Чоки Мотобу: через миф... к человеку. Часть 1
Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается перевод первой части статьи Тома Росса, исследовавшего биографию Чоки Мотобу.
К 20-м годам XX века Япония поднялась под барабанный бой национализма. Ее победы над Китаем в 1895 году, а также над Россией в 1905 году, за которыми последовала официальная аннексия Кореи в 1910 году, подготовили почву для милитаризма и гордости за все японское.
Каратэ-до, которое Гичин Фунакоси привез с Окинавы и начал преподавать в японской столице, пустило прочные корни, и к 12 апреля 1924 года были присвоены первые даны по каратэ-до. Для этого господина с Окинавы это была трудная задача – преподавать на материковой части Японии то, что по сути было иностранным боевым искусством. Но с помощью и вдохновением Дзигоро Кано (основателя дзюдо), а затем Дай Ниппон Бутокукай (Великая японская ассоциация боевых искусств, основанная в 1895 году для сохранения и популяризации боевых искусств), каратэ-до предстоял переход в распространяемое боевое искусство по примерам дзюдо и кендо. Это было необходимо для его принятия в Японии того времени. Каратэ-до становилось искусством для господ, конечной целью которого являлось самосовершенствование. Здесь не было места ни буси (самураям) прошлых лет, ни тяжелоруким ударникам.
Чоки Мотобу родился 5 апреля 1870 года. Его отец Чосин был потомком шестого сына окинавского короля Се Сицу, а именно принца Се Ко, также известного как Мотобу Чохей. Из-за этого происхождения членам семьи мужского пола было разрешено сохранять символ «Чо» в своих именах. Молодой Чоки, третий сын Чосина, считался в окинавской культуре того времени грубым эквивалентом феодала по социальному статусу. Известный историк Киндзе Хироши заявил, что, хотя отцом Чоки был Чосин, мать Чоки была не его женой, а куртизанкой. Таким образом, Чоки был сводным братом своего брата Чою, старшего сына в семье. Было также высказано предположение, что в детстве ему постоянно напоминали об этом факте, и это, возможно, способствовало его темпераменту.
Старший брат Чоки, Чою, по окинавской традиции получил прекрасное образование. Его также научили тайной семейной традиции «Ти» (боевое искусство), которая передавалась только старшему сыну. Молодому Чоки так и не разрешили в этом участвовать. Однако, по некоторым данным, Чоки тайно наблюдал за тренировками своего старшего брата и усвоил многие зачатки этого искусства.
Чоки вырос со своей матерью. Его считали ребенком с волевым и вспыльчивым темпераментом, но атлетически одаренным и ловким. Его ловкость в конечном итоге принесла ему имя «Мотобу но Сару Умей» (Обезьяна Мотобу) за его способность лазить по деревьям и раскачиваться на них. В четыре года Чоки был вынужден пойти в школу, но, по его собственным словам, он ненавидел учебу и часто ускользал играть с друзьями.
Вопреки популярному мифу, наследие каратэ-дзюцу (каратэ, упор которого сосредоточен на эффективной технике), оставленное Чоки (в отличие от его семейной традиции, переданной через его брата), живо и здорово, его сохранил его сын Чосей. Именно благодаря работам Цукуо Иваи, лучшего ученика Чосэя и самостоятельного историка, мы получаем дальнейшие сведения о ранних годах Чоки Мотобу. Чоки и два его брата часто занимались макиварой и практиковали каратэ, начиная с очень раннего возраста. Первоначально его обучение проходило через родственника, который часто навещал его дом. Этого мастера Кобудзюцу, известного как Уфутику (старый термин, примерно эквивалентный суперинтенданту полиции), у дверей сразу же приветствовал Чоки, который говорил: «Давайте потренируемся Ти!».
Уфутику был никем иным, как легендарным Санда Канагусуку, очень близким другом Буши Мацумуры (самого известного мастера каратэ своего времени и учителя Итосу). Возможно, именно благодаря ему и его обширному опыту работы в правоохранительных органах Чоки заложил основу для понимания практической стороны каратэ.
