Удар цуки в киокушинкай
В предыдущих статьях мы попытались разобраться в том, что за уникальная смесь получилась в результате объединения в Кекушин-рю тренировочных методов Сюри-тэ и Наха-тэ, попытались сравнить Кекушин и Сито-рю и разобраться в нюансах исполнения стойки киба-дачи. На мой взгляд, самое время поговорить о цуки в кекушине.
Цуки – это сердце карате. Несмотря на это, а возможно именно благодаря этому, у разных мастеров и в разных стилях существует различное понимание того, как должен выполняться прямой удар кулаком.
Отличную статью о цуки в Cюри-тэ и Наха-тэ опубликовал А. Горбылев в журнале «Додзе» (Выпуск №6, 2001). В свою очередь, автор основывался на переводе отдельных глав из великолепной книги Аракаки Киеси «Секреты окинавского карате».
Здесь нет смысла повторяться, но думаю, что приведенное ниже видео будет отличной иллюстрацией того, что было написано в этой статье.
На этом видео:
- цуки в исполнении учеников Киндзе Хиорси (Серин-рю), на которого ссылается А. Горбылев в своей статье;
- цуки в Шотокане в исполнении учеников Канадзавы и Кагавы (один стиль, но разное исполнение);
- объяснение цуки окинавским мастером Тошиширо Оширо (еще одна ветвь Серин-рю);
- цуки в исполнении Говарда Коллинза (по-моему, абсолютно годзюрюшный вариант).
Только одна деталь, которую, как мне кажется, необходимо уточнить. Откуда вообще взялось это, с первого взгляда нелепое, положение хикитэ, оставляющее исполнителя фактически беззащитным (кулак у груди или у живота)?
На самом деле, это просто удар с опущенных рук, это удар который надо наносить тогда, когда у вас нет времени на принятие какой-то специальной изготовки. Это удар, который возможно нанести в полном соответствии с главными принципами традиционного карате: «В карате не нападают первым» и, конечно: «В карате бьют первым».
Наверное, есть и еще одна причина существования положения хикитэ, не только в карате, но и в других боевых искусствах. Из этого положения легче почувствовать передачу того самого изначального усилия, о котором мы говорили в этой статье.
Только дело в том, как это самое усилие почувствовать, создать и передать в кулак. У разных мастеров есть разные мнения на этот счет (смотри, приведенное выше видео).
Конечно, собственное понимание и уникальная техника, отличающаяся от исполнения цуки другими мастерами, была и у Оямы.
Анализировать технику Оямы достаточно сложно именно в связи с ее уникальностью. Отталкиваясь от своего уровня понимания, я могу сказать, что Ояма переносит вес тела с ноги на ногу, что в большей степени характерно для бокса, чем для традиционного карате.
Еще, как мне кажется, Ояма управляет каким-то плавающим центром тяжести (тандэн), но точно в нужный момент связывает все воедино и создает мощное кимэ.
Сказанное выше, относится к попытке анализа того самого старого видео, которое не так давно появилось в сети и из которого взят первый фрагмент, приведенного ниже видео.
Будучи уже значительно старше, Ояма исполнял более простой вариант цуки (второй фрагмент видео).
Именно этот вариант зафиксирован в книгах мастера, где показано явное перемещение веса с ноги на ногу и наклон корпуса в сторону удара. Такой вариант сильно отличает кекушин того времени от традиционного карате. Достаточно сравнить эти фотографии, чтобы убедиться в этом.
Естественно возникает желание сравнить технику исполнения цуки Оямой и технику его учеников старшего поколения или их последователей.
В приведенном выше видео, третий фрагмент – это цуки в Ашихара карате. Тут удар фактически полностью соответствует иллюстрациям из книг Оямы. Но, согласитесь, несмотря на внешнее сходство, это совсем не то же самое, что делал основатель Кекушинкай.
Четвертый фрагмент – цуки Сигеру Оямы и его учеников. Широкие стойки, перенос веса с ноги на ногу, но амплитуда этих движений в целом меньше чем в Ашихара карате.
Я очень рад, что в своем архиве нашел съемку с одного из семинаров Макса, где он фактически объясняет все то же самое. Это пятый фрагмент видео.
Интересно, что цуки в исполнении Говарда Коллинза еще более центрирован, а не до конца выпрямленная рука – это прямая отсылка к наха-тэ и годзю-рю, в частности (шестой фрагмент видео).
А вот современный вариант в исполнении Мацуи – это уже фактически классический каратистский цуки, где все отцентрировано и сбалансировано, как в классическом карате. Разве что плечо все-таки чуть больше выдвинуто вперед, чем, например, в шотокане.
При желании легко найти видео и учеников Роямы с их вариантом цуки, который почти ничем не отличается от варианта Мацуи.
Получается очень интересная картина. Официальный вариант исполнения цуки в кихон кекушин-рю менялся с течением времени. От удара, в большей степени напоминающего боксерский, к классическому каратистскому исполнению (будем считать, что некоторый такой классический вариант все же имеется).
Мне кажется, что происходило это по двум причинам.
Первая – никто так до сих пор и не смог повторить то, что делал Ояма (на мой взгляд, его движение гораздо сложнее и тоньше, чем просто перенос веса с ноги на ногу и включение плеч в удар).
Вторая – так нельзя учить новичков. «Боксерский» вариант исполнения цуки, показанный на старых иллюстрациях, очень трудно увязать с остальным каратистским кихоном и особенно с ката.
Попытка простого копирования индивидуального почерка мастера, скорее всего, просто приводит к полному развалу собственной техники.
Что следует из всего выше сказанного?
Цуки – это не техника, которой можно научить, а что-то такое, чему можно научиться в процессе кропотливого труда, анализа и творческого поиска своего понимания и исполнения.
Цуки – это непрерывный поиск идеала и смысла, который всегда будет ускользать от нас, как только нам покажется, что мы что-то поняли и чего-то достигли.
Авторский проект Вадима Дормидонтова