Спортивный вечер в Стоун-Тауне или африканское эхо «Каймана»

На фоне обостряющегося противостояния между странами и народами продолжаем исследовать культурные и спортивные связи между стилями и школами единоборств. Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж из Стоун-Тауна - города где когда-то был самый большой рынок рабов в Восточной Африке.



Как сейчас проводит свободное от работы время молодое поколение Занзибара? Чем увлекается? Как тренируется? И как все это связано со школой «Кайман» и самбо?

Короче говоря, более предметно продолжаем тему, начатую в статье «Современная ситуация в единоборствах и африканский след».

Стоун-Таун («Каменный город» - старая часть большого Занзибар-Тауна - столицы Занзибара) - самая часто посещаемая туристами достопримечательность Африки южнее Сахары.
Строительство города завершилось в XIX веке, но история его насчитывает много веков. В XVII - XIX веках Стоун-Таун был самым крупным центром работорговли в Восточной Африке. С середины XVII века всей торговлей на острове управляли оманские султаны.
К 1850 г. Занзибар ежегодно получал до 15000 рабов со всех концов Восточной и Центральной Африки, от Анголы до Южной Эфиопии. Работорговля была официально запрещена под британским давлением только в 1873 году.

На месте бывшего рынка рабов в Стоун-Тауне построен англиканский собор и установлен впечатляющий памятник и каждый желающий может спуститься в мрачную подвальную тюрьму, где держали рабов перед отправкой к новым хозяевам.




Но, несмотря на мрачную и тяжелую историю, современное население Занзибара, кажется, не унывает, хотя и живет в целом очень бедно. Конечно, жаркий климат тропического острова и возможность собирать урожаи разнообразных овощей и фруктов по нескольку раз в год накладывают свой отпечаток на менталитет местного населения. Кажется, люди здесь никуда не спешат и не «горят на работе», как это принято в так называемых, развитых странах.



 

Зато после пяти вечера практически вся молодежь высыпает на бесчисленные футбольные поля и песчаные пляжи для различных тренировок. Если бы работающий класс Занзибара можно было бы назвать пролетариатом, то наверняка перефразируя Ленина, они (занзибарские пролетарии) могли бы сказать: «Важнейшим из искусств для нас является футбол, единоборства - на втором месте».

Смотрите короткий клип про один спортивный вечер в Стоун-Тауне: настоящая капоэйра, футбол, боксерская разминка, пляжная акробатика и даже замирание в стойке журавля из фильма «Karate Kid» - все это было снято на одном из маленьких пляжей старого города.



Стоит только добавить, что на больших деревенских пляжах по всему острову, в то же самое время, можно наблюдать похожую картину (если что-то не так со звуком в клипе, прошу прощения, мои технические возможности здесь ограничены... ну и Занзибар, конечно, находится не в карибском бассейне, но в остальном все очень близко по смыслу...)

Надо сказать, что для местных парней, выйти вечером на пляж и сделать пару сальто это также легко, как для нашей молодежи... ну скажем выпить вечерком пару баночек пива во дворе на детской площадке.



В который раз, глядя на всю эту акробатику, начинаю жалеть о своем не совсем спортивном возрасте и вспоминаю о том, как строились тренировки в школе «Кайман» у Дмитрия Юрьевича Котвицкого в 1994-95 годах.

Три раза в неделю мы занимались каратэ, один раз в неделю фактически только разными убойными упражнениями на татами и еще раз в неделю по пятницам просто боролись на дне свободной борьбы в школе Самбо-70.
Одним из основных упражнений был выход из стойки на гимнастический мост и обратно, перекидывая ноги через себя. Дозировка была, на мой взгляд, не слабой - 30 раз. Конечно, с первого раза практически ни у кого это не получалось, но как минимум 30 попыток мы должны были сделать.
В результате, мы научились это делать, причем мы не использовали стену или помощь партнера. Подготовительным упражнением были пожалуй только переходы на борцовском мостике. И со спиной тогда все было в порядке. Сэнсэй говорил нам, что это упражнение нужно для сильного удара.

Значительно позже у меня появились какие-то проблемы в пояснице. Я связываю их возникновение с ошибками в кихоне. В результате, даже занимаясь йогой, я очень осторожно относился к прогибам.

Всемирно известный учитель йоги Б.К.С. Айенгар где-то писал, что с возрастом мы теряем подвижность в первую очередь в грудном отделе позвоночника, чтобы сохранить ее, как раз и нужны прогибы. С другой стороны, чтобы в прогибах не травмировать поясницу, нужно хорошее отведение в плечевых суставах за голову и хорошее отведение бедер назад. Короче говоря, это комплексное упражнение.

Глядя на лихие движения капоэйристов и вспоминая уроки сэнсэя Котвицкого, я решил что нужно срочно (пока не поздно) работать над прогибами. Но прогибы надо чем-то компенсировать. Компенсировать их наклонами, на мой взгляд, не лучший путь, т.к. можно «утомить» поясницу.
Сейчас мне очень нравится компенсировать прогибы (мосты) перекатами и балансами в стиле йоги Кэмерона Шейна. Дело в том, что чтобы удерживать баланс, необходимо выстроить позвоночник, тем самым скомпенсировав прогиб. На приведенном ниже видео показаны мосты с перекатами К. Шэйна, переходы на борцовском мостике и тот самый выход с гимнастического мостика назад, который мы делали по 30 раз.
Все выглядит далеко не идеально технически, но это моя нынешняя форма (вообще никакой не уровень для йога, но кажется не безнадежно для деревянного каратиста в возрасте слегка за 40).



Ну и в завершении этой статьи уникальное видео, снятое мной лет 15 назад на юбилее клуба Самбо им. А.А. Харлампиева. Как приглашенные гости, выступали воспитанники клуба самбо, под руководством уникального тренера Льва Александровича Макаревича, светлая ему память.

Детские тренеры - берите на заметку, но будьте бдительны!



Да будем и мы такими же подвижными и неунывающими, как пляжные занзибарские акробаты и прибудет с нами СИЛА!


Добавить новость