Чоки Мотобу: через миф... к человеку. Часть 2
Вниманию читателей портала Superkarate.ru предлагается вторая из двух статей, исследующих правду и мифы о Чоки Мотобу, который, возможно, был одним из величайших мастеров каратэ Окинавы начала XX века. В первой части затрагивались детство, семья, образование и ранние тренировки Мотобу по каратэ. Во второй части исследователь Том Росс пишет о ката, которые Мотобу знал и практиковал, его переезде в Японию, соперничестве с Фунакоси, достижениях и наследии Чоку.
Учитывая обширные знания Мотобу о Найханчи, применение которых было выработано в результате реальных драк, вероятно, потребовалось значительное время, чтобы перейти с ним к другому ката. Таким образом, многие современные истории, в которых говорится, что Мотобу знал или показывал только ката Найханчи, рассказаны теми, кто тренировался с ним менее года.
Дальнейшее доказательство знания Мотобу других ката непреднамеренно исходит от самого Мотобу. Накасонэ Генва цитирует Мотобу, который описал визит к Итосу-сэнсэю (Итосу был, пожалуй, самым известным учителем каратэ своего времени) следующим образом.
Хотя предполагалось, что Мотобу никогда не изучал ката Пинан (иногда известное как Хэйан), теперь кажется, что эта информация может быть верной. Мотобу учился у Итосу до того, как Итосу полностью разработал Пинан, в то время, когда ката еще практиковались в их прототипной форме.
Мы также знаем, что Чоки Мотобу передал значительный набор ката, которые являются частью учебной программы, которую вел его сын Чосей. К ним относятся Найханчи Седан и Нидан, Чаннан (предшественник Пинан ката, которые в системе Мотобу называются Сирагума-но ката), Пассай, Ваншу, Ванкан, Чинто, Кусанку, Чинти и другие. Это показывает, что Мотобу был гораздо более осведомлен в вопросах ката, чем многие считали.
Вскоре после того, как Чоки вернулся в Осаку, он устроился на работу охранником. Это был немалый подвиг для человека, который, по общему мнению, так и не научился бегло говорить по-японски. Однако мы должны помнить, что Мотобу был дворянином по рождению и, возможно, в качестве акта личного неповиновения (что не было чем-то неслыханным в те дни, что также сделал легенда каратэ Хохан Сокен), он отказался смириться и учиться чужому языку.
В ноябре 1924 года произошло событие, которое привлекло внимание многих жителей материковой Японии к Чоки. В свой выходной Чоки и его домовладелец увидели вывеску, рекламирующую поединок с боксерами в Киото, и решили поехать. Посмотрев несколько поединков, в которых боксер (считающийся чемпионом Европы по боксу) победил нескольких дзюдоистов, Мотобу сам принял вызов. Он вышел и сразил гораздо более крупного боксера.
Позже Мотобу рассказывал студентам: «Когда я дрался с иностранным боксером в Киото, он был выше меня, поэтому я прыгнул и ударил его кулаком по лицу. Это эффективно против людей, которые выше вас». Это во многом способствовало укреплению репутации Мотобу (по словам Иваи), и многие начали обращаться к нему за обучением.
Другой источник (цитата по Тесо Накама в книге Марка Бишопа «Окинавское каратэ») рассказал, что Мотобу сначала просто уворачивался от боксера. Но во втором раунде боксер действовал уверенно. Мотобу ударил его (после прыжка) типичной техникой «Ти» (старый термин для каратэ) – ударом костяшки пальца за ухом.
В 52 года, поставив на карту свою честь и репутацию, Чоки наконец начал привлекать внимание, которого он действительно заслуживал. Мотобу основал Общество по продвижению Тоуди-дзюцу (старый термин для каратэ).
Однако для Мотобу, несомненно, было шоком, когда в сентябре следующего года (1925-го) в журнале King появилась статья, описывающая его бой с боксером. Однако на фотографии, сопровождавшей статью, был не он. Вместо этого это был рисунок не кого иного, как Гичина Фунакоси, избивающего боксера.
Среди близких к Мотобу ходили слухи, что он был рассержен этим искажением фактов, но чувствовал себя совершенно беспомощным перед ресурсами компании такого размера, как Kodansha (которая владела журналом King). Возможно, он чувствовал, что за ошибкой стоял сам Фунакоси или один из его учеников.
В любом случае между ними определенно была вражда, и этот инцидент вполне мог сыграть роль в решении Мотобу поехать в Токио и разыскать Фунакоси.
Хотя существует множество историй о противостоянии между ними, Тому Россу не удалось найти никаких подтвержденных сообщений, раскрывающих подробности противостояния.
Какими бы ни были реальные факты, Мотобу начал привлекать внимание. Несколько дзюдоистов и борцов искали его, чтобы обучиться боевым навыкам. Двое лучших учеников Фунакоси (Хиронори Оцука и Кою Кониси) также уехали тренироваться с Мотобу. Это бегство еще больше ухудшило отношения между двумя учителями. Еще одним каратистом, разыскивавшим Мотобу, был Косе Куниба (известный на Окинаве как Косей Кокуба).
Интерес к проверке боевых навыков каратэ, возможно, был понятен, поскольку в то время в Японии в учебную программу были включены дзюдо (синтез старых систем самообороны дзю-дзюцу) и кендо (старое воинское искусство владения мечом, преобразованное в спортивную форму). Они пользовались популярностью и предлагали форматы соревнований. Таким образом, привлекательность тренировочных боев естественным образом охватила многих молодых каратистов, которые стремились проверить свои навыки или разработать эффективную технику в своем собственном искусстве.
Истинные чувства между Мотобу и Фунакоси, возможно, никогда не станут известны. Но можно предположить, что Фунакоси (хорошо образованный школьный учитель, говоривший по-японски и хорошо разбиравшийся в японских социальных обычаях), возможно, считал Мотобу крайне неграмотным. Его также, вероятно, раздражал тот факт, что Мотобу занимал более высокое место в старой окинавской системе классов. Мотобу, в свою очередь, вероятно, считал Фунакоси просто человеком, который изучил лишь самые поверхностные аспекты каратэ и ката и не был сильным бойцом.
Если намерением Мотобу поехать в Токио было изгнать Фунакоси, то ему это не удалось. Фунакоси пробыл там слишком долго, и отсутствие у Мотобу языковых способностей, конечно, ограничивало его способность общаться.
К чести Мотобу, ему удалось написать две отличные книги по каратэ. Тедзо Накама (ученик Тесина Чибаны) заявил, что эти произведения были продиктованы и переведены на японский язык для публикации.
Первая книга «Окинава Кэмпо: каратэ-дзюцу на кумитэ» была опубликована в 1926 году. Она вышла всего через четыре года после того, как Фунакоси выпустил первую опубликованную книгу по каратэ. Книга Фунакоси (1922 года, она была дополнена фотографиями вместо рисунков в 1924 году) иллюстрирует в основном ката и формализованную самооборону. Эти две книги не могли быть более разными.
Книга Фунакоси отразила его личное предпочтение ката как основного метода обучения и его неприятие сосредоточения внимания на спаррингах. Он считал, что каратэ как вид единоборств может нанести вред человеку.
Книга Мотобу была прямо противоположной. Основное внимание уделялось боевым действиям – эффективным навыкам ближнего боя. Была представлена серия практических мер реагирования на различные атаки. Использовались различные удары руками, удары по жизненно важным точкам и техникам выведения из равновесия, сопровождавшиеся захватами, блоками, ударами коленями и обеими руками.
В 1932 году Мотобу опубликовал вторую книгу «Ватаси но каратэдзюцу» («Мое каратэдзюцу»), которая послужила естественным дополнением к его первой книге. В этой книге основное внимание уделяется иллюстрации его любимого ката Найханчи, а также множеству применений, некоторые из которых были переняты и проиллюстрированы в его первой книге.
Среди других участников были такие мастера каратэ, как Тодзюн Мияги, Тешин Тибана, Чомо Ханширо, Синпан Гусукума, Джухатсу Киеда и Чотоку Кян. Мотобу при жизни пользовался уважением и как человек, и как мастер боевых искусств. Однако после его смерти ходили различные негативные слухи и истории (возможно, распространяемые теми, кто боялся его при жизни). Однако те, кто его действительно знал, часто описывают его как тихого человека, который представлял собой саму картину достоинства.
Чоки Мотобу ушел из жизни в августе 1944 года.
Сын Чоки Мотобу, Чосей, также продолжил преподавать традиции каратэ своего отца. Этот стиль известен как Нихон Дэнрю Хэйхо Мотобу Кэмпо, а название его додзе – «Дайдокан».
Информации о Чоки Мотобу в промежуток времени между публикацией второй книги и его возвращением на Окинаву в 1936 году очень мало, но есть одна интересная ссылка. Записано, что он отправился на Гавайи в марте 1932 года, где столкнулся с проблемами с визой. Ему отказали во въезде, около месяца он содержался под стражей на иммиграционной станции Гонолулу, а затем был возвращен в Японию.
Находясь на Гавайях, Мотобу начал инструктировать Томаса Сигэру Мияширо, жителя, который пытался помочь Мотобу с его проблемами с визой. Это положило начало продолжающимся отношениям с Мотобу, который, как сообщается, попросил Мизухо Муцу и Камесуке Хигашионну продолжать помогать тренировать Мияширо, когда они отправятся на остров в следующем году. Эти отношения позже продолжил сын Чоки. Чосей (вместе с Такеджи Инабой) посетил Гавайи Каратэ Сейнэнкай 25 апреля 2001 года.
Ката Мотобу
Хотя часто утверждается, что Мотобу знал только ката Найханчи Седан и, возможно, Пассай, в свете недавних событий это кажется полным неверным толкованием знаний и метода обучения Мотобу. В старые времена было довольно распространенной практикой начинать обучение ученика с ката Найханти, и только когда он овладевал им до степени, считавшейся достаточной, ему преподавали новую форму. Кажется, это подтверждается словами Кониси Ясухиро (об этом рассказал Ямадзаки Киеси в статье о Кониси).«Кониси-сэнсэй считал Мотобу гением боевых искусств и прилагал все усилия, чтобы тренироваться с ним. Любимой ката Мотобу-сэнсэя была ката Найфанчин (еще одно произношение Найханчи). Как учитель, он знал многие ката, но обучал им только тогда, когда ученик освоил Найфанчин», – говорил Киеси о воспоминаниях Ясухиро.
Учитывая обширные знания Мотобу о Найханчи, применение которых было выработано в результате реальных драк, вероятно, потребовалось значительное время, чтобы перейти с ним к другому ката. Таким образом, многие современные истории, в которых говорится, что Мотобу знал или показывал только ката Найханчи, рассказаны теми, кто тренировался с ним менее года.
Дальнейшее доказательство знания Мотобу других ката непреднамеренно исходит от самого Мотобу. Накасонэ Генва цитирует Мотобу, который описал визит к Итосу-сэнсэю (Итосу был, пожалуй, самым известным учителем каратэ своего времени) следующим образом.
«Однажды я встретил его возле школы, где мы сидели и разговаривали о боевых искусствах и текущих событиях. Пока я был там, двое-трое учеников зашли и сели, разговаривая с нами. Итосу-сэнсэй повернулся к ученикам и сказал: “Покажите нам ката!” Ката, которую они исполняли, была очень знакомая ката Чаннан, которую я знал, но были и некоторые различия. На вопрос, что это за ката, он ответил: “Это Пинан-но ката!”. Вскоре после этого ученики ушли. На что я повернулся к Итосу-сэнсэю и сказал: “Я выучил ката под названием Чаннан, но ката, которую только что исполнили эти ученики, была другой. Что происходит?” Итосу-сэнсэй ответил: “Да, ката немного отличаются, но ката, которую вы только что видели, – это ката, которую я выбрал”», – вспоминал Чоки.
Хотя предполагалось, что Мотобу никогда не изучал ката Пинан (иногда известное как Хэйан), теперь кажется, что эта информация может быть верной. Мотобу учился у Итосу до того, как Итосу полностью разработал Пинан, в то время, когда ката еще практиковались в их прототипной форме.
Мы также знаем, что Чоки Мотобу передал значительный набор ката, которые являются частью учебной программы, которую вел его сын Чосей. К ним относятся Найханчи Седан и Нидан, Чаннан (предшественник Пинан ката, которые в системе Мотобу называются Сирагума-но ката), Пассай, Ваншу, Ванкан, Чинто, Кусанку, Чинти и другие. Это показывает, что Мотобу был гораздо более осведомлен в вопросах ката, чем многие считали.
Переезд в Японию
В 1923 году (другие источники говорят, что это был 1921 год), возможно, в поисках более зеленых пастбищ, Мотобу переехал со своей семьей в город Осака на материковой части Японии. Вскоре после этого он ненадолго вернулся на Окинаву на три месяца, где тренировался со своим братом Чою. Это произошло, когда 19-летний ученик Чою по имени Сэйкичи Уэхара впервые встретил Чоки. Уэхара вспоминал, что Чоки был его партнером по тренировкам.«Каждый раз, когда я наносил удары, Чоки ударял меня по руке прежде, чем я мог до него дотронуться. Он бил так сильно, что чуть не сломал мне руку», – рассказывал Уэхара.
Вскоре после того, как Чоки вернулся в Осаку, он устроился на работу охранником. Это был немалый подвиг для человека, который, по общему мнению, так и не научился бегло говорить по-японски. Однако мы должны помнить, что Мотобу был дворянином по рождению и, возможно, в качестве акта личного неповиновения (что не было чем-то неслыханным в те дни, что также сделал легенда каратэ Хохан Сокен), он отказался смириться и учиться чужому языку.
В ноябре 1924 года произошло событие, которое привлекло внимание многих жителей материковой Японии к Чоки. В свой выходной Чоки и его домовладелец увидели вывеску, рекламирующую поединок с боксерами в Киото, и решили поехать. Посмотрев несколько поединков, в которых боксер (считающийся чемпионом Европы по боксу) победил нескольких дзюдоистов, Мотобу сам принял вызов. Он вышел и сразил гораздо более крупного боксера.
Позже Мотобу рассказывал студентам: «Когда я дрался с иностранным боксером в Киото, он был выше меня, поэтому я прыгнул и ударил его кулаком по лицу. Это эффективно против людей, которые выше вас». Это во многом способствовало укреплению репутации Мотобу (по словам Иваи), и многие начали обращаться к нему за обучением.
Другой источник (цитата по Тесо Накама в книге Марка Бишопа «Окинавское каратэ») рассказал, что Мотобу сначала просто уворачивался от боксера. Но во втором раунде боксер действовал уверенно. Мотобу ударил его (после прыжка) типичной техникой «Ти» (старый термин для каратэ) – ударом костяшки пальца за ухом.
В 52 года, поставив на карту свою честь и репутацию, Чоки наконец начал привлекать внимание, которого он действительно заслуживал. Мотобу основал Общество по продвижению Тоуди-дзюцу (старый термин для каратэ).
Однако для Мотобу, несомненно, было шоком, когда в сентябре следующего года (1925-го) в журнале King появилась статья, описывающая его бой с боксером. Однако на фотографии, сопровождавшей статью, был не он. Вместо этого это был рисунок не кого иного, как Гичина Фунакоси, избивающего боксера.
Среди близких к Мотобу ходили слухи, что он был рассержен этим искажением фактов, но чувствовал себя совершенно беспомощным перед ресурсами компании такого размера, как Kodansha (которая владела журналом King). Возможно, он чувствовал, что за ошибкой стоял сам Фунакоси или один из его учеников.
В любом случае между ними определенно была вражда, и этот инцидент вполне мог сыграть роль в решении Мотобу поехать в Токио и разыскать Фунакоси.
Хотя существует множество историй о противостоянии между ними, Тому Россу не удалось найти никаких подтвержденных сообщений, раскрывающих подробности противостояния.
Однако Дэвид Чемберс в видеозаписи «Цунами» «Вадо Рю, путь мира и гармонии» утверждает, что: «Ясухиро Конеши сообщил, что в газете была опубликована история драки, которая произошла между ними в 1930 году. Когда Фунакоси, наконец, столкнулся со своим заклятым врагом, его ноги мгновенно были лишены опоры, и, лежа у ног Мотобу, он испытал унижение, когда его лицу угрожал огромный кулак последнего».
Какими бы ни были реальные факты, Мотобу начал привлекать внимание. Несколько дзюдоистов и борцов искали его, чтобы обучиться боевым навыкам. Двое лучших учеников Фунакоси (Хиронори Оцука и Кою Кониси) также уехали тренироваться с Мотобу. Это бегство еще больше ухудшило отношения между двумя учителями. Еще одним каратистом, разыскивавшим Мотобу, был Косе Куниба (известный на Окинаве как Косей Кокуба).
Интерес к проверке боевых навыков каратэ, возможно, был понятен, поскольку в то время в Японии в учебную программу были включены дзюдо (синтез старых систем самообороны дзю-дзюцу) и кендо (старое воинское искусство владения мечом, преобразованное в спортивную форму). Они пользовались популярностью и предлагали форматы соревнований. Таким образом, привлекательность тренировочных боев естественным образом охватила многих молодых каратистов, которые стремились проверить свои навыки или разработать эффективную технику в своем собственном искусстве.
Истинные чувства между Мотобу и Фунакоси, возможно, никогда не станут известны. Но можно предположить, что Фунакоси (хорошо образованный школьный учитель, говоривший по-японски и хорошо разбиравшийся в японских социальных обычаях), возможно, считал Мотобу крайне неграмотным. Его также, вероятно, раздражал тот факт, что Мотобу занимал более высокое место в старой окинавской системе классов. Мотобу, в свою очередь, вероятно, считал Фунакоси просто человеком, который изучил лишь самые поверхностные аспекты каратэ и ката и не был сильным бойцом.
