«Это искусство, как танец или музыка». Дидье Люпо – о страсти к каратэ и пути к мастерству через традиции и личную практику
К своему пятидесятому году занятий каратэ он подходит так же, как и к самому первому: с интенсивностью. Так что такое страсть к каратэ? На этот и другие вопросы в интервью FFKarate ответил Дидье Люпо.
![]()
Как началась личная история с каратэ?
Какие встречи были важны?
Как складывалась карьера спортсмена?
Какие мотивы побудили заняться преподаванием?
Каковы отношения с традициями?
С каким настроением проходит подготовка к получению 8-го дана?
Что движет человеком в спорте прежде всего?

Как началась личная история с каратэ?
Дидье Люпо: «Каратэ преподается на примере. Несомненно, мы хотим сделать то же самое, поскольку часто, глядя на кого-то более великого, нам хочется пойти по его стопам. Для меня это был мой старший двоюродный брат, которого я видел, когда мне было девять лет, исполняющим боевые жесты в эпоху Брюса Ли, и именно он дал мне мотивацию делать то же, что и он. Я упросил отца, мы нашли клуб недалеко от дома, и с этого я начал. Мне нравился пример моего первого учителя, который был очень традиционным, и я мечтал стать таким же сильным, как обладатели черных поясов в клубе, которых я видел на тренировках. Но обучение – это прежде всего личная, уединенная практика. Моя школа была нашим домом. Мой отец работал там уборщиком, и я видел, как мои друзья уходили, и на стенах повисала тишина. Каждый вечер я возвращался в свое личное пространство, которое мой отец, заметив мою одержимость каратэ, оборудовал для меня. Небольшая заброшенная комната, переоборудованная в офис и личное додзе, где я проводил часы в одиночестве, выполняя ката и оттачивая свои движения. Каратэ – это классическое искусство, как танец или музыка, и именно так вы приходите к этому искусству – через гаммы. Если вы действительно хотите достичь нового уровня, вам придется практиковаться самостоятельно».
Какие встречи были важны?
Дидье Люпо: «Когда я стал участником соревнований, я начал путешествовать, чтобы участвовать в учебных курсах и тренировках. У меня была возможность следить за всеми великими экспертами моего поколения, особенно за Хидетоши Накахаши, но у меня был только один наставник – Франсис Дидье. С тех пор, как он стал президентом федерации, мы немного забыли, что он был выдающимся тренером во всех смыслах этого слова, харизматичным и впечатляюще искусным. По моему мнению, он был лучшим в своем поколении. Я ездил из Марселя в Монпелье на субботнюю утреннюю тренировку, два часа езды туда, два часа обратно, полтора часа практики, но я никогда об этом не жалел, потому что никогда не возвращался с пустыми руками. Я всегда что-то привозил: исправление, образ, идея, способ действия. На обратном пути я мог думать».
Как складывалась карьера спортсмена?
Дидье Люпо: «Соревнование – это привилегия, это моменты большой интенсивности, когда у нас создается впечатление, что мы проживаем моменты, которые охватывают всю нашу жизнь, что, кстати, не совсем ложно, потому что, даже если, как говорится, поражение – это возможность научиться, я проиграл полуфинал чемпионата мира с разницей в одно очко, и это воспоминание осталось во мне сильным и болезненным. В конце концов, остаются только воспоминания. Удовольствие от встречи с людьми, с которыми ты боролся во время тренировок за рубежом, невероятные воспоминания о товариществе, казармах, поездках, соревнованиях, тренировках, проведенных вместе с командой. Когда в 18 лет я присоединился к французской команде, я жил в одной комнате с Жаном-Луи Гране, у которого я попросил автограф полгода назад. Главное – воспринимать все это как приключение, со всеми его плюсами и минусами, как один из лучших моментов в жизни, потому что так оно и есть».
Какие мотивы побудили заняться преподаванием?
Дидье Люпо: «Меня всегда привлекала эта идея, благодаря моим первым учителям, которые прекрасно знали, как воплотить эту ответственность. Мне хотелось разобраться с этим как можно скорее после соревнований. Я имел это в виду с самого начала. Я стал федеральным экспертом, но моя база – это мое додзе! Я обучаю детей и взрослых каждый день. Мне нравится снова встречаться со своими учениками, некоторые из них со мной уже более 30 лет, их доверие меня обязывает. Стажировки дают мне стимул преуспевать, оставаться тем, что для меня составляет суть учителя: силой примера. Я не очень верю в объяснения в передаче... даже если они интересны. Действительно трудно снова приступить к тренировкам после трех-четырех перерывов, которые остывают и лишают нас энергии, необходимой для тренировок. Поэтому я выбираю самый простой вариант, показываю, а ученики повторяют, затем я показываю следующий шаг. Я провожу несколько демонстраций, потому что это самый быстрый способ вернуть их на правильный путь, а также потому, что это способ донести основную мысль. Форма тела, ритм, жесты. Я думаю, именно этого и ищут стажеры. Метод работы эксперта, который мы будем иметь в виду, прежде чем приступать к работе самостоятельно. Я считаю это делом чести, но это требует усилий».
