Удар из Пустоты или секреты киба-дачи. Часть 2
Продолжая разговор о киба-дачи, начатый в статье Секреты киба-дачи, постараемся разобраться в нюансах выполнения стойки более подробно, поговорим о здоровье коленей, отличии киба-дачи от шико-дачи и постараемся приблизиться к освоению Удара из Пустоты.
Откуда берется это усилие?! Для объяснения удобно воспользоваться китайскими представлениями о Инь и Ян.
На человека, стоящего на земле действуют две основные силы: Сила Неба (Ян) и Сила Земли (Инь).
Стараясь укорениться в стойке, согнуть колени, подкрутить таз, расслабить мышцы непосредственно не участвующие в поддержании позы, мы можем почувствовать Силу Земли, идущую вниз (пусть упрощенно это будет сила тяжести).
Чем ниже мы будем садиться, тем сильнее мы будем чувствовать силу, выталкивающую нас вверх - Силу Неба (пусть упрощенно это будет сила реакции опоры).
На самом деле, в первую очередь мы почувствуем сопротивление, связанное с подвижностью в суставах. Именно, тут на мой взгляд, кроется простое объяснение того, почему столб - это стойка, напоминающая высокую киба-дачи.
Видимо, однажды почувствовав все Силы действующие на человека (проходящие через его тело) и научившись управлять ими, становится не так важно соблюдение строгих параметров стойки. Возможно, именно поэтому, разглядывая архивные фотографии мастеров, мы часто видим не конкретную стойку, соответствующую современным требованиям, а нечто похожее на нее. Как, например, на этой фотографии, где Гитин Фунакоши вроде бы должен стоять в киба-дачи (базовой для сетокана), а его стойка больше напоминает шико-дачи.
На видео:
Продолжение следует!
Авторский проект Вадима Дормидонтова
Почему во многих видах боевых искусств появилась стойка, напоминающая киба-дачи?! Мне кажется, самое время попытаться ответить на этот вопрос. Ответов наверняка может быть несколько. Рискну предложить свой вариант.
Киба-дачи в старом карате была довольно высокой и несложной стойкой, очень похожей на базовые столбы ушу.
Киба-дачи в старом карате была довольно высокой и несложной стойкой, очень похожей на базовые столбы ушу.
Несмотря на это, а возможно именно благодаря этому (своей внешней простоте), стойка позволяет почувствовать исходное усилие, рождающееся в стопах, а дальше дает возможность провести это усилие по телу через тандэн и реализовать в кулаке.
Откуда берется это усилие?! Для объяснения удобно воспользоваться китайскими представлениями о Инь и Ян.
На человека, стоящего на земле действуют две основные силы: Сила Неба (Ян) и Сила Земли (Инь).
Стараясь укорениться в стойке, согнуть колени, подкрутить таз, расслабить мышцы непосредственно не участвующие в поддержании позы, мы можем почувствовать Силу Земли, идущую вниз (пусть упрощенно это будет сила тяжести).
Чем ниже мы будем садиться, тем сильнее мы будем чувствовать силу, выталкивающую нас вверх - Силу Неба (пусть упрощенно это будет сила реакции опоры).
На самом деле, в первую очередь мы почувствуем сопротивление, связанное с подвижностью в суставах. Именно, тут на мой взгляд, кроется простое объяснение того, почему столб - это стойка, напоминающая высокую киба-дачи.
Дело в том, что в коленном суставе возможно только одно движение - это сгибание-разгибание. Все остальные движения в колене, например, вращения - это сложная комбинация движений в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
Чем шире мы ставим стопы в киба-дачи, тем сильнее мы стараемся совершить смещение голени относительно бедра - то есть вертикальной оси, что является для колена потенциально опасным движением.
Поэтому, в киба-дачи (при условии правильного положения поясницы и параллельных внешних кромках стоп) достаточно легко почувствовать ту самую Силу Неба, выталкивающую вверх. Именно эту силу и необходимо направить в кулак.
Точнее, сила удара рождается, как взаимодействие Сил Неба и Земли. Думаю, что на начальном этапе, Силу Земли легче всего почувствовать, как укоренение, а Силу Неба - как выталкивание. (На ум приходит Илья Муромец, берущий силу от Земли, но это скорее всего совсем другая история).
Точнее, сила удара рождается, как взаимодействие Сил Неба и Земли. Думаю, что на начальном этапе, Силу Земли легче всего почувствовать, как укоренение, а Силу Неба - как выталкивание. (На ум приходит Илья Муромец, берущий силу от Земли, но это скорее всего совсем другая история).
Почувствовав это, достаточно развернуть стопы и тело под углом в 45 градусов, и получиться некоторая усредненная боевая стойка.
В шико-дачи колено находится в естественном положении, и чтобы почувствовать сопротивление суставов ног, придется садиться значительно ниже и ставить ноги шире, а это уже требует специальной подготовки. При достаточно узкой расстановке стоп, такое положение кажется нелепым и явно является менее оперативным для переходов в другие позиции. Хотя, надо сказать, что высокую шико-дачи я видел в некоторых книгах, посвященных старому каратэ.
Именно в силу своей большей физиологичности шико-дачи начинает по-настоящему мощно работать, если она освоена действительно глубоко.
Великолепную шико-дачи демонстрирует М. Хигаонна на этой фотографии, из такой стойки можно выбрасывать усилие практически в любых направлениях.
Великолепную шико-дачи демонстрирует М. Хигаонна на этой фотографии, из такой стойки можно выбрасывать усилие практически в любых направлениях.
Видимо, однажды почувствовав все Силы действующие на человека (проходящие через его тело) и научившись управлять ими, становится не так важно соблюдение строгих параметров стойки. Возможно, именно поэтому, разглядывая архивные фотографии мастеров, мы часто видим не конкретную стойку, соответствующую современным требованиям, а нечто похожее на нее. Как, например, на этой фотографии, где Гитин Фунакоши вроде бы должен стоять в киба-дачи (базовой для сетокана), а его стойка больше напоминает шико-дачи.
В Японии карате сильно изменилось, стойки стали более низкими, соответственно возросли требования к специальной подготовке суставов и связок.
Пока низкая стойка не стала действительно удобной, отрабатывать любые резкие движения в ней не только бесполезно, но и вредно. Это еще одна из причин, которая приводит к проблемам с поясницей и коленями.
Например, в шаолиньском ушу используются очень низкие стойки, но этому предшествует огромная подготовительная работа. Кстати сказать, карате - это наследие фудзяньских стилей ушу, где стойки были более высокими.
Конечно, если следовать представлениям о Силах Неба и Земли, логично предположить, что чем ниже стойка - тем сильнее удар.
Интересно, что во всех ката группы Наха-тэ (которые пришли в кекусин из годзю-рю), как базовая должна использоваться стойка шико-дачи, а не киба-дачи, как это выглядит в официальных требованиях кекусинкай. Это еще одно яркое подтверждение того, что ката кекусинкай - это удивительная смесь годзю-рю (наха-те) и сетокан (сюри-тэ). На деле же часто получается что-то среднее между киба и шико-дачи.
Интересно, что во всех ката группы Наха-тэ (которые пришли в кекусин из годзю-рю), как базовая должна использоваться стойка шико-дачи, а не киба-дачи, как это выглядит в официальных требованиях кекусинкай. Это еще одно яркое подтверждение того, что ката кекусинкай - это удивительная смесь годзю-рю (наха-те) и сетокан (сюри-тэ). На деле же часто получается что-то среднее между киба и шико-дачи.
Возможно, это и не имеет значения, если исполнитель создает усилие правильно и осознает свою стойку, чаще это просто выглядит, как недоработка или непонимание. Иногда, внешняя красота стойки может быть следствием очень хорошей подвижности в суставах и не обязательно является гарантией выполнения эффективной техники.
На мой взгляд, почувствовать то самое изначальное усилие, рождающееся из фронтальной стойки проще всего (здесь не важно киба или шико-дачи), сохраняя неподвижными таз и бедра. Просто удар вперед, без лишнего передергивания плечами, без включения дополнительных мышц, просто быстрое выпрямление руки, без сигналов о начале движения, просто Удар из Пустоты.
Это движение слабое, эти ощущения слабые, еле уловимые, именно этим они и интересны. Почувствовав изначальное усилие в данном упражнении, к этим ощущениям можно возвращаться и в других упражнениях. Именно такой вариант является базовым в Сито-рю.
Это движение слабое, эти ощущения слабые, еле уловимые, именно этим они и интересны. Почувствовав изначальное усилие в данном упражнении, к этим ощущениям можно возвращаться и в других упражнениях. Именно такой вариант является базовым в Сито-рю.
Мне кажется, существует три основных метода вложения силы в удар из фронтальных стоек:
- баз вращения таза;
- c передергиванием таза (амплитуда может быть разной);
- и с вращением таза и плеч в сторону удара (иногда и с заваливанием колена).
Вот только, почувствовать изначальное усилие, на мой взгляд тем сложнее, чем больше мышц включено в движение. Говоря языком ушу, в этом случае Вы будете использовать в основном физическую силу Ли, а не энергию Ци. Почувствовав изначальное усилие ("энергию Ци") можно его развивать-разгонять, добавляя вложение веса тела в удар.
На видео:
- объяснение основ цуки в шико-дачи Владимиром Дубининым (обратите внимание на то, как В. Дубинин немного просаживается вниз и наносит удар, несмотря на кажущееся отсутствие вложения веса тела, удар получается достаточно быстрым и мощным, это сито-рю);
- шико-дачи в исполнении Сато Тэцуо (основателя сито-рю в СССР, на видео мастеру уже за 70!);
- цуки из киба-дачи в исполнении Макса Дедика (я тогда, во время нашей седьмой Кшатры, увидел в этом ударе настоящую силу);
- для сравнения прямой удар кулаком в тайквондо;
- и еще раз цуки в шико-дачи с объяснениями Роямы. Очень хорошо он все объясняет.
Спасибо моим друзьям и учителям за их заочное согласие участвовать в этом видео.
Продолжение следует!
Авторский проект Вадима Дормидонтова
Автор:
Похожие новости
Добавить новость