Стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний!
Недавно на superkarate.ru было опубликовано "новое" видео с Масутатсу Оямой. Кажется, раньше его в широком доступе не было. Для меня - это фантастическое событие и уникальная возможность задуматься о многом. Видео настолько впечатляющее, что все вопросы, связанные с каратэ и не дающие мне покоя много лет, зазвучали с новой силой.
Удивило небольшое количество комментариев к видео на superkarate.ru.
На мой взгляд, обнаружить такое видео - это все равно, что найти где-то в архивах неизвестную ранее песню Beatles, ну или что-то в этом духе. Явно что-то не так в Датском Королевстве. Тем более, что видео с Оямой на удивление мало и все они хорошо известны.
Итак, вот сам материал...
Пытаться разбирать, анализировать, критиковать, технику Оямы - дело неблагодарное, а возможно даже опасное. Как минимум в инете, можно вызвать бурю негодования и поток страшной брани...
Но, как известно, - "Способность мыслить - великий дар, а способность не мыслить - дар еще больший" (Шри Ауробиндо). Если иногда и получается "не мыслить", то уж точно не в этом случае.
Первые впечатления:
1. Ну какая же странная техника у Оямы!
2. Все ОЧЕНЬ сильно - т.е. отличное кимэ, но достигается оно каким-то очень специфическим способом.
3. Такое ощущение, что Ояма обращает внимание (или показывает) только какие-то очень важные для него моменты движения, не обращая внимания на детали.
4. Вряд ли такой технике можно научить, просто зафиксировав ее в кихоне и требуя от учеников похожего выполнения.
Теперь подробнее.
Прекрасно известно, что Ояма открыто противопоставлял себя и свою школу так называемому "традиционному" каратэ.
А что же мастера других школ? Они тоже в долгу не оставались. Видимо, никто не хотел прямого столкновения, но при случае, Ояме возвращали его слова неоднократно (возможно, делали это не очень публично).
Например, нынешний глава Сериндзи-рю Кенкокан Каратэ-до Масаюки Хисатака (автор правил соревнований по Косики-каратэ и создатель тех самых шлемов Суперсэйф), в своем интервью Игорю Оранскому в начале 90-ых, рассказывая о своем знакомстве с Оямой, прямо говорит: "Киокусинкай - это вообще не каратэ". При этом техника и ката самого Масаюки Хисатака в свою очередь очень сильно отличаются и от окинавского и от японского каратэ.
Вот, например, видео 1972 года (а в 1971 году было снято разбираемое мной видео с Оямой), М. Хисатака демонстрирует ката Кушанку (Канку-дай, Кусоккун-дай и т.д.)...
Что тут можно сказать? Думаю, все заявления мастеров относительно истинности того или иного стиля - все это просто следствие борьбы на конкурентном рынке боевых искусств, как ни прискорбно это осознавать.
Но может быть, было что-то еще в технике самого Оямы, что отличало его от классического каратэ?
Бесспорно было. На мой взгляд, Ояма все делает ради СИЛЫ! Все ради конечного КИМЭ! Он раскачивает-разгоняет тело, он фактически переносит вес с ноги на ногу, он почти отворачивается (поворачивает голову и смотрит мимо цели - О БОЖЕ, это же потеря Дзаншин!...), и в результате создает очень мощное и необычное усилие!
Все выше перечисленное противоречит неким базовым принципам движения в каратэ. Именно поэтому техника Оямы выглядит столь странно. Возможно не все это видят, но для человека, изучавшего более академичные школы, это очевидно. Тут, конечно, встает вопрос о том чему и у кого учился Ояма и как он пришел к такому исполнению техники? Исчерпывающий ответ на этот вопрос (на сколько это возможно) попытался дать Алексей Горбылев в своем исследовании биографии Оямы. Многие вопросы прояснились, но все же окончательной ясности не наступило ))) По этому поводу даже возникла однажды дискуссия на superkarate.ru, чуть не поссорившая ее участников между собой. Ояма лично мифологизировал свою биографию. Мне кажется, что судя по технике и общей направленности кекушина, все же основное влияние на Ояму оказал Гоген Ямагучи. Но вот мастерство самого Ямагучи... как бы это сказать... вызывает вопросы... Даже видео сохранилось...
[media=https://www.youtube.com/watch?v=FPcDJdwVyHI]
Тут я рискую вступить на зыбкую почву анализа ката годзю-рю, в чем не являюсь специалистом. Выскажу просто свое мнение. Ямагучи был очень необычным человеком, он был мистиком, практиковал сюгендо, интересовался йогой и т.д. Думаю, он был в первую очередь духовным лидером для своих учеников, а уже во вторую - учителем каратэ.
Достаточно давно, посмотрев следующее видео, я был очень разочарован. Я жил легендами о мастреах каратэ, а Гоген Ямагучи занимал там особое место.
Но вот вторая часть этого видео, а именно кумитэ (кстати, сейчас я воспринимаю это видео по-другому, значительно спокойнее). Вот оно...
Я все это к тому, что мастерство Оямы - это продукт его собственного характера, творчества, поиска и т.п. Этому практически невозможно научить. На мой взгляд, оно основано исключительно на его личной практике. Мастера поколения Оямы, углубленно изучавшие ту или иную школу, не могли так вольно относится к тому наследию, которое они изучали. Ояма был революционером и бунтарем. Не случайно, на его первом додзе висели названия самых разных стилей каратэ, которые якобы изучались в Ояма-додзе. Ояма упрощал, обобщал, выделял важное...
Главное послание Оямы, переданное в движении, лично я читаю так:
- делайте все, что вы делаете с максимальной силой!;
- делайте все, что вы делаете с максимальной искренностью!;
- вкладывайте всего себя в каждое движение!;
- будьте сильными!
Подозреваю, что в этом есть какая-то магия, позволявшая Ояме вести людей за собой. Это как выступление на сцене высококлассного актера, который без слов, а только с помощью жестов может заставить людей сопереживать, может доносить необходимый смысл.
Именно об этом написал Макс в своем комментарии к видео:
"Классный цуки! Везде вложение веса, везде мощь, везде Сердце!
Осс... Спасибо! Очень важно видеть Мастера.
Даже через запись воспринимается его Сила, Дух, Огонь!
Это самое главное в Кекушинкай каратэ!".
Возникает только одна проблема, на мой взгляд, так учить базовой технике нельзя. До такого исполнения необходимо созреть. Видимо, в этом одна из причин, объясняющих почему каноны кихон в кекушине несколько менялись с течением времени.
В одной из статей (возможно, это было в русскоязычном Black Belt) рассказывалась история создания Ашихара-каратэ. Одной из причин раскола между Оямой и Ашихарой, было якобы несогласие Ашихары с устаревшими методами обучения в кекушине. Ашихара считал, что методы воспитания кихоном и ката устарели, а сами ката вообще потеряли смысл.
Понятно, что были и другие причины. Лично я думаю, что это мнение Ашихары, если оно действительно было, не лишено основания. Известно, что на этапе становления в Ояма-додзе преподавали разные мастера. Более того, многие ката также были привнесены в кекушин старшими учениками из других стилей. Конечно, при этом они в свою очередь тоже подвергались модификации, а вдобавок в качестве ориентира все же выступала техника самого Оямы. Короче говоря, получалась некая невообразимая гремучая смесь, оформить которую в единую школу получилось далеко не сразу.
Если посмотреть внимательно на некоторых больших мастеров из других стилей каратэ, то у многих мы заметим свой уникальный почерк исполнения базовой техники и попытки подражания им со стороны начинающих, скорее всего, обречены на провал.
Отличный пример подобной техники Тэраучи-сэнсэй (годзю-рю). Его исполнение просто фантастично, далеко от канонов того же годзю-рю и чем-то напоминает технику Оямы. Достаточно много всяких дополнительных "фишек" делается для того, чтобы достичь невероятного кимэ.
Из того, что я видел, на мой вкус и взгляд, кихон и ката Мацуи просто великолепны! Его исполнение некоторых элементов (ключевых моментов) тоже менялось с течением времени. В настоящий момент, базовый кихон в IKO 1 очень близок к традиционному каратэ. Хотя по прежнему, он (кихон) остается несколько упрощенным по сравнению с другими японскими стилями.
Возможно, это и хорошо и правильно, так как бесконечное копание в тонкостях кихона не всегда приводит к боевой эффективности, а часто превращается просто в искусство ради искусства. Что осталось в современном кихоне кекушин от наследия Оямы? Мне кажется главное - акцент на "хара-танден", укоренение и кимэ!
Есть и еще одна особенность, присущая на мой взгляд кихону Оямы и кихону современного кекушина. Это то, как сделан акцент на перенос веса тела с ноги на ногу. У Оямы это было выражено сильнее, чем принято сейчас... Возможно, это связано с тем, что у Оямы, видимо, было довольно сильное плоскостопие (делаю такой вывод на основании фотографий из книги "This is karate") и для него лично было эффективнее шагать, а не пружинить и т.д.
И раз пошел такой анализ, сохраню здесь и проанализирую другие известные видео с основателем Кекушина.
Широко известные фрагменты кумитэ давно и подробно проанализированы Алексеем Горбылевым.
А вот, что касается тамэшивари, макивары и ката:
- Разбивание просто фантастическое!
- Удары по макиваре. Ояма опять отворачивается, вкладывая вес в удар. Кстати, в дзю-до поворот головы считается важным элементом, опять же для управления весом тела, при выполнении многих бросков. Ояма, как известно, занимался дзю-до.
- Думаю, не случайно сняты именно Текки (Нэйфанчин) и Тэнсе. Это базовые ката для сюри-тэ и наха-тэ, и видимо, их достаточно!
- Особенно приятно увидеть Текки, т.к. все знают про занятия Оямой годзю-рю и базовая техника ударов руками в санчин-дачи - это прямое наследие годзю-рю, а вот идо-кихон - это наследие скорее шотокана, вот вам и Текки в подтверждение, которое Ояма делает в характерной силовой манере.
- Интересно, что амплитуда движений руками в Тэнсе небольшая и близкая к годзю-рю. Насколько я знаю, в IFK в качестве эталона зафиксирована гораздо большая амплитуда. Сам Ояма делал по разному.
Часто именно эта амплитуда является причиной непонимания и нападок на кекушин со стороны традиционщиков. Куда? Зачем так размахивать руками? Потерян исходный смысл и представление о бункай!?
Видимо все гораздо проще. Для демонстрации на публике на больших площадках Ояма иногда показывал большую амплитуду, но смысл (а именно "хара" от этого не терялся).
Сравним следующие записи...
Понятно, что для Оямы детали были не важны! Важен был ДУХ и СМЫСЛ!
Много воды утекло с тех пор, как в России начался бум кекусинкай начала 90-ых. Канули в Лету легенды про 100 победных поединков три дня подряд, про 47 убитых быков. Кекусинкай оказался заложником фразы "Сильнейшее каратэ на планете!". За это время появилось огромное количество универсальных бойцов, вышедших из других видов единоборств.
Но, послание Оямы живет, и я думаю, будет жить и развиваться в очень конкурентном мире единоборств. Важно не застревать на деталях, не спорить бесконечно о тонкостях, а тренироваться искренне и "Стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний"! По сути именно это, а не просто технику, демонстрирует Ояма в этом новом-старом видео.
Кажется, Ояма был по настоящему свободен в своих взглядах, суждениях, действиях... Он уважал авторитетное мнение, но всегда шел своим путем. И в этом тоже заключается послание Кекушин.
В этой связи, то что старается делать Макс, считаю единственно верным и честным путем развития.
Уже достаточно давно, когда файт-база была еще Файт-базой, мы пытались снять программу обучения и аттестации в Бранче Макса Дедика. С тех пор много что изменилось, программа уточнялась, но пока так и не была издана. Значит время еще не пришло...
Но вот главные слова, я привожу здесь.
Для меня лично, как для человека прожившего больше времни в сито-рю, чем в кекушине, а сейчас вообще находящегося в Африке, в отрыве от каратистской движухи и занимающегося самостоятельно, послание Оямы просто значит - идти до своего собственного предела, в своем собственном исполнении, в своем стиле. Искать тот самый абсолютный предел, который всегда от нас ускользает, быть самостоятельным в поиске, но искренним и честным перед самим собой в первую очередь!
