откусывании ушей и носов, а также о том, чтобы зацепить кого-нибудь словно рыболовным крючком, чтобы порвать ему щеку.
 
Мысль о том, что мужчины регулярно пытались выколоть друг другу глаза кажется нам с современной точки зрения почти непостижимо дикой. И все же для тысяч американских мужчин из рабочего класса в XIX веке эта жестокая форма боя была такой же нормальной и социально приемлемой, как сегодня разрешение споров через адвокатов.
 
Ниже мы рассмотрим эту забытую, но важную практику американской культуры чести.
 
Шотландско-ирландская культура и рождение американской жестокости
 
Грубость и бескомпромиссность берут свое начало в воинственных традициях шотландско-ирландских иммигрантов, хлынувших в Америку в XVIII веке. Это был скотоводческий народ, прибывший из приграничных районов между Англией и Шотландией — региона, где жизнь была тяжелой, правительство слабым, а личная честь часто была единственным, что отделяло человека от его средств к существованию.
 
В скотоводческой культуре у многих шотландско-ирландцев ваш скот был вашим источником средств к существованию. Проблема с животными заключалась в том, что бандиты или враждебная семья могли легко их украсть. Вследствие этого пастухи не только постоянно следили за своими стадами, но и развивали и поддерживали репутацию жестоких людей, чтобы отпугивать потенциальных воров. Если кто-то причинял вред вам или вашей семье, от шотландско-ирландца XVIII века ожидалось применение жестокой силы. Убийство из-за пустяка не исключалось.
 
Когда эти иммигранты поселились в отдаленных районах американского Юга, они принесли с собой это жестокое представление о чести. То, как эта жестокая честь проявлялась, начало размывать границы между классами. Южные аристократы, желая отличаться от чернокожих рабов и белых из низших слоев общества, видели в европейских аристократах образец разрешения споров чести. От европейских дворян южный джентльмен перенял кодекс дуэли – сложный кодекс поведения, регулирующий дуэли, который подчеркивал приличия и сдержанность. Целью кодекса дуэли, по-видимому, было обуздать жестокость, при этом позволяя восстановить уязвленное чувство чести.


 
Тем временем, более бедный класс шотландско-ирландцев продолжал использовать грубое насилие своих предков для сведения счетов. Царапины, укусы, вырывание волос и выкалывание глаз – все это считалось допустимым. Целью этого стиля боя было не просто победить противника. Это должно было навсегда запечатлеть его, оставить видимое, долговечное доказательство его унижения. Этот стиль борьбы за честь среди рабочего класса на Юге стал известен как «грубая и беспорядочная борьба».
 
Правила? Какие правила?
 
В отличие от дуэлей, которые требовали знания сложных кодексов поведения, дорогого оружия и социальных связей для правильной организации поединка, в драке мог участвовать любой. Это было демократично. Все, что нужно было, – это обида и готовность терпеть невыносимую боль.
 
Это не значит, что никаких правил не существовало. Драки обычно начинались с ритуального вызова. Один из участников объявлял о своей готовности к бою, бросая вызов своему противнику. Человек чести не имел выбора, кроме как принять вызов. Вызывающий мог спросить: «Правила?» Его противник мог ответить что-то вроде: «Правила Квинсбери». Но он, скорее всего, просто говорил: «Драка». И когда он это делал, жестокая схватка начиналась прямо здесь и сейчас.
 
Перед началом боя участники обычно раздевались до пояса. Это имело практическое значение, так как одежду можно было схватить. Но это также служило символическим жестом, указывающим на серьезность ситуации; в игре действительно есть риск.
 
Как только начиналась драка, традиционные правила честной игры отходили на второй план. Выкалывание глаз было не только допустимо, но и ожидаемо. На самом деле, выкалывание глаз было настолько распространенным явлением в драках, что этот стиль боя часто называли «выкалыванием». Некоторые мужчины даже отращивали ногти, чтобы повысить эффективность выкалывания.


 
Хватать мужчину за волосы и бить его головой о землю или ближайшее дерево было обычным делом. Откусывать уши и носы считалось хорошей техникой. Зацепление было распространенной тактикой в драках. Боец засовывал палец (или пальцы) в рот противника и цеплял им уголок щеки, затем резко тянул, пытаясь разорвать плоть. Цель заключалась в том, чтобы разорвать уголок рта. Некоторые бойцы даже пытались вывернуть и разорвать яички противника.
 
Жесткая схватка заканчивалась, когда один из участников либо не мог продолжать, либо признавал поражение.
 
Распространение «грубых и жестоких боев»
 
В XIX веке «грубые и жестокие бои» приобрели более широкую известность благодаря «альманахам Крокетта». Эти дешевые брошюры изображали Дэви Крокетта и других южных первопроходцев, участвующих в таких боях и хвастающихся своими навыками драки. Эти рассказы закрепили образ американского первопроходца как человека, решающего проблемы с помощью грубой силы. Это также способствовало распространению «грубых и жестоких боев» по всей стране.
 
Они даже появились среди северян. Историк Лорианна Фут отмечает, что солдаты Союза из рабочего класса часто разрешали споры с помощью «грубых и жестоких боев», в то время как офицеры среднего и высшего классов придерживались аристократических дуэльных традиций. И снова классовая принадлежность повлияла на форму, которую принимали споры о чести.
 
Если вы смотрели эпический фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка», вы видели на самом деле янки-версию «грубых и жестоких боев». Это сцена, где персонаж Леонардо Ди Каприо, Амстердам Валлон, сражается с головорезом Билла Мясника, Макглойном (в исполнении Гэри Льюиса). Драка начинается как боксерский поединок, но быстро перерастает в грубую борьбу, заканчиваясь почти попаданием «рыболовного крючка», после чего Билл Мясник останавливает бой. Помимо передачи спонтанной жестокости этой драки, фильм также точно передает культурный контекст. Такие бои не происходили между джентльменами. И Валлон, и Макглойн были ирландскими иммигрантами, и они дрались в рабочих трущобах Пяти районов Нью-Йорка.


 
Упадок жестокой традиции (в основном)
 
Что же привело к упадку подобных драк? Два основных фактора ускорили ее исчезновение. Во-первых, появление профессиональных правоохранительных органов, которые передали разрешение споров государству, и, во-вторых, меняющиеся представления о мужественности, которые все больше осуждали крайнее насилие как способ отстаивания чести.
 
Тем не менее, традиция никогда не исчезала полностью. Ее вариации до сих пор встречаются в отдельных общинах. Тут можно вспомнить о боксере без перчаток Бобби Ганне и ирландской общине кочевников, в которой вырос Боннер. В этой культуре мужчины до сих пор разрешают споры чести, раздеваясь до пояса и сражаясь голыми руками, пока противник не будет покалечен или не сдастся. Как и их исторические предшественники, когда кочевник вступает в драку, это включает в себя выкалывание глаз, зацеп щеки «крючком» и выкручивание яичек. Это жестокое эхо жестокого прошлого.
 

Добавить новость
Международные соревнования по кекусинкан National Cup