5.04.2025
292
+3

Есиока Сейджуро: с кем на самом деле дрался Миямото Мусаси?

«Миямото Мусаси» – роман, написанный Эйдзи Есикавой, публиковался в виде сериала газетой «Асахи Симбун» с 1935 по 1939 год. С тех пор по нему были сняты фильмы, телесериалы и комиксы, что сделало Мусаси легендарным фехтовальщиком не только в Японии, но и во всем мире.


 
Говорят, что когда Мусаси путешествовал по стране и тренировался, 21-летний парень выбрал Есиока Додзе в Киото, чтобы проверить свои навыки. Есиока Додзе была знаменитой школой фехтовальщиков, которая в эпоху Муромати обучала семью сегуна кендзюцу и тактике боя.
 
В романе Мусаси намеренно опоздал на устроенную дуэль, по-видимому, вызвав раздражение у Сейджуро, который в то время был главой Есиока Додзе. Когда его раздражение достигло пика, внезапно появляется Мусаси и ломает руку Сейджуро своим бокуто. Вот как разворачивается знаменитая история. Это известная сцена, помещенная в кульминационный момент фильмов и театральных постановок. Но, как и Сасаки Кодзиро, является ли Сейджуро, которого изображали как соперника Мусаси, реальной исторической личностью?
 
Согласно «Есиока-дэн» (автор Митисукэ Фукудзуми), официальному отчету, который вел дом Есиока и который был опубликован в 1684 году, поединок прошел не в Рэндае (ныне Северный район Киото), а на самом деле в помещениях Киото Сесидай, важного государственного учреждения города Киото в то время, между домом Есиока и Мусаси. В этом случае написано, что Мусаси получил удар по лбу и истекал кровью. Записано, что было два решения суда, одно из которых, что Есиока выиграл, а другое, что это было признано ничьей.
 
Человек, который на самом деле столкнулся с Мусаси, назван Есиока Наоцуна, который является четвертым наследником в линии дома Есиока. Также написано, что Мусаси запросил еще один поединок с домом Есиока позже, и хотя он был запланирован на поединок с младшим братом Наосигэ, он закончился автоматическим поражением Мусаси, поскольку он не явился в назначенное место в тот день.


 
Вид фехтования, которому обучали в доме Есиока, назывался Есиока-рю и считался одной из школ Кехатирю (восьми школ Киото), которая была основана Киити Хогэном в конце периода Хэйан, когда он обучал искусству владения мечом восемь монахов на горе Курама.
 
Когда началась война между правительством Эдо и домом Тоетоми, включавшая в себя знаменитые Зимнюю (1614) и Летнюю (1615) осады Осаки, Токугава Иэясу отправил гонцов через Киото Сесидай, чтобы попытаться помешать дому Есиока принять сторону Тоетоми. Однако и Наоцуна, и его брат Наосигэ встали на сторону Тоетоми и сражались в замке Осака-дзе.
 
После падения замка и разрушения дома Тоетоми дом Есиока показал, что они не намерены продолжать борьбу с сегунатом Токугава, закрыв свою школу боевых искусств, расположенную в Имадэгаве, выбросив все свои мечи, переехав в Сидзе Нисинотоин и открыв новый бизнес по окраске тканей.
 
По-видимому, это произошло потому, что один из их учеников, приехавший из Китая, был искусен в черной окраске. Этот бизнес достиг большого успеха, а окрашивание Есиока получило название «кенпо-дзомэ» и стало знаменитым («кенпо» было одним из названий, которые Наоцуна использовал в своем имени).
 
Все это следует из записей клана Есиока, поэтому, конечно, мы не можем сказать, что эти истории на 100% достоверны, но сегодня в Киото есть красильщики, которые все еще делают кэмпо-дзомэ. Поэтому очень маловероятно, что, как написано в романе, семья Есиока была полностью разгромлена Мусаси на дуэли, состоявшейся под сосной в Итидзедзи.
 
На самом деле, сам Эйдзи Есикава говорил о том, что образ Миямото Мусаси в его романе был распространен так, как будто это был исторический факт. 
 
Его цитаты: «Это всего лишь вымысел, а не факт» и «Я не могу не чувствовать ответственности». 
 
Роман Миямото Мусаси – это великая литература, но для красильщиков в Киото, которые продолжали поддерживать традиции кэнпо-дзомэ дома Есиока, эти истории, должно быть, были восприняты с гораздо меньшим энтузиазмом, чем для других читателей.


Добавить новость
Всероссийские соревнования Онлайн-ката