Его история вдохновляла Масутацу Ояму. Кто такой Миямото Мусаси?
Миямото Мусаси (1584-1645) – его имя перекликается с беспрецедентным наследием в истории японских боевых искусств. Он был величайшим фехтовальщиком и самураем Японии. Его жизнь была не просто рассказом о выигранных сражениях, но и путешествием по освоению искусства кендзюцу, которое завершилось созданием отличительного стиля, включающего использование двух мечей одновременно. Эта революционная для своего времени техника сыграла значительную роль в непобедимом послужном списке Мусаси в более чем шестидесяти смертельных поединках, что является свидетельством его мастерства и стратегической проницательности.

Уроки, почерпнутые из труда Мусаси «Горин но се» («Книга пяти колец»), выходят за рамки традиционного фехтования, предложив ценные перспективы, которые значительно улучшают даже практику каратэ.
В этой статье предлагаем погрузиться в жизнь Миямото Мусаси, величайшего фехтовальщика Японии. Это повествование не только о его непревзойденных навыках в бою, но и о глубокой философии и дисциплине, которые направляли его путь.
Подробности о ранней жизни легендарного самурая Миямото Мусаси трудно проверить, поскольку все, что оставил после себя Мусаси, было записями, связанными с техникой и стратегией боя на мечах кендзюцу.
Большинство японских историков сходятся во мнении, что Миямото Мусаси родился в 1584 году (в год Обезьяны). Этот период был временем потрясений, поскольку в стране разные военачальники боролись за господство на японской территории.
Миямото Мусаси родился в семье самурая в деревне Миямото, провинция Харима. Его полное имя было Синмэн Мусаси но Ками Фудзивара но Генсин, а его детское имя было либо Бэнносукэ, либо Такэдзо. Мусаси взял свое имя от места своего рождения, деревни Миямото.

Отец Мусаси был самураем по имени Синмэн Мунисай, который был опытным фехтовальщиком и экспертом в кендзюцу (искусстве меча) и дзюттэдзюцу. Мунисай обучил Мусаси кендзюцу и дзюттэдзюцу в раннем возрасте, как это было традицией в самурайских семьях, и юный Мусаси рано проявил талант к кэндзюцу. Отец Синмэна Мунисая, Хирата Сегэн, был вассалом лорда Синмэна Ига но Ками из провинции Мимасака.
Мать Миямото Мусаси умерла вскоре после его рождения, поэтому его воспитывала мачеха, женщина по имени Тошико. Когда его отец, Мунисай, развелся с Тошико, Мусаси был отправлен жить к своему дяде Дорину, монаху из храма Серейан. Во время проживания у монаха его обучали дзен-буддизму и основным навыкам, таким как чтение и письмо.
Мунисай был очень суровым, строгим и требовательным человеком, особенно по отношению к своему сыну. Их отношения были бурными, и Мунисай не проявлял любви к молодому Мусаси. Неизвестно, что именно произошло, но когда Мусаси было около 9 или 10 лет, его отец либо умер, либо бросил мальчика. Некоторые историки говорят, что Синмэн Мунисай был убит во время поединка с фехтовальщиком по имени Ганрю Еситака.
Согласно личным данным, приведенным Миямото Мусаси в его «Книге пяти колец», Мусаси провел свою первую дуэль в возрасте тринадцати лет. Его противником был самурай из провинции Тадзима, человек по имени Арима Кибэй, который был фехтовальщиком школы Синто-рю кендзюцу. Через несколько секунд после начала боя Мусаси повалил Ариму на землю и ударил его своим бокуто (деревянным мечом, также известным как боккен). Арима Кибэй умер, харкая кровью.
Мусаси покинул храм в возрасте от 16 до 20 лет (точно неизвестно), чтобы усовершенствовать свою технику кендзюцу и следовать своему честолюбивому желанию стать величайшим фехтовальщиком Японии.
Миямото Мусаси провел много лет, сражаясь с лучшими фехтовальщиками и воинами Японии в бесконечном стремлении к совершенству.
21 октября 1600 года Миямото Мусаси принял участие в битве при Сэкигахаре, которая была войной между кланами Тоетоми и Токугава за объединение Японии.
Поскольку его семья была связана с кланом Тоетоми, Мусаси сражался за армию Тоетоми Хидэеси. Во время битвы при Сэкигахаре в июле 1600 года Мусаси принял участие в атаке на замок Фусими (Фусими-дзе или Фишимидзе). Он также участвовал в обороне осажденного замка Гифу (Гифу-дзе) в префектуре Гифу. Даже в относительно молодом возрасте Миямото Мусаси сражался яростно и избежал поражения от войск Хидэери невредимым.
Три года спустя Мусаси сражался с армией Иэясу Токугавы, который вошел в эпоху сегуна Токугава (также известную как период Эдо), которая продлилась 266 лет.
После битвы Миямото Мусаси странствовал по Японии, совершенствуя свои навыки кендзюцу, проведя множество поединков и встретив многих мастеров меча.