Если намерением Мотобу поехать в Токио было изгнать Фунакоси, то ему это не удалось. Фунакоси пробыл там слишком долго, и отсутствие у Мотобу языковых способностей, конечно, ограничивало его способность общаться.
К чести Мотобу, ему удалось написать две отличные книги по каратэ. Тедзо Накама (ученик Тесина Чибаны) заявил, что эти произведения были продиктованы и переведены на японский язык для публикации.
Первая книга «Окинава Кэмпо: каратэ-дзюцу на кумитэ» была опубликована в 1926 году. Она вышла всего через четыре года после того, как Фунакоси выпустил первую опубликованную книгу по каратэ. Книга Фунакоси (1922 года, она была дополнена фотографиями вместо рисунков в 1924 году) иллюстрирует в основном ката и формализованную самооборону. Эти две книги не могли быть более разными.
Книга Фунакоси отразила его личное предпочтение ката как основного метода обучения и его неприятие сосредоточения внимания на спаррингах. Он считал, что каратэ как вид единоборств может нанести вред человеку.
Книга Мотобу была прямо противоположной. Основное внимание уделялось боевым действиям – эффективным навыкам ближнего боя. Была представлена серия практических мер реагирования на различные атаки. Использовались различные удары руками, удары по жизненно важным точкам и техникам выведения из равновесия, сопровождавшиеся захватами, блоками, ударами коленями и обеими руками.
В 1932 году Мотобу опубликовал вторую книгу «Ватаси но каратэдзюцу» («Мое каратэдзюцу»), которая послужила естественным дополнением к его первой книге. В этой книге основное внимание уделяется иллюстрации его любимого ката Найханчи, а также множеству применений, некоторые из которых были переняты и проиллюстрированы в его первой книге.
Возвращение домой
Чоки Мотобу несколько раз возвращался на Окинаву, особенно на встречу мастеров 1936 года, спонсируемую Рюкю Синпоша (газетная компания Окинавы). Целью этой встречи было обсуждение продвижения и будущего развития каратэ.Среди других участников были такие мастера каратэ, как Тодзюн Мияги, Тешин Тибана, Чомо Ханширо, Синпан Гусукума, Джухатсу Киеда и Чотоку Кян. Мотобу при жизни пользовался уважением и как человек, и как мастер боевых искусств. Однако после его смерти ходили различные негативные слухи и истории (возможно, распространяемые теми, кто боялся его при жизни). Однако те, кто его действительно знал, часто описывают его как тихого человека, который представлял собой саму картину достоинства.
Чоки Мотобу ушел из жизни в августе 1944 года.
Наследие Мотобу
Хотя Мотобу никогда не стал таким известным, как Фунакоси, вокруг которого развивалось каратэ Шотокан и его многочисленные ответвления, он все же оставил богатое наследие каратэ в районах Осаки, Киото и Гуммы в Японии. Хотя он никогда не организовывал свою собственную систему, он сыграл положительную роль в развитии нескольких каратистов, которые впоследствии стали известными сами по себе. В их число входили Ясухиро Кониси (который также учился у Фунакоси), который основал Синдо Дзинэн-рю в 1934 году, и Косе Куниба, который основал Сэйсинкай Каратэ-до в 1934 году. Еще одним учеником был Хиронори Оцука (также известный ученик Фунакоси), который впоследствии основал Вадо-рю каратэ с учебной программой, в которой особое внимание уделялось отработке боевых действий, что отражало влияние Мотобу.Сын Чоки Мотобу, Чосей, также продолжил преподавать традиции каратэ своего отца. Этот стиль известен как Нихон Дэнрю Хэйхо Мотобу Кэмпо, а название его додзе – «Дайдокан».
Информации о Чоки Мотобу в промежуток времени между публикацией второй книги и его возвращением на Окинаву в 1936 году очень мало, но есть одна интересная ссылка. Записано, что он отправился на Гавайи в марте 1932 года, где столкнулся с проблемами с визой. Ему отказали во въезде, около месяца он содержался под стражей на иммиграционной станции Гонолулу, а затем был возвращен в Японию.
Находясь на Гавайях, Мотобу начал инструктировать Томаса Сигэру Мияширо, жителя, который пытался помочь Мотобу с его проблемами с визой. Это положило начало продолжающимся отношениям с Мотобу, который, как сообщается, попросил Мизухо Муцу и Камесуке Хигашионну продолжать помогать тренировать Мияширо, когда они отправятся на остров в следующем году. Эти отношения позже продолжил сын Чоки. Чосей (вместе с Такеджи Инабой) посетил Гавайи Каратэ Сейнэнкай 25 апреля 2001 года.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость