Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 6: влияние истории Японии
Чтобы немного больше понять, что побудило Дзигоро Кано основать Кодокан и создать дзюдо в 1882 году, мы должны вернуться в прошлое Японии. На протяжении веков архипелаг имел бурную историю, как и почти все страны на планете. Тем не менее, среди эпизодов, которые пересекла Страна восходящего солнца, некоторые играют решающую роль в появлении дзюдо.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
Первый период, который нас интересует, – это период Ямато, который длился с 250 по 710 год н. э. В течение этих первых столетий развития Япония начала структурироваться в форме государства. Регион Кансай на юге Хонсю, главного острова Японии, стал политическим центром. В его центре возник город Киото.
С VI века буддизм, распространившийся из Китая и Кореи, глубоко изменил общественную и политическую жизнь японцев, в то время как искусство также подверглось сильному влиянию.
Между VIII и XII веками развивалась имперская культура. Если континентальные влияния все еще были заметны, Япония постепенно освобождалась от них. По мере того, как фигура императора становилась все более распространенной, вожди кланов приобретали все большее значение, и кто бы ни говорил о кланах, говорил о конфликтах между ними. Эта нестабильность приносила огромные страдания людям, в то время как неуверенность росла, что привело к созданию социального класса бойцов буси, что буквально означает «джентльмен-воин».
Важно не путать буси и самураев. Первое обычно обозначает всех тех, кто носил катану (японский меч) и сделал бой образом жизни. Второе обозначает буси высокого социального ранга, нанятых дворянами, в то время как третья категория, ронин, обозначает самураев, у которых не было хозяина. Таким образом, самурай мог стать ронином, например, после смерти своего хозяина.
Чтобы завершить этот упрощенный глоссарий, прежде чем погружаться в историю Японии, мы должны определить, что такое ниндзя. Это тип воина, который специализируется на нетрадиционных боях, таких как проникновение, саботаж и убийства.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья
Периоды, которые нас особенно интересуют, еще впереди и уходят корнями в японское Средневековье, которое длилось с XII по XVI век. После войны Гэмпэй в 1185 году Япония оказалась под контролем правительства, не принадлежащего императорскому двору: бакуфу, которое базировалось в регионе Канто, все еще на острове Хонсю, но в районе, в центре которого сегодня находится Токио.
Бакуфу было воинственным правительством, в самом сердце того, что историки называют периодом Камакура. Этот период, который начался в 1185 году и закончился в 1333 году, ознаменовался политическим приходом сегуната Камакура. Это была первая часть Средних веков. Во второй части, период Сэнгоку, или период воюющих провинций, положил конец Средним векам. Он был отмечен большой турбулентностью и хронической нестабильностью, как социальной, так и политической. Военные интриги и конфликты были постоянными.
Япония раздроблялась, каждая провинция была отдана под контроль дайме («великое имя»), которых можно было сравнить с графами, герцогами или европейскими лордами. В этом неспокойном контексте политическое воссоединение, которое казалось невозможным, тем не менее было достигнуто благодаря нескольким сменявшим друг друга военачальникам: Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси, а затем Токугава Иэясу. Третий использовал весь арсенал интриг для достижения своих целей.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
Этот период японской истории был особенно темным и жестоким. Он соответствует золотому веку самураев, которые разработали невероятный каталог боевых приемов верхом, в доспехах, с оружием или без, в рукопашном бою и т. д. Эти воины, позже идеализированные в коллективном воображении, часто были кровожадными и не стеснялись убивать своих противников и даже мирное население ради завоевания территорий и богатства, как это было и в других местах Европы.
Безопасности больше не существовало. Самураи, ронины и ниндзя вели беспощадные войны. Также были вовлечены группы икко-икки, состоящие из крестьян, буддийских монахов, синтоистских священников и местных японских дворян без богатства, которые восстали против власти и насилия самураев.
Поэтому именно в этом водовороте насилия родилось большинство боевых приемов, которые можно найти в различных стилях дзюдзюцу, с единственной целью – уберечь противника от опасности и в большинстве случаев убить его.