После того, как на некоторое время Мусаси исчез из записей, он прибыл в Киото примерно в возрасте 21 или 22 лет. Прибыв в Киото, он начал знаменитую серию поединков со знаменитым кланом Есиока. Клан был известен по всей Японии своим Есиока-рю, стилем кендзюцу, основанным около 1532 года Есиокой Кэмпо.
Стиль кендзюцу клана Есиока был частью Кехачирю, что означало, что это был один из восьми основных стилей кендзюцу в Киото. Мечники клана Есиока были инструкторами могущественной семьи Асикага на протяжении четырех поколений.
Есиока Сейджуро, мастер школы Есиока и глава семьи Есиока, был вызван на дуэль Мусаси. Сейджуро с радостью принял дуэль, и оба мужчины решили сразиться за пределами храма Рэндайдзи в Северном Киото 8 марта 1604 года.
В рамках своей стратегии Миямото Мусаси опоздал на дуэль. Сейджуро был сильно раздражен и вышел из себя, посчитав его поведение неприемлемым. Как они ранее договорились, поединок должен был проходить на бокуто (деревянном мече), и один удар объявлял победителя.
Они столкнулись и заняли позицию защиты. В одно мгновение Мусаси ударил Сейджуро своим деревянным мечом по плечу, сбив его с ног и сломав ему левую руку. Мусаси выиграл поединок. С душой, терзаемой бесчестьем, Есиока Сейджуро ушел из жизни воина и стал монахом в ордене Дзен.
Брат Сейджуро, блестящий фехтовальщик по имени Есиока Дэнситиро, стал главой семьи Есиока и позже бросил вызов Мусаси, чтобы восстановить честь своей семьи и отомстить за поражение брата.
Дуэль должна была состояться в Сандзюсангэндо, буддийском храме в районе Хигасияма в Киото, который славился тысячей статуй Каннон, синтоистской богини милосердия и сострадания.
Как и в прошлый раз, Миямото Мусаси снова опоздал. На этот раз это был поединок не на жизнь, а на смерть. Мусаси был вооружен бокуто, а Дэнситиро имел посох, укрепленный стальными кольцами.
Мусаси был умственно, технически и физически сильнее своего противника. Через несколько секунд после начала дуэли Мусаси ударил Дэнситиро своим деревянным мечом, мгновенно убив его одним ударом по голове.
Клан Есиока пришел в отчаяние из-за смерти Дэнситиро Есиоки, который теперь был вторым главой семьи, побежденным Миямото Мусаси. Теперь главой клана был 12-летний Есиока Матаситиро, который, как и его предшественники, также вызвал Мусаси на дуэль. В этот момент клан Есиока был готов на все, чтобы вернуть себе честь и репутацию. Им нужно было победить Мусаси.
На этот раз клан Есиока решил, что дуэль между Есиока Матаситиро и Миямото Мусаси должна состояться ночью. Было необычно, чтобы дуэли проводились ночью, поэтому Мусаси заподозрил неладное. Он прибыл на место встречи задолго до начала боя и ждал, скрываясь, пока не появится его враг.
Мальчик прибыл в полном доспехе с группой хорошо вооруженных вассалов, лучников, стрелков и мечников, которые все были полны решимости убить Мусаси. Все они спрятались неподалеку и устроили ловушку для Мусаси, а Матаситиро выступил в качестве приманки.

Мусаси терпеливо наблюдал за происходящим, спрятавшись в кустах. Когда настал подходящий момент, он вышел из своего укрытия, выхватил меч и побежал к мальчику, отрубив ему голову. Через несколько секунд люди Матаситиро собрались вокруг Мусаси, пытаясь помешать ему сбежать.
Значительно уступая в численности и с обоими мечами в руках, Мусаси проложил себе путь через рисовые поля, будучи атакованным десятками людей. Со смертью Есиоки Матаситиро школа кендзюцу клана Есиоки была разрушена.
Многие историки сходятся во мнении, что Мусаси обнаружил превосходство владения двумя мечами во время этой битвы. Использование двух мечей одновременно было совершенно чуждо традициям кендзюцу, поскольку самураи традиционно сражались только длинным мечом (катаной), держа его в двух руках. Опыт Мусаси проложил путь к тому, что впоследствии стало известно как стиль кендзюцу Нито-Рю.
Вскоре после серии поединков с кланом Есиока в 1605 году Миямото Мусаси отправился в храм Ходзоин на юге Киото. Там он провел ряд нелетальных состязаний с монахами, которые были известны как мастера копья.
Он оставался в храме несколько месяцев, обмениваясь боевыми приемами с монахами. Мусаси также любил часами говорить о Дзен с главным монахом. Даже сегодня монахи Ходзоина все еще тренируются в своей знаменитой традиционной технике копья.
