Йога для бойца. Почти окончательный анализ
Настоящий бум йоги, случившийся в России с началом нынешнего века, в последнее время как-то поутих. В течении последних десяти с небольшим лет возникали различные проекты и тренировочные системы, объединяющие практику йоги и боевых искусств, многие известные мастера (В. Фадеев, М. Дедик, С. Бадюк, Л. Гатовский, В. Миньков и другие) в различных интервью рассказывали о своем опыте в йоге и своем понимании того, что такое йога для бойца. Накоплен большой практический опыт, многие из этих материалов можно найти в сети. Несмотря на это, на мой скромный взгляд, осталась незамеченной взаимосвязь между одним очень известным в кекушинкай упражнением и одним не менее известным упражнением из йоги. Возможно, анализ и понимание этих упражнений помогут нам ответить на вопрос о том, что же такое йога для бойца.
Перед тем как непосредственно перейти к анализу этих упражнений, наверняка будет не лишним немного углубиться в историю и теорию, сделав несколько отступлений.
Отступление первое. Что же такое йога?
В современном мире йога изменилась достаточно сильно. Чтобы не писать слишком много, сравнивая ЙОГУ и йогу, достаточно взглянуть на эти фотографии...
Поэтому, прежде чем говорить о йоге для бойца, необходимо определить само понятие ЙОГА. На мой взгляд, наиболее исчерпывающее определение дано в книге Е.А. Торчинова «Религии мира. Опыт запредельного» (привожу цитату с некоторыми сокращениями):
В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях и одном второстепенном, хотя, быть может и первичном. Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения – «освобождение» (мокша, мукти, кайвалья, нирвана и т.п.). В этом смысле йога характерна для всех религий традиционной Индии, почему и можно говорить об индуистской йоге, буддистской йоге, джайнской йоге и т.п.
Во втором, более узком смысле, это слово употребляется для обозначения одной из даршан ортодоксальной индуистской философии. Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах».
И наконец, в третьем, второстепенном значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности.
Исходя, из приведенной выше цитаты, понятно, что так или иначе, практики йоги должны вести к определнным изменениям в состоянии сознания практикующего. Одно из определений йоги, данное в Йога сутрах гласит: «Йога есть успокоение неконтролируемых колебаний сознания».
Как же все это связано с разнообразными физическими упражнениями, практикуемыми в йоге?!
На мой взгляд, простой ответ может быть таким: если в результате выполнения какого-либо комплекса упражнений, занимающийся выравнивает, успокаивает, упорядочивает состояние своего сознания, то такое занятие можно считать занятием йогой, или хотя бы первым шагом на этом пути.
Именно на этом уровне йога доступна для большинства занимающихся, небольшое количество практикующих идет дальше.
Боец тоже учится контролировать свое сознание, именно поэтому многие бойцы видят в йоге родственный вид искусства. Но часто, углубляясь в практику йоги, бойцы сталкиваются с тем, что сочетать бойцовские тренировки и йоговские практики непросто. Сложности возникают и на уровне тела, и на уровне сознания или, говоря проще, на уровне эмоционального состояния. Таким образом, сразу возникает вопрос методики.
Но, раз все так сложно, может быть вообще не нужно смешивать столь разные, на первый взгляд, вещи?! Этот вопрос каждый решает сам для себя, и ответ будет зависеть в первую очередь от того, зачем вы практикуете боевые искусства и йогу, на каком этапе этого пути вы находитесь и чего в итоге хотите достичь.
И тут, наверное, к месту будет небольшое отступление о месте йоги (или упражненеий, пришедших из йоги) в... бразильском джиу-джитсу и индо-иранской борьбе Кушти.
Отступление
второе – для сомневающихся. Йога и
борьба
Просматривая различные материалы о современных борцах бразильского джиу-джитсу (BJJ), нередко можно встретить информацию о том, что они используют в своих тренировках какие-то упражнения (практики) из йоги. Интересно, что это скорее всего не просто веяние времени, а такое же наследие клана Грейси, как и само BJJ. В документальном фильме, посвященном истории BJJ, есть очень интересный фрагмент, когда Карлос Грейси (1902-1994, основатель BJJ в семье) демонстрирует упражнения, очень напоминающие йогу.
К сожалению, этот фрагмент никак не прокомментирован в фильме. Что можно предположить? Карлос Грейси был учеником знаменитого японского бойца, мастера дзю-дзюцу и дзю-до Мицуе Маэда (1878-1941).
Для физической подготовки в дзю-дзюцу и дзю-до используется большое количество различных гимнастических и акробатических упражнений. Возможно, такая система подготовки была передана Маэдой Карлосу Грейси. Очень уж то, что делает основатель BJJ напоминает упражнения уличных акробатов (Борцов? Гимнастов? Ниндзя?) с известной гравюры Хокусая.
Вероятно, что это были личные наработки Карлоса Грейси, ему уж точно нельзя отказать в новаторстве и способности использовать все лучшее и работающее. Возможно, он был знаком и с йогой.
Конечно, внешнее сходство гимнастических и йоговских упражнений – это еще не повод называть первые йогой, но... Есть вот такая фотография кого-то из мастеров из клана Грейси (боюсь наврать кто именно на этой фотографии, может быть читатели сайта подскажут?), а это уже без сомнения йога.
Интересно, что в индо-иранской борьбе Кушти молодые борцы исполняют все те же гимнастические и акробатические элементы (плюс, конечно, много других), что и на знаменитой гравюре Хокусая, в том числе с использованием веревок, канатов и столбов.
Я умышленно не называю эти упражнения йогой, так как внешнее сходство явно недостаточный критерий для того, чтобы делать такие выводы. Но все же.
Отступление третье.
Загадочная йога Шри Кришнамачарьи
Шри Кришнамачарья (1888-1989 гг) стал ключевой фигурой, сыгравшей огромную роль в росте популярности йоги в самой Индии и за ее пределами.
Его знаменитые ученики: Б.К.С. Айенгар, П. Джойс, И. Дэви, Т.К.В. Дешикачар, А.Г. Мохан стали основателями всемирноизвестных школ йоги, внешне часто непохожих друг на друга. В разные периоды своей деятельности Шри Кришнамачарья учил йоге по-разному.
Видимо, в майсорский период его деятельности (20-30 годы XX века), в его практике и методике преподавания появился принцип виньяс (динамических связок между асанами). Ученик Кришнамачарьи махараджа Майсора Водеяр старался всячески поддерживать развитие и возрождение национальной физической культуры Индии. Махараджа поддерживал не только деятельность Шри Кришнамачарьи, но и одного из героев того времени профессора физической культуры, возможно первого индийского бодибилдера К.В. Айера.
Махарадж даже финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И этот зал находился рядом со школой йоги Шри Кришнамачарьи.
Также есть сведения о том, что при дворце находилась школа маллов - индийских борцов, в арсенале подготовки которых важную роль играли упражнения, очень напоминающие динамические связки между асанами из йоги Кришнамачарьи.
Современные историки йоги спорят о том, откуда все-таки взялись виньсы в йоге Шри Кришнамачарьи. Было ли влияние идей Кришнамачарьи на методику подготовки борцов и культуристов или наоборот? Заинтересованный читатель легко найдет массу литературы по этому вопросу. Для нас важно, что принцип виньяс сохранился в Аштанга Виньяса Йоге (школе ученика Ш. Кришнамачарьи П. Джойса), эти виньясы очень сильно напоминают данда (индийские отжимания, применяемые в борьбе Кушти).
Вот так выглядят данда, применяемые в Кушти.
А вот так, некоторые динамические связки между асанами, встречающиеся уже в йоговской «разминке» Сурья Намаскар.
Вот базовые прыжки – пробросы ног в Аштанга Виньяса Йоге и один очень остроумный вариант подготовительного упражнения, который равно может быть подготовкой и к йоговским пробросам и к такому базовому гимнастическому упражнению, как спичаг.