Осу!
Удивило небольшое количество комментариев к видео на superkarate.ru.
На мой взгляд, обнаружить такое видео - это все равно, что найти где-то в архивах неизвестную ранее песню Beatles, ну или что-то в этом духе. Явно что-то не так в Датском Королевстве. Тем более, что видео с Оямой на удивление мало и все они хорошо известны.
Итак, вот сам материал...
Пытаться разбирать, анализировать, критиковать, технику Оямы - дело неблагодарное, а возможно даже опасное. Как минимум в инете, можно вызвать бурю негодования и поток страшной брани...
Но, как известно, - "Способность мыслить - великий дар, а способность не мыслить - дар еще больший" (Шри Ауробиндо). Если иногда и получается "не мыслить", то уж точно не в этом случае.
Первые впечатления:
1. Ну какая же странная техника у Оямы!
2. Все ОЧЕНЬ сильно - т.е. отличное кимэ, но достигается оно каким-то очень специфическим способом.
3. Такое ощущение, что Ояма обращает внимание (или показывает) только какие-то очень важные для него моменты движения, не обращая внимания на детали.
4. Вряд ли такой технике можно научить, просто зафиксировав ее в кихоне и требуя от учеников похожего выполнения.
Теперь подробнее.
Прекрасно известно, что Ояма открыто противопоставлял себя и свою школу так называемому "традиционному" каратэ.
А что же мастера других школ? Они тоже в долгу не оставались. Видимо, никто не хотел прямого столкновения, но при случае, Ояме возвращали его слова неоднократно (возможно, делали это не очень публично).
Например, нынешний глава Сериндзи-рю Кенкокан Каратэ-до Масаюки Хисатака (автор правил соревнований по Косики-каратэ и создатель тех самых шлемов Суперсэйф), в своем интервью Игорю Оранскому в начале 90-ых, рассказывая о своем знакомстве с Оямой, прямо говорит: "Киокусинкай - это вообще не каратэ". При этом техника и ката самого Масаюки Хисатака в свою очередь очень сильно отличаются и от окинавского и от японского каратэ.
Вот, например, видео 1972 года (а в 1971 году было снято разбираемое мной видео с Оямой), М. Хисатака демонстрирует ката Кушанку (Канку-дай, Кусоккун-дай и т.д.)...
Что тут можно сказать? Думаю, все заявления мастеров относительно истинности того или иного стиля - все это просто следствие борьбы на конкурентном рынке боевых искусств, как ни прискорбно это осознавать.
Но может быть, было что-то еще в технике самого Оямы, что отличало его от классического каратэ?
Бесспорно было. На мой взгляд, Ояма все делает ради СИЛЫ! Все ради конечного КИМЭ! Он раскачивает-разгоняет тело, он фактически переносит вес с ноги на ногу, он почти отворачивается (поворачивает голову и смотрит мимо цели - О БОЖЕ, это же потеря Дзаншин!...), и в результате создает очень мощное и необычное усилие!
Все выше перечисленное противоречит неким базовым принципам движения в каратэ. Именно поэтому техника Оямы выглядит столь странно. Возможно не все это видят, но для человека, изучавшего более академичные школы, это очевидно. Тут, конечно, встает вопрос о том чему и у кого учился Ояма и как он пришел к такому исполнению техники? Исчерпывающий ответ на этот вопрос (на сколько это возможно) попытался дать Алексей Горбылев в своем исследовании биографии Оямы. Многие вопросы прояснились, но все же окончательной ясности не наступило ))) По этому поводу даже возникла однажды дискуссия на superkarate.ru, чуть не поссорившая ее участников между собой. Ояма лично мифологизировал свою биографию. Мне кажется, что судя по технике и общей направленности кекушина, все же основное влияние на Ояму оказал Гоген Ямагучи. Но вот мастерство самого Ямагучи... как бы это сказать... вызывает вопросы... Даже видео сохранилось...