Каковы отношения с традициями?
Дидье Люпо: «Мы говорим о традиционном каратэ, но я на самом деле не верю в концепцию традиции, идеализированного прошлого, чье совершенство мы должны заново открыть и непременно подражать. У людей прошлого тоже могли быть свои ограничения, и чистое подражание не имеет смысла. Несмотря на то, что я приветствую, я рассматриваю это как небольшой ритуал входа и выхода из упражнения, способ создания воздушного шлюза, нахождения правильного состояния ума, приветствия всех до и после. В этом нет ничего духовного. Мы далеки от того, что представлялось японцам в XIX веке. С другой стороны, я верю в основы, в их очень глубокое изучение и во все знания, которые позволяют нам их понять и освоить. У тридцати, пятидесяти или семидесятилетних практикующих людей есть общие основы. На занятиях я настаиваю на технической строгости, а систематизированные упражнения являются верными векторами для достижения хорошего освоения движений, расстояния и времени. Но каратэ – это не догма. Строки могут двигаться: "Эй, будет немного лучше, если я сделаю это вот так – немного более текуче, немного более мощно…". Ничего волшебного нет. Делая это, вы видите, что, если расположить таз немного больше вот так, если расположить колено, оно лучше продвигается вперед. Это также способ поддерживать бодрствование ума, интерес к выполнению и повторению одних и тех же действий, которые уже не являются полностью прежними, потому что вы делаете их немного по-другому. Но основы остаются, как размеченная тропа в походе, которую мы иногда можем покинуть ради лучшего обзора, но заблудимся, если отклонимся от нее слишком далеко».
С каким настроением проходит подготовка к получению 8-го дана?
Дидье Люпо: «В 2025 году мне исполнится 60 – возраст, необходимый для получения 8-го дана. Поэтому я работаю, мне хочется представить хорошую демонстрацию перед присяжными, которые будут меня экзаменовать. Оценка ничего не меняет в нашей жизни, но это маркер на пути, способ вернуть все на свои места, вырваться из рутины, поставить цели для прогресса. Я всегда рекомендую своим ученикам хорошо сдавать экзамены и готовиться к ним. Потому что если все вовлечены в этот процесс, то повышается уровень группы. Прогресс – это не просто личное развитие, это способ внести свой вклад в развитие школы».
Что движет человеком в спорте прежде всего?
Дидье Люпо: «Тренируясь всю жизнь, вы испытываете страсть к дисциплине, но часто у вас есть своего рода стимул делать больше и дисциплинировать себя. В 14 лет моим мотивом для тренировок была идея стать таким же сильным, как обладатели черных поясов в клубе. В 18 лет я хотел попасть в сборную Франции, в 20 – стать чемпионом мира. В 30 лет я выучился на учителя. В 40 лет именно страх регресса, потери своего уровня побуждал меня делать больше. Сегодня, в свои почти 60 лет, я занимаюсь ради удовольствия, потому что это часть меня. Помимо физических тренировок, которые я делаю, мне нужно заниматься каждый день, в одиночестве, вне занятий, иногда недолго, иногда дольше... Немного похоже на то, как в юности я учился в додзе, которое мне предлагал мой отец. Это своего рода минутка для себя. Повторяйте жест, полностью осознавая его. Дыхание, опора, расслабление, центр тяжести. Я сделал это формой медитации в движении. Практикуешься, позволяешь случиться тому, что есть. Вам нужно серьезно тренироваться на коврике, и я за этим слежу, но вы не должны относиться к себе слишком серьезно. Для многих занятия каратэ – это прежде всего возможность прийти в клуб и ощутить другую атмосферу. Мы делимся прекрасными историями дружбы, мы слушаем, мы общаемся, мы обмениваемся мнениями, мы также много смеемся. Очень важно отрывать голову от экранов хотя бы на несколько часов в неделю и чувствовать себя живым».
Автор:
Похожие новости
Добавить новость