После 150 лет гражданской войны Япония наконец-то восстановила мир. Эпоха сегуната Токугава началась в самом начале XVII века, ее назовут периодом Эдо. Сначала поощрялась открытость иностранным странам, но постепенно правительство Японии замкнулось в себе, границы были закрыты, страна стала изолированной. Несмотря ни на что, эта изоляция соответствовала сильному демографическому и экономическому росту вплоть до начала XVIII века. Неоконфуцианство из Китая структурировало жизнь в обществе. Появились новые художественные формы, такие как кабуки, которыми можно восхищаться и сегодня.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу
Тем не менее часть населения была подвержена глубоким сомнениям: японские воины, самураи и другие ронины и ниндзя, что с ними делать? Их смысл жизни, борьба, исчезнув, они должны были найти новый путь. Они решили сосредоточиться на философском измерении боя, на принадлежности к касте, на чести и верности. Мы начали видеть развитие таких понятий, как бусидо воинов и букэ-се-хатто самураев.
Уже упоминалось в прошлом, но иногда противоречило фактам, поэтому с начала XVII века бусидо, «путь воина» (буси означает «храбрый воин», а до – «путь»), полностью вошло в арсенал бойца.
Влияний было много. Был кодекс жизни, заимствованный из буддизма, среди которых стоическая выносливость, уважение к опасности и смерти были основными ценностями. Синтоизм усилил религиозное поклонение отечеству и императору, в то время как конфуцианство поддерживало литературную и художественную культуру, а также общественную мораль отношений.
Когда в 1860 году наконец родился Дзигоро Кано, Япония собиралась впасть в эпоху Мэйдзи, которая длилась с 1868 по 1912 год. Эпоха Мэйдзи характеризовалась окончанием политики добровольной изоляции Японии и началом политики модернизации страны. Феодальная система закончилась, Япония открывалась для индустриализации в западном стиле.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 5: основание Кодокана
Это историческое напоминание важно, поскольку оно позволяет нам понять контекст, в котором Кано родился и прожил первые годы своей жизни. Очевидно, на него сильно повлияла история его страны, а также всей Азии. Если поначалу у него был этот боевой дух самурая, пока он стремился защитить себя от преследований, которым он подвергался, очень быстро он понял, что философское измерение боевых искусств является ключом к гармоничному развитию общества. Поколения, предшествовавшие ему, изобрели технику, затем философию и мораль, а он закрепил сочетание всего этого: дзюдо, мягкий путь.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
Первый период, который нас интересует, – это период Ямато, который длился с 250 по 710 год н. э. В течение этих первых столетий развития Япония начала структурироваться в форме государства. Регион Кансай на юге Хонсю, главного острова Японии, стал политическим центром. В его центре возник город Киото.
С VI века буддизм, распространившийся из Китая и Кореи, глубоко изменил общественную и политическую жизнь японцев, в то время как искусство также подверглось сильному влиянию.
Между VIII и XII веками развивалась имперская культура. Если континентальные влияния все еще были заметны, Япония постепенно освобождалась от них. По мере того, как фигура императора становилась все более распространенной, вожди кланов приобретали все большее значение, и кто бы ни говорил о кланах, говорил о конфликтах между ними. Эта нестабильность приносила огромные страдания людям, в то время как неуверенность росла, что привело к созданию социального класса бойцов буси, что буквально означает «джентльмен-воин».
Важно не путать буси и самураев. Первое обычно обозначает всех тех, кто носил катану (японский меч) и сделал бой образом жизни. Второе обозначает буси высокого социального ранга, нанятых дворянами, в то время как третья категория, ронин, обозначает самураев, у которых не было хозяина. Таким образом, самурай мог стать ронином, например, после смерти своего хозяина.
Чтобы завершить этот упрощенный глоссарий, прежде чем погружаться в историю Японии, мы должны определить, что такое ниндзя. Это тип воина, который специализируется на нетрадиционных боях, таких как проникновение, саботаж и убийства.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья
Периоды, которые нас особенно интересуют, еще впереди и уходят корнями в японское Средневековье, которое длилось с XII по XVI век. После войны Гэмпэй в 1185 году Япония оказалась под контролем правительства, не принадлежащего императорскому двору: бакуфу, которое базировалось в регионе Канто, все еще на острове Хонсю, но в районе, в центре которого сегодня находится Токио.