Тут необходимо сделать одно замечание, мы не должны забывать о том, что упражнения йоги от упражнений гимнастики отличает в первую очередь не форма, а содержание, не само движение, а его внутреннее наполнение и цель, с которой это упражнение практикуется.
На мой взгляд, попытка такого сравнения – это примерно то же самое, что сравнивать ката спортивное и традиционное, и грань здесь весьма тонкая. В целом, помним, что если упражнение способствует остановке колебаний сознания (концетрация внимания на технике выполняемого здесь первый ключ), то его можно считать йоговским упражнением.
То самое упражнение из системы подготовки в кекушинкай карате.
На мой взгляд, прыжки через палку, являющиеся экзаменационным тестом в кекушинкай, можно считать каратистским аналогом пробросов ног в Аштанга Виньяса Йоге.
Да, я вижу разницу, но я вижу и общее... Эти упражнения требуют схожей комбинации качеств. Чтобы их выполнять правильно требуется гибкость, сила и координация. Да, каратисткий вариант гораздо более взрывной и «агрессивный», чем йоговский, но именно поэтому он может стать проблемой для возрастных бойцов и даже явиться причиной травм. Йоговский вариант более мягкий, но также требующий силы, гибкости, координации и развития в первую очередь «центра», кора или «хара», если вам так больше нравится.
Интересно, что похожее упражнение в упрощенном варианте можно увидеть в системах подготовки самых разных представителей единоборств. Вот вариант подобного прыжка в исполнении одного из героев «Боевых ботаников» Николая Алексеева (4 дан Сетокан) и фрагмент моего собственного архивного видео (думаю это 1995 год), такие гимнастические связки давал нам в тот период Д.Ю. Котвицкий.
Виньясы очень важны в Аштанга Виньяса Йоге, фактически они являются компенсацией к экстремальному развитию гибкости, свойственному этой системе. Виньясы собирают все тело воедино, уберите виньясы, уберите пробросы, оставьте только гибкость и резко возрастет опасность травм, да и вся система развалится.
Йога для бойцов
Таким образом ответ на вопрос, что же такое йога для бойцов, оказался достаточно простым. Это такая йога, где наряду с освоением статических асан, наряду с растяжкой и расслаблением присутствуют силовые элементы, возможно пришедшие в йогу из практики боевых искусств (а возможно и наоборот).
Занятие только статическими асанами с акцентом на развитие гибкости и расслабление очень сложно вписать в плотный тренировочный бойцовский график. Грамотное сочетание статики и динамики снимает подобные проблемы.
Кроме того, сама по себе работа над виньясами и пробросами, может оказаться серьезным вызовом для возрастных поклонников боевых искусств, поможет постепенно развить необходимые гибкость, силу и координацию, что в свою очередь является фундаментом для дальнейшего совершенствования. А концентрация внимания, необходимая для качественного выполнения этих техник является ключом к более серьезной работе.
Конечно, йога для бойца (как и йога вообще) должна быть сугубо индивидуальной практикой. Но, в целом, можно сказать, что бойцам не требуется такого экстремального развития гибкости, как в Аштанга Виньяса Йоге, а вот сами виньясы могут оказаться очень даже полезным упражнением.
Вариант практики, разработанный в системе Будокон К. Шейна, в этом контексте, выглядит вполне понятным и логичным, хотя и далеко непростым...
P.S. В данной статье мы коснулись в основном физического аспекта практики йоги, за рамками статьи осталось огромное количество вопросов (например, пранаяма и диета в боевых искусствах), именно поэтому это «почти окончательный анализ». Кроме того, йога поистине неисчерпаемая система развития и по мере углубления в нее, понимание может и должно меняться.
Прошло почти 10 лет с момента первой экспедиции Макса Дедика «Кшатра». Моя личная практика за это время сильно изменилась, сейчас я стараюсь заниматься в рамках методики, описанной в этой статье.
Чтобы не быть голословным рискну привести здесь следующее видео.
Авторский проект Вадима Дормидонтова