Секреты киба-дачи или еще раз о пояснице
Новым циклом статьей я постараюсь продолжить сразу две темы, начатые раньше. С одной стороны, мы поговорим про здоровье поясницы и коленей Каратэ для счастья - 3, с другой - продолжим сравнение Кекушин-рю и Сито-рю. Говоря в более общем смысле, мы будем сравнивать "старое" и "новое" каратэ. Я возьму на себя смелость и постараюсь разобраться в разнице между искусством и ремеслом и взаимосвязях между ними.
Если посмотреть на традиционную для каратэ отработку цуки в киба-дачи незамутненным взглядом "реального" бойца, то первое, что бросится в глаза - это нелепость происходящего. Действительно, зачем бить вперед из стойки, которая как раз в этом направлении не устойчива? Зачем так широко расставлять ноги, ведь двигаться в такой позиции становится неудобно? Зачем с таким упорством выпрямлять спину и оставлять открытой голову?
Если наш условный "реальный" боец проявит некоторые интеллектуальные способности, то он скорее всего предположит, что это просто какое-то специальное упражнение, развивающее какие-то качества, а не непосредственное обучение драке, как таковой. Большинство практикующих каратэ так и относится к отработке цуки в киба-дачи, как к упражнению, развивающему силу ног, подвижность суставов, укрепляющему поясницу, ну или служащему для того, чтобы тренер просто замучил занимающихся.
Постараемся разобраться в этом базовом упражнении подробнее.
Недавно мне в руки попала любопытная книжка (на английском языке) "Пилатес для всадников". (Для справки. Джозеф Пилатес - американский врач, разработавший (во многом на основе йоги) очень умную систему упражнений, направленную в основном на укрепление мышц "кора", формирование правильной осанки и т.д.)
Оказывается лошадь реагирует на малейшие изменения распределения веса всадника по ее телу, и для того чтобы выработать правильную осанку всадника необходимо найти свой центр (читай даньтянь, тандэн). Необходимо иметь сильные мышцы "кора" и отлично управлять ими. Это практически невозможно сделать, если всадник имеет какие-либо серьезные нарушения осанки.
Итак, в названии стойки "киба-дачи" содержится не только больше смысла, чем мы привыкли думать, но и прямые инструкции о ее правильном выполнении. И дело здесь не в высоте и ширине стойки, а именно в поиске своего центра, в выравнивании, а в дальнейшем в умении использовать усилие, идущее через этот центр. Всадник будет использовать это усилие для управления лошадью, каратист - для создания мощного удара.
Внимательно посмотрите на фотографии из книги для всадников и делайте выводы.
Интересно, что для некоторых фотографий авторы книги выбрали модель с весьма неспортивной фигурой. Видимо, они хотели проиллюстрировать следующее: конный спорт доступен людям с разной комплекцией (лишь бы лошадь была крепкой) и мастерство от веса не зависит.
Последнему утверждению мы легко находим массу подтверждений в мире боевых искусств. Дело не в весе (точнее не только в нем), а в умении управлять им (точнее управлять своим центром (тандэн). Кстати, на эту тему Каратэ для счастья - 2.
Последнему утверждению мы легко находим массу подтверждений в мире боевых искусств. Дело не в весе (точнее не только в нем), а в умении управлять им (точнее управлять своим центром (тандэн). Кстати, на эту тему Каратэ для счастья - 2.
Часто при попытках сесть в низкую киба-дачи "проваливается" поясница, соответственно растягиваются мышцы живота. Это в свою очередь ведет к потере силы, а при многократном выполнении резких движений, даже с небольшим вращением таза, может приводить к разрушению межпозвоночных дисков. Поясница в киба-дачи должна находится в нейтральном (естественном) положении или таз может быть специально подкручен (а поясница выпрямлена) для создания большего напряжения в мышцах живота. Соответственно, высота стойки будет зависеть от подвижности в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Именно поэтому высота киба-дачи может быть индивидуальной.
В старом каратэ стойки были высокими. Часто немолодые мастера и сейчас показывают достаточно высокую киба-дачи, так как дело не в высоте стойки, а в умении правильно передавать усилия от стоп в кулак.
В старом каратэ стойки были высокими. Часто немолодые мастера и сейчас показывают достаточно высокую киба-дачи, так как дело не в высоте стойки, а в умении правильно передавать усилия от стоп в кулак.
Интересно, что подобное упражнение (удар вперед из киба-дачи) используется во многих видах оздоровительного цигун, выполняется оно, естественно, не в столь агрессивной манере, как в каратэ. Задача оздоровительного цигун - добиться проходимости энергетических каналов в теле. Как почувствовать эту проходимость? Думаю, в первую очередь, научиться чувствовать передачу усилия от ног, через тандэн в руку. Усилие передается - энергия течет.
Во многих стилях ушу, базовым видом тренировки является настаивание в так называемых "столбах". На доступном для меня уровне понимания эти настаивания не что иное, как выравнивание, работа с центром (с мышцами кора, с танденом) и, соответственно, укоренение. Для поклонников кекушинкай наиболее известными являются столбы ицюань. Высота этих столбов также может зависеть от уровня подготовки занимающихся.
Укоренившись, выровняв поясницу, включив тандэн (мышцы кора), можно приступать к выведению энергии (силы). В ицюань на этом этапе выполняют различные варианты ши-ли, в различных школах цигун - имитацию удара вперед, в хапкидо для этого тоже существует специальное упражнение, в каратэ - цуки.
В этом видео: объяснение основ ицюань Анатолием Криводедовым, базовое "энергетическое" упражнение из Хапкидо и цуки из сико-дачи с пояснением Хацуо Роямы. Последнее, на мой взгляд, заслуживает отдельного обсуждения, что мы и сделаем во второй части этой статьи.
Возвращаясь к началу, можно сказать, что отработка цуки в киба-дачи - это специальное упражнение, направленное на развитие "энергетических" возможностей бойца, или если хотите - оздоровительное упражнение. А раз в каратэ часто с него начинают, то это уже подход искусства, а не ремесла. Именно так, в различных видах искусств, начинают издалека, с неких тонких ощущений, с намеков на смысл постичь который практикующий должен сам.
В ремесле проще, смысл вам дается сразу. Например, в различных вариантах спортивных единоборств, где используя конкретные средства, необходимо достичь очень конкретного результата. Поэтому спортсменам чаще всего не до отработки цуки в киба-дачи. Именно поэтому цуки в киба-дачи сохранилось, как упражнение (с различными вариациями) в большинстве школ каратэ, претендующих на то, чтобы называться боевым искусством.
Правда, выполняется оно в разных стилях часто с достаточно серьезными отличиями, да и вариантов выполнения киба-дачи (или похожих стоек) наберется немало. О нюансах выполнения этой техники мы поговорим в следующей статье, продолжив тему сравнения кекусин-рю и сито-рю.
Авторский проект Вадима Дормидонтова
Авторский проект Вадима Дормидонтова
Автор:
Похожие новости
Добавить новость