Когда в небе гремят барабаны грома...
В юности я читал книгу А.Меня, посвященную истории восточных религий. К сожалению, я не помню ее названия, но эпиграф, предваряющий рассказ про индуизм, я запомнил надолго. «Когда в небе гремят барабаны грома, а отшельник, укрывшись в пещере, размышляет... Есть ли в Мире большее наслаждение?».
Возможно это был свободный перевод из Уппанишад или других священных текстов индуизма. Так или иначе, но этот эпиграф стал символом моего романтизма и поиска, который в какой-то момент привел меня к участию в экспедициях «Кшатра».
В следующем году должна состояться (Ом Намах Шивая!) десятая гималайская «Кшатра». В этом небольшом рассказе я хочу вспомнить один незабываемый эпизод из гоанской «Кшатры» 2009 года и заодно рассказать, как мы чуть не пересеклись на путях этих приключений с Джеки Чаном.
Завершая гоанскую «Кшатру» в январе 2009 года, Макс решил отправиться со всей бандой на два дня в соседний штат Карнатака посмотреть храмы, построенные во времена княжества Виджаянагар (XII – XIV в.). Из Гоа в Карнатаку мы отправились на вполне приличном поезде, в вагоне напоминающем наши плацкарты, но только с решетками вместо окон и огромными вентиляторами около каждой койки. Потом, кажется на такси, мы добрались до какой-то деревни и остановились в простом хостеле. День уже клонился к закату. Оставив все ненужные вещи, мы погрузились в пару тук-туков и отправились к горе Ханумана.
Горы в районе Хампи – это скорее не горы, а очень большие холмы насыпанные из огромных валунов. Геологи скажут, что это останки скал, превратившиеся за миллионы лет благодаря выветриванию в огромные валуны. Индуисты, скорее всего, скажут что тут воевали Боги, отламывая от скал огромные камни и бросая их друг в друга... Поклонники альтернативной истории, наверняка, будут утверждать, что тут использовалось страшное оружие древних, сверкающее «как тысяча солнц!».
Надо сказать, что одна из особенностей Индии заключается в том, что находясь на этой древней земле, начинаешь гораздо охотнее верить в возможность последних двух версий, а не в научные утверждения геологов и историков.
Храм Ханумана расположен на самой высокой горе в районе Хампи. У подножия горы протекает река, снабжающая водой рисовые поля и окрестные деревни. В то время мост через реку только строился, и нам пришлось преодолеть ее на челноках, почему-то напомнивших мне челнок юнги Джима из «Острова сокровищ». Правда, Макс преодолел эту преграду вплавь.
От подножия горы на самый верх к храму ведет бесконечная лестница, на ступенях которой к нам пристал местный мальчишка, сказавший, что его зовут Хануман. Несмотря на все наши попытки отделаться от него, Хануман навязался нам в гиды. Был уже вечер, и жара спала, но подъем на гору оказался настолько активным, что вся наша легкая одежда промокла от пота.
Знаменитый, но небольшой храм на вершине мы осмотрели довольно быстро и побродив по вершине, часть нашей группы решила вернуться в хостел и провести ночь там. А другая часть, во главе с Максом, решила остаться на горе и провести ночь в храме или камнях рядом с ним. По дороге на гору кто-то несколько раз предупреждал нас о том, что оставаться на горе на ночь официально запрещено. На что Макс сказал нам примерно следующее: «Вы как хотите, а я останусь, можно спрятаться где-то и появиться в храме уже когда стемнеет, челночная переправа уже перестанет работать, и выдворить нас от сюда до следующего утра будет невозможно».
Но, все оказалось гораздо проще... Мы поговорили с пузатым бородатым брахманом, служащим в храме, и он без проблем разрешил нам остаться. Конечно, мы отблагодарили его каким-то незначительным количеством рупий. Он взял их с благодарностью и засунул под засаленный матрас, служащий ему местом для сна и отдыха. Когда он приподнял этот матрас, я понял, что храм не бедствует и посетители частенько остаются тут на ночь (какие-то деньги там уже были).
Стемнело быстро, и в храме началась служба. Наш гостеприимный пузатый брахман и его ученик зажгли свечи под изображениями Ханумана и других богов, развешанных на стенах храма и отчаянно напоминавших мне страницы, вырванные из детского журнала «Мурзилка». Всю пуджу в храме я наблюдать не стал. То ли почувствовал себя неудобно, вторгаясь в чужое священное пространство, то ли еще что-то... Я вышел на гору, а в небе уже висела полная луна, такая яркая, что можно было без фонаря прыгать по камням, не рискуя свернуть себе шею.
А в храме загремели барабаны и зазвучали древние мантры. Ритм и энергия льющаяся из храма на гору и спускающиеся вниз в долину были совершенно невероятными. Я ясно понял, что звучит что-то действительно древнее и настоящее, что-то призывающее к смелости и действию, что-то не оставляющее место сомнениям и страхам...
«Когда в небе гремят барабаны грома...», а ты бродишь по горе под полной луной размышляя, есть ли в Мире большее наслаждение?
Когда пуджа закончилась, нас пригласили разделить простую еду, приготовленную на огне. Это был рис с какой-то подливкой и масала-чай, а может быть просто вода, я уже точно не помню. Потом мы бродили по горе, обсуждали увиденное и услышанное, смотрели на освященные луной деревни и реку, раскинувшиеся под горой.
Ночью стало прохладно, а потом и холодно... Кто-то уже лег спать в самом храме, кто-то около него. Тут я обнаружил, что наш гид Хануман взял мой йоговский коврик, расстелил его на камнях перед входом в храм и уже спит. Пришлось утеплиться, одев доги, захваченное с собой для утренней тренировки на горе и кое-как провести ночь на камнях. Это был единственный случай, когда я спал в доги.
Примерно в 4.30, еще в полной темноте, в храмах расположенных внизу в деревнях, начали звучать молитвы... «Наш» храм на горе почему-то молчал, наверняка, тихая служба проходила внутри.
Восход был невероятно красив.
Мы успели снять вот это видео. Как же я жалею сейчас, что у меня не было тогда хорошей камеры и я не умел снимать, так как умею сейчас, да и не могу я сейчас найти исходное видео в хорошем качестве.
Весь наступивший день мы бродили по храмам некогда могущественного княжества Виджаянагар, а вечером на силп-басе отправились обратно в Гоа. Кабина водителей автобуса была наглухо закрыта деревянной дверью, а из их окна, как из выхлопной трубы периодически вырывались клубы травяного дыма...
Несколько лет спустя, просматривая фильм «Миф» c Джеки Чаном, я неожиданно для себя увидел, что действие разворачивается на «нашей» горе Ханумана, около «нашего» Храма… плюс ко всему Джеки Чан сталкивается с индийскими боевыми искусствами и йогой, которые стали для меня, после всех наших приключений, предметом искреннего интереса и источником вдохновения. Пустяковое совпадение, НО очень приятно!
«Когда в небе гремят барабаны грома...»
Авторский проект Вадима Дормидонтова