Достигнув подросткового возраста, Чоки и Чою начали тренироваться под руководством Итосу (великого учителя каратэ, который первым ввел каратэ в школьную систему Окинавы). Но, несмотря на свое обучение, Чоки никогда не мог превзойти своего брата в «хинди» (старый термин для кумитэ), что заставило Чоки посвятить себя обучению еще больше.
Как сообщалось в журнале «Каратэ-но Кенкю» за 1934 год, Чоки объяснял: «Я интересовался боевыми искусствами с детства и учился у многих учителей. Я учился у Итосу сэнсэя семь-восемь лет». Он продолжал тренироваться с Мацумурой Сокеном, Сакумой из Гибо и Косаку Мацуморой из Томари.
Распространенные истории, в которых Чоки Мотобу называют учеником без учителя, таким образом, не совсем точны. Если принять за чистую монету, что Чоки провел два года, живя и тренируясь с Мацуморой Томари, то у Мотобу было девять-десять лет формального обучения, даже не принимая во внимание время, проведенное с Канагусуку (в детстве) Соконом Мацумурой и Сакумой из Гибо!
Однако складывается впечатление, что наибольшее количество времени и наибольшее впечатление на Мотобу произвели Итосу, Сакума и Касоку Мацумора, поскольку именно этих людей он упомянул, когда его спросили во время встречи мастеров в 1936 году.
Познакомившись с таким количеством блестящих мастеров того времени в таком юном возрасте, понимание Мотобу боевого применения каратэ, должно быть, росло как на дрожжах. Благодаря исследованиям Сесина Нагамине в его книге «Сказания о великих мастерах Окинавы» мы знаем, что Мотобу в возрасте около 17 лет подошел к известному борцу по имени Комэсу Маги (тогда ему было 32 года, он считался самым большим и сильным борцом на Окинаве), приглашая его на поединок.
Комэсу, очевидно, очень не хотел вступать в бой с кем-то с высоким социальным положением, как это было у Мотобу, но согласился, когда Чоки настоял, что он просто хотел сравнить различия между каратэ и техниками борьбы. Говорят, что Мотобу вышел из этого опыта, узнав о сильных и слабых сторонах техники каратэ. Если эту версию можно принять как правдивую (нет никаких оснований в ней сомневаться), то Чоки в нежном 17-летнем возрасте имел довольно хорошие знания техники каратэ и начинал свой путь самопознания.
После своего 20-летия, обретя уверенность в своих навыках и, возможно, мотивированный своей многообещающей мужественностью, Чоки посетил Цудзи Мачи (место с дурной репутацией – там располагались бордели и питейные заведения, часто вспыхивали уличные драки), чтобы проверить свои навыки против себе подобных.
Именно здесь Мотобу, по общему мнению, потерпел, пожалуй, свое единственное настоящее поражение – против Итаришики. Бой, который он каждую ночь просматривал в своей голове. Тем не менее, Мотобу сделал ответный удар, и позже он рассказал: «Я начал проводить настоящие бои в Цудзи, когда был молод, и провел более сотни таких боев, но меня ни разу не ударили по лицу». По словам Нагамине, Мотобу никогда не начинал драку, но также никогда не убегал от нее. Благодаря этим матчам Мотобу приобрел огромный опыт и перенял множество практических приемов в свой арсенал навыков.
Возможно, нам не следует судить Мотобу так строго, поскольку, по словам Кенея Мабуни (сына великого мастера каратэ и основателя Сито-рю каратэ), подобная практика уличных боев была нормой: «В его молодые годы многие люди бросали моему отцу вызов Какэ-дамэси (вызов на бой) после того, как они услышали, что он практикует Тэ. Он принял эти вызовы и выбрал для матча тихий уголок города».
Сам Кенва Мабуни вспоминал: «Молодой человек учился сражаться самостоятельно, так как у него не было для этого сэнсэя. Он пытался проявить себя, бросая вызов многим знаменитым сэнсэям. Конечно, все сэнсэи отвергали его вызов, и он вернулся домой гордый тем, что эти все учителя боялись его, не понимая, что отказались ради него!»
Хотя эти рассказы интересны и явно предназначены для предотвращения насилия, похоже, что они могут быть не совсем честными. Было бы немного наивно полагать, что между двумя мужчинами, пытающимися доказать свою правоту, не происходило конфликта и не проливалась кровь. Хотя Мотобу, конечно, не был святым, его, возможно, несправедливо критиковали за то, что он не смог скрыть часть своего прошлого, в чем, возможно, виноваты гораздо больше людей, чем хотят признать! Также интересно отметить, что если Мотобу действительно был варварской аномалией, которой его часто изображают, то к 1918 году он был уважаемым членом неформальной исследовательской группы, состоящей из его брата Чою, Тодзюна Мияги, Синпана Гусукумы и Тетоку Кяна .
Введение от Кристофера Кайла: «Это первая из двух статей, исследующих правду и заблуждения о Чоки Мотобу, который, возможно, был одним из величайших мастеров каратэ Окинавы начала XX века и самым ярким из них. Он был одним из самых непонятых людей своего поколения и, вероятно, о нем лгали больше, чем о ком-либо еще.
Мотобу был третьим сыном в великой окинавской семье, которая пользовалась привилегиями и землевладением (полуостров Мотобу), но которой в значительной степени положила конец аннексия острова Японией, модернизация и социальная реорганизация. Сильный как бык с соответствующей волей и эго, Мотобу предпочитал жесткое и практичное каратэ чистой практике ката. Как и многие его современники, Мотобу не был обучен утонченному этикету и японским обычаям.
Когда он путешествовал по Японии, это пошло ему во вред и способствовало недопониманию с встречающимися ему людьми. Он находился в невыгодном положении по сравнению с тем же Гичином Фунакоси, педагогом, который говорил по-японски и хорошо разбирался в том, как адаптироваться к японскому социуму. Чоки и Гичин были противоположностями, абсолютно разными людьми, как масло и вода. Фунакоси был выбран для проведения первой официальной демонстрации каратэ в Японии, и его интеллектуальный подход принес ему известность и преданных последователей. Мотобу, напротив, больше интересовали эффективная техника и боевые навыки. И хотя он оказал влияние на многих каратистов в Японии, он никогда не создавал большую организацию каратэ вокруг своего преподавания, как это сделал Фунакоси».
Мотобу был третьим сыном в великой окинавской семье, которая пользовалась привилегиями и землевладением (полуостров Мотобу), но которой в значительной степени положила конец аннексия острова Японией, модернизация и социальная реорганизация. Сильный как бык с соответствующей волей и эго, Мотобу предпочитал жесткое и практичное каратэ чистой практике ката. Как и многие его современники, Мотобу не был обучен утонченному этикету и японским обычаям.
Когда он путешествовал по Японии, это пошло ему во вред и способствовало недопониманию с встречающимися ему людьми. Он находился в невыгодном положении по сравнению с тем же Гичином Фунакоси, педагогом, который говорил по-японски и хорошо разбирался в том, как адаптироваться к японскому социуму. Чоки и Гичин были противоположностями, абсолютно разными людьми, как масло и вода. Фунакоси был выбран для проведения первой официальной демонстрации каратэ в Японии, и его интеллектуальный подход принес ему известность и преданных последователей. Мотобу, напротив, больше интересовали эффективная техника и боевые навыки. И хотя он оказал влияние на многих каратистов в Японии, он никогда не создавал большую организацию каратэ вокруг своего преподавания, как это сделал Фунакоси».
Когда это было? Становление каратэ в Японии
К 20-м годам XX века Япония поднялась под барабанный бой национализма. Ее победы над Китаем в 1895 году, а также над Россией в 1905 году, за которыми последовала официальная аннексия Кореи в 1910 году, подготовили почву для милитаризма и гордости за все японское.