Историки говорят, что с 1605 по 1612 год Мусаси странствовал по всей Японии во время Муся Сюге, путешествия воина, чтобы проверить и улучшить свои навыки кендзюцу.
По пути в Эдо осенью 1607 года Миямото Мусаси сразился с Сисидо Байкеном, мастером кусаригамы – серпа с цепью и грузом, прикрепленным к одному концу.
Байкен хотел положить конец репутации Мусаси как непобедимого дуэлянта, но ему это не удалось. Мусаси первым нанес смертельный удар, и Байкен упал на пол. Его ученики начали атаковать Мусаси, но быстро убежали, испугавшись навыков Мусаси с двумя клинками.

Позже в том же году Мусо Гонносукэ, известный и высокомерный фехтовальщик, вызвал Мусаси на дуэль. Гонносукэ был мастером Тэнсин Катори Синто-рю и основателем школы Дзедзюцу (короткий посох), известной как Синто Мусо-рю. Утверждалось, что Гонносукэ никогда не проигрывал дуэли и победил лучшего фехтовальщика Японии. Историки говорят, что отец Мусаси, Синмэн Мунисай, ранее сражался с Гонносукэ в нелетальном поединке.
И Миямото Мусаси, и его противник согласились сражаться деревянными мечами. Гонносукэ был быстро выведен из строя одним ударом бокуто Мусаси. Сильно потрясенный своим поражением, Гонносукэ удалился в синтоистское святилище, где размышлял о своем поражении. Он упорно тренировался и разрабатывал новые техники, которые, как он надеялся, в конечном итоге позволят ему победить Мусаси.
Мусаси и Гонносукэ снова сразились некоторое время спустя. Несмотря на то, что Гонносукэ использовал свои новые разработанные техники, результат поединка был тем же: Мусаси снова победил.
Вскоре после этого Мусаси предстояло встретиться со своим величайшим и самым опытным противником, Сасаки Кодзиро.
Самый известный поединок Миямото Мусаси был против Сасаки Кодзиро, его величайшего и самого искусного противника. Говорят, что Сасаки провел много поединков против лучших японцев и ни разу не проиграл.
Сасаки разработал очень эффективный стиль кендзюцу, основанный на движении хвоста ласточки в полете. В отличие от других самураев, которые использовали традиционную катану, Сасаки использовал «но-дачи», который был очень длинным двуручным мечом. Несмотря на длину и вес меча, удары Кодзиро этим оружием были необычайно быстрыми и точными. Кодзиро был личным инструктором по кендзюцу Хосокавы Тадаоки.
Два величайших фехтовальщика согласились сразиться, и поединок состоялся 13 апреля 1612 года на острове Ганрю, расположенном у побережья провинции Бидзэн. Поединок был назначен на раннее утро следующего дня. В день боя Сасаки Кодзиро и официальные лица, выступавшие в качестве свидетелей, ждали Мусаси часами.
Его отсутствие привело к слуху, что Мусаси сбежал, опасаясь за свою жизнь, потому что был так напуган техникой Сасаки Кодзиро. Ничто не было дальше от истины.
Миямото Мусаси был доставлен на остров Ганрю на лодке местным рыбаком. В рамках своей стратегии он решил опоздать на поединок, чтобы расстроить разум своего противника. Во время поездки он изготовил деревянный меч, который использовал для поединка против Сасаки Кодзиро.
Когда лодка наконец прибыла, Сасаки и официальные лица стояли на пляже, ожидая Мусаси. Крайне раздраженный и ослепленный яростью, Сасаки Кодзиро вытащил катану и выбросил ножны. Мусаси увидел этот жест и сказал своему врагу: «Если тебе больше не нужны ножны, ты уже мертв».
Дуэль началась, и оба мужчины были настороже, уважая способности друг друга. Одна ошибка, и все было бы кончено. Мусаси спровоцировал Кодзиро на первую атаку, а затем быстро ответил, сломав левые ребра Кодзиро и пробив его легкие, тем самым убив его.
Прежде чем бежать обратно к своей лодке, Мусаси поклонился своему поверженному противнику и чиновникам, с грустью осознавая, что один из величайших фехтовальщиков умер. Именно в этот момент Мусаси достиг сатори или духовного пробуждения. С этого момента он отказался от участия в смертельных поединках.
В течение следующих месяцев Мусаси Миямото ненадолго основал школу кендзюцу, но никакие исторические записи не указывают, где именно в Японии она находилась.
В 1614 и 1615 годах разразилась война между семьями Тоетоми и Токугава, на этот раз сегуном был Токугава Иэясу. Токугава Иэясу видел в семье Тоетоми угрозу своему правлению. Миямото Мусаси в последний раз принял участие в войне и осаде, когда он участвовал в зимних и летних сражениях в Осаке.
Большинство ученых считают, что, как и в предыдущей войне, Мусаси сражался на стороне Тоетоми Хидэеси, но точные подробности его роли в войне неясны. Некоторые считают, что он присоединился к армии Тоетоми Иэясу, когда сегун осадил замок Осака.
Позже в том же году Мусаси поступил на службу к Огасавара Таданао из провинции Харима в качестве строительного инспектора. Мусаси помогал в строительстве замка Акаси и помогал организовывать планировку города Химедзи. Во время своего пребывания он преподавал боевые искусства, в частности кэндзюцу и метание сюрикэнов, и совершенствовал свой стиль Энмей-рю кэндзюцу. В этот период службы он также усыновил мальчика по имени Микиноскэ.
После нескольких лет успешного управления своим додзе репутация Мусаси начала расти, и его стали считать одним из лучших фехтовальщиков Японии. Когда Хонда Тадамаса, хозяин замка Химедзи, услышал о нем, он приказал Мияке Гунбэю, своему самому опытному самураю, пойти в додзе Мусаси и показать ему, что он не был величайшим фехтовальщиком Японии. Мусаси принял бой и предоставил выбор оружия (настоящий меч или деревянный меч) своему противнику.
Приказ Мияке был проверить способности Мусаси, а не убивать его, поэтому он решил срезать кусок бамбука из сада, чтобы использовать его в качестве оружия. Тем временем Мусаси размахивал своим бокуто. Через несколько секунд после того, как они померились силами, Мияке Гунбэй был побежден.
В 1622 году, когда Миямото Микиноскэ, один из его приемных сыновей, стал вассалом феода Химедзи, Мусаси снова начал странствовать по Японии, на этот раз оказавшись в Эдо в 1623 году. Находясь в Эдо, он подружился с Хаяси Радзаном, конфуцианским ученым, который оказался одним из советников сегуна.
С помощью Хаяси Мусаси подал заявку на должность учителя кендзюцу для сегуна, но его заявка была отклонена, поскольку у сегуна уже было два учителя. Мусаси снова отправился в путешествие, покинув столицу в направлении города Ямагата, где он усыновил своего второго сына, Миямото Иори.
В 1626 году Миямото Мусаси посетил Миямото Микиноскэ, его первого из трех приемных сыновей. Микиноскэ сообщил ему, что его господин умер и что, следуя традиции, называемой дзюнси, он совершит сэппуку (ритуальное самоубийство), следуя за своим господином в смерти. Попрощавшись со своим приемным отцом со слезами на глазах, он вернулся в Эдо, чтобы исполнить свой долг.
В 1627 году Миямото Мусаси и его второй приемный сын Миямото Иори на короткое время переехали в Огуру, а затем поступили на службу к господину Огасаваре Тададзанэ.
В конце года они с Иори снова начали путешествовать. Неизвестно, куда именно они отправились и как долго путешествовали. Они поселились в Кокуре в 1634 году, чтобы тренироваться и рисовать, остановившись в одном из домов Хосокавы Тадатоси, лорда замка Кумамото. Главный соперник Мусаси, Сасаки Кодзиро, был вассалом Хосокавы.
В 1634 году лорд Огасавара организовал нелетальный поединок между Миямото Мусаси и специалистом по яри (копью) по имени Такада Матабэй. Как и ожидалось, Мусаси победил.
В 1637 году Мусаси сражался во время христианского восстания в Симабаре, одного из немногих бурных событий, произошедших в мирный период Эдо при сегунате Токугава. Однако Мусаси был ранен в начале битвы камнем, упавшим ему на ногу.
Его сын, Миямото Иори, отличился в подавлении христианского восстания и был назван «советником Господа», что было весьма почетной должностью.

В 1640 году Мусаси официально стал вассалом Хосокавы Тадатоси, правителя Кумамото, и получил на службу семнадцать верных вассалов и замок Тиба в качестве своей резиденции.
В следующем году, 1641, Мусаси написал «Хехо Сандзю Го», или «Тридцать пять наставлений по стратегии» для Хосокавы Тадатоси.
Эта книга была посвящена философии и технике боя Мусаси, и она легла в основу его шедевра «Горин но се», который появился два года спустя.
В 1642 году Мусаси страдал от приступов невралгии, болезненного расстройства нервов. Чувствуя, что его конец близок, в 1643 году Мусаси удалился в пещеру под названием Рейгандо недалеко от Кумамото, чтобы написать «Горин но се», или «Книгу пяти колец». Он закончил ее во втором месяце 1645 года и передал своему ближайшему ученику.
На двенадцатый день пятого месяца он закончил писать «Доккодо», или «Путь одинокого хождения», книгу о самодисциплине, которая была задумана как руководство для будущих поколений.
Он умер в пещере Рейгандо примерно на девятнадцатый день пятого месяца, возможно, 13 июня 1645 года.

Уроки, почерпнутые из труда Мусаси «Горин но се» («Книга пяти колец»), выходят за рамки традиционного фехтования, предложив ценные перспективы, которые значительно улучшают даже практику каратэ.
В этой статье предлагаем погрузиться в жизнь Миямото Мусаси, величайшего фехтовальщика Японии. Это повествование не только о его непревзойденных навыках в бою, но и о глубокой философии и дисциплине, которые направляли его путь.
Ранний период жизни
Подробности о ранней жизни легендарного самурая Миямото Мусаси трудно проверить, поскольку все, что оставил после себя Мусаси, было записями, связанными с техникой и стратегией боя на мечах кендзюцу.
Большинство японских историков сходятся во мнении, что Миямото Мусаси родился в 1584 году (в год Обезьяны). Этот период был временем потрясений, поскольку в стране разные военачальники боролись за господство на японской территории.
Миямото Мусаси родился в семье самурая в деревне Миямото, провинция Харима. Его полное имя было Синмэн Мусаси но Ками Фудзивара но Генсин, а его детское имя было либо Бэнносукэ, либо Такэдзо. Мусаси взял свое имя от места своего рождения, деревни Миямото.

Отец Мусаси был самураем по имени Синмэн Мунисай, который был опытным фехтовальщиком и экспертом в кендзюцу (искусстве меча) и дзюттэдзюцу. Мунисай обучил Мусаси кендзюцу и дзюттэдзюцу в раннем возрасте, как это было традицией в самурайских семьях, и юный Мусаси рано проявил талант к кэндзюцу. Отец Синмэна Мунисая, Хирата Сегэн, был вассалом лорда Синмэна Ига но Ками из провинции Мимасака.
Мать Миямото Мусаси умерла вскоре после его рождения, поэтому его воспитывала мачеха, женщина по имени Тошико. Когда его отец, Мунисай, развелся с Тошико, Мусаси был отправлен жить к своему дяде Дорину, монаху из храма Серейан. Во время проживания у монаха его обучали дзен-буддизму и основным навыкам, таким как чтение и письмо.
«Мусаси впервые вышел на поединок в возрасте тринадцати лет. Его противником был самурай из провинции Тадзима, человек по имени Арима Кибэй».
Мунисай был очень суровым, строгим и требовательным человеком, особенно по отношению к своему сыну. Их отношения были бурными, и Мунисай не проявлял любви к молодому Мусаси. Неизвестно, что именно произошло, но когда Мусаси было около 9 или 10 лет, его отец либо умер, либо бросил мальчика. Некоторые историки говорят, что Синмэн Мунисай был убит во время поединка с фехтовальщиком по имени Ганрю Еситака.
Согласно личным данным, приведенным Миямото Мусаси в его «Книге пяти колец», Мусаси провел свою первую дуэль в возрасте тринадцати лет. Его противником был самурай из провинции Тадзима, человек по имени Арима Кибэй, который был фехтовальщиком школы Синто-рю кендзюцу. Через несколько секунд после начала боя Мусаси повалил Ариму на землю и ударил его своим бокуто (деревянным мечом, также известным как боккен). Арима Кибэй умер, харкая кровью.
Мусаси покинул храм в возрасте от 16 до 20 лет (точно неизвестно), чтобы усовершенствовать свою технику кендзюцу и следовать своему честолюбивому желанию стать величайшим фехтовальщиком Японии.
Годы дуэлей
Миямото Мусаси провел много лет, сражаясь с лучшими фехтовальщиками и воинами Японии в бесконечном стремлении к совершенству.
Битва при Сэкигахаре
21 октября 1600 года Миямото Мусаси принял участие в битве при Сэкигахаре, которая была войной между кланами Тоетоми и Токугава за объединение Японии.
Поскольку его семья была связана с кланом Тоетоми, Мусаси сражался за армию Тоетоми Хидэеси. Во время битвы при Сэкигахаре в июле 1600 года Мусаси принял участие в атаке на замок Фусими (Фусими-дзе или Фишимидзе). Он также участвовал в обороне осажденного замка Гифу (Гифу-дзе) в префектуре Гифу. Даже в относительно молодом возрасте Миямото Мусаси сражался яростно и избежал поражения от войск Хидэери невредимым.
Три года спустя Мусаси сражался с армией Иэясу Токугавы, который вошел в эпоху сегуна Токугава (также известную как период Эдо), которая продлилась 266 лет.
После битвы Миямото Мусаси странствовал по Японии, совершенствуя свои навыки кендзюцу, проведя множество поединков и встретив многих мастеров меча.
После того, как на некоторое время Мусаси исчез из записей, он прибыл в Киото примерно в возрасте 21 или 22 лет. Прибыв в Киото, он начал знаменитую серию поединков со знаменитым кланом Есиока. Клан был известен по всей Японии своим Есиока-рю, стилем кендзюцу, основанным около 1532 года Есиокой Кэмпо.
Школа Есиока
Стиль кендзюцу клана Есиока был частью Кехачирю, что означало, что это был один из восьми основных стилей кендзюцу в Киото. Мечники клана Есиока были инструкторами могущественной семьи Асикага на протяжении четырех поколений.
Дуэль 1 – Есиока Сейджуро
Есиока Сейджуро, мастер школы Есиока и глава семьи Есиока, был вызван на дуэль Мусаси. Сейджуро с радостью принял дуэль, и оба мужчины решили сразиться за пределами храма Рэндайдзи в Северном Киото 8 марта 1604 года.
В рамках своей стратегии Миямото Мусаси опоздал на дуэль. Сейджуро был сильно раздражен и вышел из себя, посчитав его поведение неприемлемым. Как они ранее договорились, поединок должен был проходить на бокуто (деревянном мече), и один удар объявлял победителя.
Они столкнулись и заняли позицию защиты. В одно мгновение Мусаси ударил Сейджуро своим деревянным мечом по плечу, сбив его с ног и сломав ему левую руку. Мусаси выиграл поединок. С душой, терзаемой бесчестьем, Есиока Сейджуро ушел из жизни воина и стал монахом в ордене Дзен.
Брат Сейджуро, блестящий фехтовальщик по имени Есиока Дэнситиро, стал главой семьи Есиока и позже бросил вызов Мусаси, чтобы восстановить честь своей семьи и отомстить за поражение брата.
Дуэль 2 – Есиока Дэнситиро
Дуэль должна была состояться в Сандзюсангэндо, буддийском храме в районе Хигасияма в Киото, который славился тысячей статуй Каннон, синтоистской богини милосердия и сострадания.
Как и в прошлый раз, Миямото Мусаси снова опоздал. На этот раз это был поединок не на жизнь, а на смерть. Мусаси был вооружен бокуто, а Дэнситиро имел посох, укрепленный стальными кольцами.
Мусаси был умственно, технически и физически сильнее своего противника. Через несколько секунд после начала дуэли Мусаси ударил Дэнситиро своим деревянным мечом, мгновенно убив его одним ударом по голове.
Клан Есиока пришел в отчаяние из-за смерти Дэнситиро Есиоки, который теперь был вторым главой семьи, побежденным Миямото Мусаси. Теперь главой клана был 12-летний Есиока Матаситиро, который, как и его предшественники, также вызвал Мусаси на дуэль. В этот момент клан Есиока был готов на все, чтобы вернуть себе честь и репутацию. Им нужно было победить Мусаси.
Дуэль 3 – Есиока Матаситиро
На этот раз клан Есиока решил, что дуэль между Есиока Матаситиро и Миямото Мусаси должна состояться ночью. Было необычно, чтобы дуэли проводились ночью, поэтому Мусаси заподозрил неладное. Он прибыл на место встречи задолго до начала боя и ждал, скрываясь, пока не появится его враг.
Мальчик прибыл в полном доспехе с группой хорошо вооруженных вассалов, лучников, стрелков и мечников, которые все были полны решимости убить Мусаси. Все они спрятались неподалеку и устроили ловушку для Мусаси, а Матаситиро выступил в качестве приманки.

Мусаси терпеливо наблюдал за происходящим, спрятавшись в кустах. Когда настал подходящий момент, он вышел из своего укрытия, выхватил меч и побежал к мальчику, отрубив ему голову. Через несколько секунд люди Матаситиро собрались вокруг Мусаси, пытаясь помешать ему сбежать.
«Многие историки сходятся во мнении, что Мусаси обнаружил превосходство владения двумя мечами во время этой битвы».
Значительно уступая в численности и с обоими мечами в руках, Мусаси проложил себе путь через рисовые поля, будучи атакованным десятками людей. Со смертью Есиоки Матаситиро школа кендзюцу клана Есиоки была разрушена.
Многие историки сходятся во мнении, что Мусаси обнаружил превосходство владения двумя мечами во время этой битвы. Использование двух мечей одновременно было совершенно чуждо традициям кендзюцу, поскольку самураи традиционно сражались только длинным мечом (катаной), держа его в двух руках. Опыт Мусаси проложил путь к тому, что впоследствии стало известно как стиль кендзюцу Нито-Рю.
Паломничество воина
Вскоре после серии поединков с кланом Есиока в 1605 году Миямото Мусаси отправился в храм Ходзоин на юге Киото. Там он провел ряд нелетальных состязаний с монахами, которые были известны как мастера копья.
Он оставался в храме несколько месяцев, обмениваясь боевыми приемами с монахами. Мусаси также любил часами говорить о Дзен с главным монахом. Даже сегодня монахи Ходзоина все еще тренируются в своей знаменитой традиционной технике копья.
Историки говорят, что с 1605 по 1612 год Мусаси странствовал по всей Японии во время Муся Сюге, путешествия воина, чтобы проверить и улучшить свои навыки кендзюцу.
Сисидо Байкен
По пути в Эдо осенью 1607 года Миямото Мусаси сразился с Сисидо Байкеном, мастером кусаригамы – серпа с цепью и грузом, прикрепленным к одному концу.
Байкен хотел положить конец репутации Мусаси как непобедимого дуэлянта, но ему это не удалось. Мусаси первым нанес смертельный удар, и Байкен упал на пол. Его ученики начали атаковать Мусаси, но быстро убежали, испугавшись навыков Мусаси с двумя клинками.

Мусо Гонносукэ
Позже в том же году Мусо Гонносукэ, известный и высокомерный фехтовальщик, вызвал Мусаси на дуэль. Гонносукэ был мастером Тэнсин Катори Синто-рю и основателем школы Дзедзюцу (короткий посох), известной как Синто Мусо-рю. Утверждалось, что Гонносукэ никогда не проигрывал дуэли и победил лучшего фехтовальщика Японии. Историки говорят, что отец Мусаси, Синмэн Мунисай, ранее сражался с Гонносукэ в нелетальном поединке.
«Хотя Гонносукэ использовал свои новые разработанные техники, результат поединка был тем же: Мусаси снова победил».
И Миямото Мусаси, и его противник согласились сражаться деревянными мечами. Гонносукэ был быстро выведен из строя одним ударом бокуто Мусаси. Сильно потрясенный своим поражением, Гонносукэ удалился в синтоистское святилище, где размышлял о своем поражении. Он упорно тренировался и разрабатывал новые техники, которые, как он надеялся, в конечном итоге позволят ему победить Мусаси.
Мусаси и Гонносукэ снова сразились некоторое время спустя. Несмотря на то, что Гонносукэ использовал свои новые разработанные техники, результат поединка был тем же: Мусаси снова победил.
Вскоре после этого Мусаси предстояло встретиться со своим величайшим и самым опытным противником, Сасаки Кодзиро.
Сасаки Кодзиро, величайший соперник Мусаси
Самый известный поединок Миямото Мусаси был против Сасаки Кодзиро, его величайшего и самого искусного противника. Говорят, что Сасаки провел много поединков против лучших японцев и ни разу не проиграл.
Сасаки разработал очень эффективный стиль кендзюцу, основанный на движении хвоста ласточки в полете. В отличие от других самураев, которые использовали традиционную катану, Сасаки использовал «но-дачи», который был очень длинным двуручным мечом. Несмотря на длину и вес меча, удары Кодзиро этим оружием были необычайно быстрыми и точными. Кодзиро был личным инструктором по кендзюцу Хосокавы Тадаоки.
Два величайших фехтовальщика согласились сразиться, и поединок состоялся 13 апреля 1612 года на острове Ганрю, расположенном у побережья провинции Бидзэн. Поединок был назначен на раннее утро следующего дня. В день боя Сасаки Кодзиро и официальные лица, выступавшие в качестве свидетелей, ждали Мусаси часами.
Его отсутствие привело к слуху, что Мусаси сбежал, опасаясь за свою жизнь, потому что был так напуган техникой Сасаки Кодзиро. Ничто не было дальше от истины.
«[…] он решил опоздать на поединок, чтобы расстроить разум своего противника».
Миямото Мусаси был доставлен на остров Ганрю на лодке местным рыбаком. В рамках своей стратегии он решил опоздать на поединок, чтобы расстроить разум своего противника. Во время поездки он изготовил деревянный меч, который использовал для поединка против Сасаки Кодзиро.
Когда лодка наконец прибыла, Сасаки и официальные лица стояли на пляже, ожидая Мусаси. Крайне раздраженный и ослепленный яростью, Сасаки Кодзиро вытащил катану и выбросил ножны. Мусаси увидел этот жест и сказал своему врагу: «Если тебе больше не нужны ножны, ты уже мертв».
Дуэль началась, и оба мужчины были настороже, уважая способности друг друга. Одна ошибка, и все было бы кончено. Мусаси спровоцировал Кодзиро на первую атаку, а затем быстро ответил, сломав левые ребра Кодзиро и пробив его легкие, тем самым убив его.
Прежде чем бежать обратно к своей лодке, Мусаси поклонился своему поверженному противнику и чиновникам, с грустью осознавая, что один из величайших фехтовальщиков умер. Именно в этот момент Мусаси достиг сатори или духовного пробуждения. С этого момента он отказался от участия в смертельных поединках.

Мусаси-слуга
В течение следующих месяцев Мусаси Миямото ненадолго основал школу кендзюцу, но никакие исторические записи не указывают, где именно в Японии она находилась.
В 1614 и 1615 годах разразилась война между семьями Тоетоми и Токугава, на этот раз сегуном был Токугава Иэясу. Токугава Иэясу видел в семье Тоетоми угрозу своему правлению. Миямото Мусаси в последний раз принял участие в войне и осаде, когда он участвовал в зимних и летних сражениях в Осаке.
Большинство ученых считают, что, как и в предыдущей войне, Мусаси сражался на стороне Тоетоми Хидэеси, но точные подробности его роли в войне неясны. Некоторые считают, что он присоединился к армии Тоетоми Иэясу, когда сегун осадил замок Осака.