[media=https://www.youtube.com/watch?v=FPcDJdwVyHI]
Тут я рискую вступить на зыбкую почву анализа ката годзю-рю, в чем не являюсь специалистом. Выскажу просто свое мнение. Ямагучи был очень необычным человеком, он был мистиком, практиковал сюгендо, интересовался йогой и т.д. Думаю, он был в первую очередь духовным лидером для своих учеников, а уже во вторую - учителем каратэ.
Достаточно давно, посмотрев следующее видео, я был очень разочарован. Я жил легендами о мастреах каратэ, а Гоген Ямагучи занимал там особое место.
Но вот вторая часть этого видео, а именно кумитэ (кстати, сейчас я воспринимаю это видео по-другому, значительно спокойнее). Вот оно...
Я все это к тому, что мастерство Оямы - это продукт его собственного характера, творчества, поиска и т.п. Этому практически невозможно научить. На мой взгляд, оно основано исключительно на его личной практике. Мастера поколения Оямы, углубленно изучавшие ту или иную школу, не могли так вольно относится к тому наследию, которое они изучали. Ояма был революционером и бунтарем. Не случайно, на его первом додзе висели названия самых разных стилей каратэ, которые якобы изучались в Ояма-додзе. Ояма упрощал, обобщал, выделял важное...
Главное послание Оямы, переданное в движении, лично я читаю так:
- делайте все, что вы делаете с максимальной силой!;
- делайте все, что вы делаете с максимальной искренностью!;
- вкладывайте всего себя в каждое движение!;
- будьте сильными!
Подозреваю, что в этом есть какая-то магия, позволявшая Ояме вести людей за собой. Это как выступление на сцене высококлассного актера, который без слов, а только с помощью жестов может заставить людей сопереживать, может доносить необходимый смысл.
Именно об этом написал Макс в своем комментарии к видео:
"Классный цуки! Везде вложение веса, везде мощь, везде Сердце!
Осс... Спасибо! Очень важно видеть Мастера.
Даже через запись воспринимается его Сила, Дух, Огонь!
Это самое главное в Кекушинкай каратэ!".
Возникает только одна проблема, на мой взгляд, так учить базовой технике нельзя. До такого исполнения необходимо созреть. Видимо, в этом одна из причин, объясняющих почему каноны кихон в кекушине несколько менялись с течением времени.
В одной из статей (возможно, это было в русскоязычном Black Belt) рассказывалась история создания Ашихара-каратэ. Одной из причин раскола между Оямой и Ашихарой, было якобы несогласие Ашихары с устаревшими методами обучения в кекушине. Ашихара считал, что методы воспитания кихоном и ката устарели, а сами ката вообще потеряли смысл.
Понятно, что были и другие причины. Лично я думаю, что это мнение Ашихары, если оно действительно было, не лишено основания. Известно, что на этапе становления в Ояма-додзе преподавали разные мастера. Более того, многие ката также были привнесены в кекушин старшими учениками из других стилей. Конечно, при этом они в свою очередь тоже подвергались модификации, а вдобавок в качестве ориентира все же выступала техника самого Оямы. Короче говоря, получалась некая невообразимая гремучая смесь, оформить которую в единую школу получилось далеко не сразу.
Если посмотреть внимательно на некоторых больших мастеров из других стилей каратэ, то у многих мы заметим свой уникальный почерк исполнения базовой техники и попытки подражания им со стороны начинающих, скорее всего, обречены на провал.
Отличный пример подобной техники Тэраучи-сэнсэй (годзю-рю). Его исполнение просто фантастично, далеко от канонов того же годзю-рю и чем-то напоминает технику Оямы. Достаточно много всяких дополнительных "фишек" делается для того, чтобы достичь невероятного кимэ.
Из того, что я видел, на мой вкус и взгляд, кихон и ката Мацуи просто великолепны! Его исполнение некоторых элементов (ключевых моментов) тоже менялось с течением времени. В настоящий момент, базовый кихон в IKO 1 очень близок к традиционному каратэ. Хотя по прежнему, он (кихон) остается несколько упрощенным по сравнению с другими японскими стилями.
Возможно, это и хорошо и правильно, так как бесконечное копание в тонкостях кихона не всегда приводит к боевой эффективности, а часто превращается просто в искусство ради искусства. Что осталось в современном кихоне кекушин от наследия Оямы? Мне кажется главное - акцент на "хара-танден", укоренение и кимэ!
Есть и еще одна особенность, присущая на мой взгляд кихону Оямы и кихону современного кекушина. Это то, как сделан акцент на перенос веса тела с ноги на ногу. У Оямы это было выражено сильнее, чем принято сейчас... Возможно, это связано с тем, что у Оямы, видимо, было довольно сильное плоскостопие (делаю такой вывод на основании фотографий из книги "This is karate") и для него лично было эффективнее шагать, а не пружинить и т.д.
И раз пошел такой анализ, сохраню здесь и проанализирую другие известные видео с основателем Кекушина.
Широко известные фрагменты кумитэ давно и подробно проанализированы Алексеем Горбылевым.
А вот, что касается тамэшивари, макивары и ката:
- Разбивание просто фантастическое!
- Удары по макиваре. Ояма опять отворачивается, вкладывая вес в удар. Кстати, в дзю-до поворот головы считается важным элементом, опять же для управления весом тела, при выполнении многих бросков. Ояма, как известно, занимался дзю-до.
- Думаю, не случайно сняты именно Текки (Нэйфанчин) и Тэнсе. Это базовые ката для сюри-тэ и наха-тэ, и видимо, их достаточно!
- Особенно приятно увидеть Текки, т.к. все знают про занятия Оямой годзю-рю и базовая техника ударов руками в санчин-дачи - это прямое наследие годзю-рю, а вот идо-кихон - это наследие скорее шотокана, вот вам и Текки в подтверждение, которое Ояма делает в характерной силовой манере.
- Интересно, что амплитуда движений руками в Тэнсе небольшая и близкая к годзю-рю. Насколько я знаю, в IFK в качестве эталона зафиксирована гораздо большая амплитуда. Сам Ояма делал по разному.
Часто именно эта амплитуда является причиной непонимания и нападок на кекушин со стороны традиционщиков. Куда? Зачем так размахивать руками? Потерян исходный смысл и представление о бункай!?
Видимо все гораздо проще. Для демонстрации на публике на больших площадках Ояма иногда показывал большую амплитуду, но смысл (а именно "хара" от этого не терялся).
Сравним следующие записи...
Понятно, что для Оямы детали были не важны! Важен был ДУХ и СМЫСЛ!
Много воды утекло с тех пор, как в России начался бум кекусинкай начала 90-ых. Канули в Лету легенды про 100 победных поединков три дня подряд, про 47 убитых быков. Кекусинкай оказался заложником фразы "Сильнейшее каратэ на планете!". За это время появилось огромное количество универсальных бойцов, вышедших из других видов единоборств.
Но, послание Оямы живет, и я думаю, будет жить и развиваться в очень конкурентном мире единоборств. Важно не застревать на деталях, не спорить бесконечно о тонкостях, а тренироваться искренне и "Стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний"! По сути именно это, а не просто технику, демонстрирует Ояма в этом новом-старом видео.
Кажется, Ояма был по настоящему свободен в своих взглядах, суждениях, действиях... Он уважал авторитетное мнение, но всегда шел своим путем. И в этом тоже заключается послание Кекушин.
В этой связи, то что старается делать Макс, считаю единственно верным и честным путем развития.
Уже достаточно давно, когда файт-база была еще Файт-базой, мы пытались снять программу обучения и аттестации в Бранче Макса Дедика. С тех пор много что изменилось, программа уточнялась, но пока так и не была издана. Значит время еще не пришло...
Но вот главные слова, я привожу здесь.
Для меня лично, как для человека прожившего больше времни в сито-рю, чем в кекушине, а сейчас вообще находящегося в Африке, в отрыве от каратистской движухи и занимающегося самостоятельно, послание Оямы просто значит - идти до своего собственного предела, в своем собственном исполнении, в своем стиле. Искать тот самый абсолютный предел, который всегда от нас ускользает, быть самостоятельным в поиске, но искренним и честным перед самим собой в первую очередь!
Осу!
Автор:
Похожие новости
Добавить новость