Каратэ-до, которое Гичин Фунакоси привез с Окинавы и начал преподавать в японской столице, пустило прочные корни, и к 12 апреля 1924 года были присвоены первые даны по каратэ-до. Для этого господина с Окинавы это была трудная задача – преподавать на материковой части Японии то, что по сути было иностранным боевым искусством. Но с помощью и вдохновением Дзигоро Кано (основателя дзюдо), а затем Дай Ниппон Бутокукай (Великая японская ассоциация боевых искусств, основанная в 1895 году для сохранения и популяризации боевых искусств), каратэ-до предстоял переход в распространяемое боевое искусство по примерам дзюдо и кендо. Это было необходимо для его принятия в Японии того времени. Каратэ-до становилось искусством для господ, конечной целью которого являлось самосовершенствование. Здесь не было места ни буси (самураям) прошлых лет, ни тяжелоруким ударникам.
Кто такой Мотобу? Внебрачный сын потомственного феодала
Чоки Мотобу родился 5 апреля 1870 года. Его отец Чосин был потомком шестого сына окинавского короля Се Сицу, а именно принца Се Ко, также известного как Мотобу Чохей. Из-за этого происхождения членам семьи мужского пола было разрешено сохранять символ «Чо» в своих именах. Молодой Чоки, третий сын Чосина, считался в окинавской культуре того времени грубым эквивалентом феодала по социальному статусу. Известный историк Киндзе Хироши заявил, что, хотя отцом Чоки был Чосин, мать Чоки была не его женой, а куртизанкой. Таким образом, Чоки был сводным братом своего брата Чою, старшего сына в семье. Было также высказано предположение, что в детстве ему постоянно напоминали об этом факте, и это, возможно, способствовало его темпераменту.
Старший брат Чоки, Чою, по окинавской традиции получил прекрасное образование. Его также научили тайной семейной традиции «Ти» (боевое искусство), которая передавалась только старшему сыну. Молодому Чоки так и не разрешили в этом участвовать. Однако, по некоторым данным, Чоки тайно наблюдал за тренировками своего старшего брата и усвоил многие зачатки этого искусства.
Чоки вырос со своей матерью. Его считали ребенком с волевым и вспыльчивым темпераментом, но атлетически одаренным и ловким. Его ловкость в конечном итоге принесла ему имя «Мотобу но Сару Умей» (Обезьяна Мотобу) за его способность лазить по деревьям и раскачиваться на них. В четыре года Чоки был вынужден пойти в школу, но, по его собственным словам, он ненавидел учебу и часто ускользал играть с друзьями.
Вопреки популярному мифу, наследие каратэ-дзюцу (каратэ, упор которого сосредоточен на эффективной технике), оставленное Чоки (в отличие от его семейной традиции, переданной через его брата), живо и здорово, его сохранил его сын Чосей. Именно благодаря работам Цукуо Иваи, лучшего ученика Чосэя и самостоятельного историка, мы получаем дальнейшие сведения о ранних годах Чоки Мотобу. Чоки и два его брата часто занимались макиварой и практиковали каратэ, начиная с очень раннего возраста. Первоначально его обучение проходило через родственника, который часто навещал его дом. Этого мастера Кобудзюцу, известного как Уфутику (старый термин, примерно эквивалентный суперинтенданту полиции), у дверей сразу же приветствовал Чоки, который говорил: «Давайте потренируемся Ти!».
Уфутику был никем иным, как легендарным Санда Канагусуку, очень близким другом Буши Мацумуры (самого известного мастера каратэ своего времени и учителя Итосу). Возможно, именно благодаря ему и его обширному опыту работы в правоохранительных органах Чоки заложил основу для понимания практической стороны каратэ.
Достигнув подросткового возраста, Чоки и Чою начали тренироваться под руководством Итосу (великого учителя каратэ, который первым ввел каратэ в школьную систему Окинавы). Но, несмотря на свое обучение, Чоки никогда не мог превзойти своего брата в «хинди» (старый термин для кумитэ), что заставило Чоки посвятить себя обучению еще больше.
Как сообщалось в журнале «Каратэ-но Кенкю» за 1934 год, Чоки объяснял: «Я интересовался боевыми искусствами с детства и учился у многих учителей. Я учился у Итосу сэнсэя семь-восемь лет». Он продолжал тренироваться с Мацумурой Сокеном, Сакумой из Гибо и Косаку Мацуморой из Томари.
Распространенные истории, в которых Чоки Мотобу называют учеником без учителя, таким образом, не совсем точны. Если принять за чистую монету, что Чоки провел два года, живя и тренируясь с Мацуморой Томари, то у Мотобу было девять-десять лет формального обучения, даже не принимая во внимание время, проведенное с Канагусуку (в детстве) Соконом Мацумурой и Сакумой из Гибо!
Однако складывается впечатление, что наибольшее количество времени и наибольшее впечатление на Мотобу произвели Итосу, Сакума и Касоку Мацумора, поскольку именно этих людей он упомянул, когда его спросили во время встречи мастеров в 1936 году.
Поиск начинается. Первые шаги Мотобу на Пути
Познакомившись с таким количеством блестящих мастеров того времени в таком юном возрасте, понимание Мотобу боевого применения каратэ, должно быть, росло как на дрожжах. Благодаря исследованиям Сесина Нагамине в его книге «Сказания о великих мастерах Окинавы» мы знаем, что Мотобу в возрасте около 17 лет подошел к известному борцу по имени Комэсу Маги (тогда ему было 32 года, он считался самым большим и сильным борцом на Окинаве), приглашая его на поединок.
Комэсу, очевидно, очень не хотел вступать в бой с кем-то с высоким социальным положением, как это было у Мотобу, но согласился, когда Чоки настоял, что он просто хотел сравнить различия между каратэ и техниками борьбы. Говорят, что Мотобу вышел из этого опыта, узнав о сильных и слабых сторонах техники каратэ. Если эту версию можно принять как правдивую (нет никаких оснований в ней сомневаться), то Чоки в нежном 17-летнем возрасте имел довольно хорошие знания техники каратэ и начинал свой путь самопознания.
После своего 20-летия, обретя уверенность в своих навыках и, возможно, мотивированный своей многообещающей мужественностью, Чоки посетил Цудзи Мачи (место с дурной репутацией – там располагались бордели и питейные заведения, часто вспыхивали уличные драки), чтобы проверить свои навыки против себе подобных.
Именно здесь Мотобу, по общему мнению, потерпел, пожалуй, свое единственное настоящее поражение – против Итаришики. Бой, который он каждую ночь просматривал в своей голове. Тем не менее, Мотобу сделал ответный удар, и позже он рассказал: «Я начал проводить настоящие бои в Цудзи, когда был молод, и провел более сотни таких боев, но меня ни разу не ударили по лицу». По словам Нагамине, Мотобу никогда не начинал драку, но также никогда не убегал от нее. Благодаря этим матчам Мотобу приобрел огромный опыт и перенял множество практических приемов в свой арсенал навыков.
Возможно, нам не следует судить Мотобу так строго, поскольку, по словам Кенея Мабуни (сына великого мастера каратэ и основателя Сито-рю каратэ), подобная практика уличных боев была нормой: «В его молодые годы многие люди бросали моему отцу вызов Какэ-дамэси (вызов на бой) после того, как они услышали, что он практикует Тэ. Он принял эти вызовы и выбрал для матча тихий уголок города».
Сам Кенва Мабуни вспоминал: «Молодой человек учился сражаться самостоятельно, так как у него не было для этого сэнсэя. Он пытался проявить себя, бросая вызов многим знаменитым сэнсэям. Конечно, все сэнсэи отвергали его вызов, и он вернулся домой гордый тем, что эти все учителя боялись его, не понимая, что отказались ради него!»
Хотя эти рассказы интересны и явно предназначены для предотвращения насилия, похоже, что они могут быть не совсем честными. Было бы немного наивно полагать, что между двумя мужчинами, пытающимися доказать свою правоту, не происходило конфликта и не проливалась кровь. Хотя Мотобу, конечно, не был святым, его, возможно, несправедливо критиковали за то, что он не смог скрыть часть своего прошлого, в чем, возможно, виноваты гораздо больше людей, чем хотят признать! Также интересно отметить, что если Мотобу действительно был варварской аномалией, которой его часто изображают, то к 1918 году он был уважаемым членом неформальной исследовательской группы, состоящей из его брата Чою, Тодзюна Мияги, Синпана Гусукумы и Тетоку Кяна .
Автор:
Похожие новости
Добавить новость