Позже в том же году Мусаси поступил на службу к Огасавара Таданао из провинции Харима в качестве строительного инспектора. Мусаси помогал в строительстве замка Акаси и помогал организовывать планировку города Химедзи. Во время своего пребывания он преподавал боевые искусства, в частности кэндзюцу и метание сюрикэнов, и совершенствовал свой стиль Энмей-рю кэндзюцу. В этот период службы он также усыновил мальчика по имени Микиноскэ.
После нескольких лет успешного управления своим додзе репутация Мусаси начала расти, и его стали считать одним из лучших фехтовальщиков Японии. Когда Хонда Тадамаса, хозяин замка Химедзи, услышал о нем, он приказал Мияке Гунбэю, своему самому опытному самураю, пойти в додзе Мусаси и показать ему, что он не был величайшим фехтовальщиком Японии. Мусаси принял бой и предоставил выбор оружия (настоящий меч или деревянный меч) своему противнику.
Приказ Мияке был проверить способности Мусаси, а не убивать его, поэтому он решил срезать кусок бамбука из сада, чтобы использовать его в качестве оружия. Тем временем Мусаси размахивал своим бокуто. Через несколько секунд после того, как они померились силами, Мияке Гунбэй был побежден.
«После нескольких лет успешного управления своим додзе репутация Мусаси начала расти, и он стал считаться одним из лучших фехтовальщиков Японии».
В 1622 году, когда Миямото Микиноскэ, один из его приемных сыновей, стал вассалом феода Химедзи, Мусаси снова начал странствовать по Японии, на этот раз оказавшись в Эдо в 1623 году. Находясь в Эдо, он подружился с Хаяси Радзаном, конфуцианским ученым, который оказался одним из советников сегуна.
С помощью Хаяси Мусаси подал заявку на должность учителя кендзюцу для сегуна, но его заявка была отклонена, поскольку у сегуна уже было два учителя. Мусаси снова отправился в путешествие, покинув столицу в направлении города Ямагата, где он усыновил своего второго сына, Миямото Иори.
В 1626 году Миямото Мусаси посетил Миямото Микиноскэ, его первого из трех приемных сыновей. Микиноскэ сообщил ему, что его господин умер и что, следуя традиции, называемой дзюнси, он совершит сэппуку (ритуальное самоубийство), следуя за своим господином в смерти. Попрощавшись со своим приемным отцом со слезами на глазах, он вернулся в Эдо, чтобы исполнить свой долг.
В 1627 году Миямото Мусаси и его второй приемный сын Миямото Иори на короткое время переехали в Огуру, а затем поступили на службу к господину Огасаваре Тададзанэ.
«Мусаси владел своим бокуто. Через несколько секунд после того, как они померились силами, Мияке Гунбэй был побежден».
В конце года они с Иори снова начали путешествовать. Неизвестно, куда именно они отправились и как долго путешествовали. Они поселились в Кокуре в 1634 году, чтобы тренироваться и рисовать, остановившись в одном из домов Хосокавы Тадатоси, лорда замка Кумамото. Главный соперник Мусаси, Сасаки Кодзиро, был вассалом Хосокавы.
В 1634 году лорд Огасавара организовал нелетальный поединок между Миямото Мусаси и специалистом по яри (копью) по имени Такада Матабэй. Как и ожидалось, Мусаси победил.
В 1637 году Мусаси сражался во время христианского восстания в Симабаре, одного из немногих бурных событий, произошедших в мирный период Эдо при сегунате Токугава. Однако Мусаси был ранен в начале битвы камнем, упавшим ему на ногу.
Его сын, Миямото Иори, отличился в подавлении христианского восстания и был назван «советником Господа», что было весьма почетной должностью.

Поздняя жизнь и смерть
В 1640 году Мусаси официально стал вассалом Хосокавы Тадатоси, правителя Кумамото, и получил на службу семнадцать верных вассалов и замок Тиба в качестве своей резиденции.
В следующем году, 1641, Мусаси написал «Хехо Сандзю Го», или «Тридцать пять наставлений по стратегии» для Хосокавы Тадатоси.
Эта книга была посвящена философии и технике боя Мусаси, и она легла в основу его шедевра «Горин но се», который появился два года спустя.
В 1642 году Мусаси страдал от приступов невралгии, болезненного расстройства нервов. Чувствуя, что его конец близок, в 1643 году Мусаси удалился в пещеру под названием Рейгандо недалеко от Кумамото, чтобы написать «Горин но се», или «Книгу пяти колец». Он закончил ее во втором месяце 1645 года и передал своему ближайшему ученику.
На двенадцатый день пятого месяца он закончил писать «Доккодо», или «Путь одинокого хождения», книгу о самодисциплине, которая была задумана как руководство для будущих поколений.
Он умер в пещере Рейгандо примерно на девятнадцатый день пятого месяца, возможно, 13 июня 1645 года.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость

slide 2 of 6