Нюансы исполнения техники ой-цуки в кихон и бою
Длительное пребывание на острове наряду с некоторыми сложностями имеет и очевидные плюсы. Например, иногда удается найти время чтобы спокойно подумать и вдумчиво потренироваться. Результатом подобных размышлений и тренировок я поделился в прошлых материалах, посвященных технике карате. В этот раз я постараюсь проанализировать технику ой-цуки.
Часто можно услышать, что ой-цуки – это чуть ли не главная техника в карате. Тем не менее, само упражнение, выполняемое на месте или в перемещении (в форме идо-кихон) для непосвященного зрителя скорее всего выглядит мало убедительно. (Впрочем, как и почти вся базовая техника карате). Лично мне нравится относится к кихону, как к цигуну, то есть к тонкой науке о том, как создавать усилие (об этом можно почитать здесь). Действительно, досконально разобравшись в нюансах исполнения техники ой-цуки в кихон можно сделать для себя выводы о том, на каких принципах базируется тот или иной стиль карате и возможно даже удастся представить себе рисунок боя, характерный для стиля. Во всем этом мы и попытаемся разобраться.
Но, для начала, немного лирики. Из всех фильмов, где "главную роль" играют драки, мне больше всего нравятся те, в которых постановщики боевых сцен пытаются отразить особенности того или иного вида единоборств, а не просто показывают усредненный кик-боксинг. Это, конечно, старые фильмы со Стивеном Сигалом (айкидо), "Онг Бак" (муай-тай), "Ип Мэн" (вин чун) и др. Несколько лет назад на экраны вышел японский фильм "Kuro Obi" (Черный пояс). Не буду заниматься анализом художественных достоинств или недостатков этого фильма, скажу только, что постановщики боевых сцен явно старались показать именно классическое карате. Одна из боевых сцен явно намекает на бой представителя классического карате с условным кекушиновцем, ну или выходцем из других "контактных" стилей. Камаэ для ближнего боя и длинные штаны у одного, классическое до-ги и опущенные руки у другого, неподготовленная и невнятная атака цуки-чудан со стороны одного и победа стремительным входом со стороны другого... Трудно придумать что-то более характерное чтобы проиллюстрировать концепцию классического старого каратэ. Вот эта сцена (надеюсь читатели superkarate не сочтут происходящее в кино, за личное оскорбление).
На замедленном повторе хорошо видно, что победный удар начинается фактически как гьяку-цуки, удар наносится, когда шагающая нога еще находится в воздухе. Вот на особенностях этой координации шага и удара и построены некоторые отличия в методике обучения в различных стилях карате. И в этом смысле сцена из фильма вполне правдоподобна, кроме того, такой удар можно часто увидеть на соревнованиях по карате WKF.
Если обратиться к литературе по боксу, то можно легко найти примерно следующее... Цитирую по памяти...
Удар может наноситься в момент, когда:
шаг закончен, т.е. фактически на месте;
в момент остановки шагающей ноги;
до остановки шагающей ноги, т.е. когда нога находится в воздухе;
в прыжке или скачке.
В статье "Цуки в кекушинкай" мы убедились, что последователи Оямы в своем развитии двигались от попыток воспроизводить его очень необычную технику к возвращению к некоему общему для карате стандарту, и в целом двигались от акцентированного переноса веса тела с ноги на ногу (характерного для бокса) к большей центрированности в стойке и ударе (характерной для карате).
Примерно то же самое, мы наблюдаем в отношении исполнения ой-цуки в кекушинкай разными мастерами разных покалений. В этой связи мне бы хотелось проанализировать старое видео 1993 года со Стивом Арнейлом. Его техника весьма своеобразна и без сомнения близка к старому кекушину. Высокая дзенкуцу-дачи (сделаем скидку на возраст), некоторое раскачивание корпуса, нанесение удара одновременно с постановкой ноги и переносом веса тела на нее. Кстати, на этом видео видно, что знаменитая "подставка пятки", принятая в IFK, является для мастера естественным и почти незаметным движением. На мой взгляд, исполнение Джефа Уайброу сильно отличается от того, что показывает С. Арнейл. Д. Уайброу активно замахивается плечом (против чего активно возражает Ш. Мацуи, его "подставка пятки" выглядит специальным движением и т.д.). Мне кажется, что в целом С. Арнейл в большей степени "бьет животом", а Д. Уайброу верхом, что хорошо видно в конце этого короткого ролика. "Точку" C. Арнейл ставит просто отличную, достигается такое кимэ хорошей координацией руки и ноги, ну и дополнительным вложением корпуса в удар.
Очень интересно обясняет выполнение ой-цуки Шокей Мацуи. Ниже приведено два видео, первое достаточно старое. Именно на нем я впервые увидел такое объяснение. Голень и стопа шагающей вперед ноги обгоняет колено, стопа ставится на носок, и затем на нее переносится вес тела. Получается отличное кимэ и тяжелый пробивающий удар. На втором, более свежем видео, Мацуи фактически объясняет то же самое, только в первом случае очень скользкий пол, видимо, не позволил продемонстрировать это в полной мере.
Таким образом получается, что кекушиновский ой-цуки – это все-таки тяжелый удар после шага, плюс акцентированное вложение корпуса в удар. Скорее всего, это тоже влияние бокса и (или) личной техники Оямы. Мне очень нравится объяснение Мацуи! Его техника требует гибких голеностопов, умения "держать живот" и выглядит очень пластично. В какой-то степени это сближает ее с тем, что демонстрировал многократный чемпион мира по ката мастер Сито-рю Юкимицу Хасегава. В таком исполнении карате абсолютно лишено своей роботообразности, за которую его (карате) часто критикуют.
Вообще, вопрос степени вложения корпуса в удар – вопрос интересный. И строго нельзя сказать, что для карате характерно одно и не характерно другое. В качестве иллюстрации смотрите видео с основателем Вадо-рю карате Х. Оцукой. В Вадо-рю зафиксированы весьма интересные варианты исполнения ой и гяку-цуки.
Упрощая, вопрос можно поставить так: "Что важнее? Сильно? Или вовремя?"
Некоторым эталоном современного карате можно считать кихон Сетокана, так как именно он оказал сильнейшее влияние на то, как сейчас вцелом выглядит японское карате (в том числе идо-кихон кекушина – во многом производное Сетокана). Тем не менее в разных организауиях Сетокана ой-цуки учат по разному. Смотрите, например, вот это видео.
В первом фрагменте обяснение от Х. Канадзавы, а во втором от М. Кагавы. Ой-цуки в исполнении М. Кагавы выглядит "быстрее", что он и объясняет, показывая одновременный старт руки и ноги. В обоих случаях удар получается более "импульсным", чем "тяжелым", этим он и отличается от кекушиновского варианта. Беру эти термины в кавычки, т.е. понимаю их условность.
Но, есть и еще более быстрый и "легкий" вариант исполнения ой-цуки. Смотрите вот это уникальное видео с кихоном в варианте Мацубаяси (если не ошибаюсь) Серин-рю.
Это старая окинавская школа карате, но именно этот вариант больше всего по динамке напоминает тот удар, который часто можно увидеть на соревнованиях по карате WKF. Смотрите, как использует ой-цуки экс-чемпион мира по карате WKF испанец Д. Люка.
Кому-то может показаться, что ой-цуки – это чистая теория и удар мало применим в бою. Я уверен, что в сети несложно найти варианты применения удара, напоминающего ой-цуки на соревнованиях по самым разным правилам. Вот как, например, Лиото Мачида демонстрирует учебные варианты ой-цуки. Уверен, что Дракон не стал бы объяснять неработающую технику.
P.S. Возможно, мой анализ избыточный и слишком занудный, а талантливый человек улавливает все эти нюансы без лишней болтовни просто на практике. Но, мне было интересно показать, как в одном, самом базовом движении, как в зеркале отражается вся концепция того или иного стиля, почерк того или иного мастера.
Кроме того, мне нравится относится к кихон, как к цигун. А цигун – это искусство тонких ощущений, такое искусство требует внимания к нюансам.