Бакуфу было воинственным правительством, в самом сердце того, что историки называют периодом Камакура. Этот период, который начался в 1185 году и закончился в 1333 году, ознаменовался политическим приходом сегуната Камакура. Это была первая часть Средних веков. Во второй части, период Сэнгоку, или период воюющих провинций, положил конец Средним векам. Он был отмечен большой турбулентностью и хронической нестабильностью, как социальной, так и политической. Военные интриги и конфликты были постоянными.
Япония раздроблялась, каждая провинция была отдана под контроль дайме («великое имя»), которых можно было сравнить с графами, герцогами или европейскими лордами. В этом неспокойном контексте политическое воссоединение, которое казалось невозможным, тем не менее было достигнуто благодаря нескольким сменявшим друг друга военачальникам: Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси, а затем Токугава Иэясу. Третий использовал весь арсенал интриг для достижения своих целей.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
Этот период японской истории был особенно темным и жестоким. Он соответствует золотому веку самураев, которые разработали невероятный каталог боевых приемов верхом, в доспехах, с оружием или без, в рукопашном бою и т. д. Эти воины, позже идеализированные в коллективном воображении, часто были кровожадными и не стеснялись убивать своих противников и даже мирное население ради завоевания территорий и богатства, как это было и в других местах Европы.
Безопасности больше не существовало. Самураи, ронины и ниндзя вели беспощадные войны. Также были вовлечены группы икко-икки, состоящие из крестьян, буддийских монахов, синтоистских священников и местных японских дворян без богатства, которые восстали против власти и насилия самураев.
Поэтому именно в этом водовороте насилия родилось большинство боевых приемов, которые можно найти в различных стилях дзюдзюцу, с единственной целью – уберечь противника от опасности и в большинстве случаев убить его.
После 150 лет гражданской войны Япония наконец-то восстановила мир. Эпоха сегуната Токугава началась в самом начале XVII века, ее назовут периодом Эдо. Сначала поощрялась открытость иностранным странам, но постепенно правительство Японии замкнулось в себе, границы были закрыты, страна стала изолированной. Несмотря ни на что, эта изоляция соответствовала сильному демографическому и экономическому росту вплоть до начала XVIII века. Неоконфуцианство из Китая структурировало жизнь в обществе. Появились новые художественные формы, такие как кабуки, которыми можно восхищаться и сегодня.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу
Тем не менее часть населения была подвержена глубоким сомнениям: японские воины, самураи и другие ронины и ниндзя, что с ними делать? Их смысл жизни, борьба, исчезнув, они должны были найти новый путь. Они решили сосредоточиться на философском измерении боя, на принадлежности к касте, на чести и верности. Мы начали видеть развитие таких понятий, как бусидо воинов и букэ-се-хатто самураев.
Уже упоминалось в прошлом, но иногда противоречило фактам, поэтому с начала XVII века бусидо, «путь воина» (буси означает «храбрый воин», а до – «путь»), полностью вошло в арсенал бойца.
Влияний было много. Был кодекс жизни, заимствованный из буддизма, среди которых стоическая выносливость, уважение к опасности и смерти были основными ценностями. Синтоизм усилил религиозное поклонение отечеству и императору, в то время как конфуцианство поддерживало литературную и художественную культуру, а также общественную мораль отношений.
Когда в 1860 году наконец родился Дзигоро Кано, Япония собиралась впасть в эпоху Мэйдзи, которая длилась с 1868 по 1912 год. Эпоха Мэйдзи характеризовалась окончанием политики добровольной изоляции Японии и началом политики модернизации страны. Феодальная система закончилась, Япония открывалась для индустриализации в западном стиле.
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 5: основание Кодокана
Это историческое напоминание важно, поскольку оно позволяет нам понять контекст, в котором Кано родился и прожил первые годы своей жизни. Очевидно, на него сильно повлияла история его страны, а также всей Азии. Если поначалу у него был этот боевой дух самурая, пока он стремился защитить себя от преследований, которым он подвергался, очень быстро он понял, что философское измерение боевых искусств является ключом к гармоничному развитию общества. Поколения, предшествовавшие ему, изобрели технику, затем философию и мораль, а он закрепил сочетание всего этого: дзюдо, мягкий путь.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость