+13

Предсезонные сборы сэнсэев Ильмова и Курчанина «Домбай 2020»

...Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.

(Ю.Визбор «Домбайский вальс»)

Расположенный на высоте около 1600 метров посёлок Домбай третий год подряд принимал на своей территории тренировочный сбор под руководством ЗТР Евгения Ильмова и ТВК Дениса Курчанина. Как и в прошлые годы, сбор проходил в августе - месяце, когда спортсмены делают предсезонную работу.

Денис Курчанин, Екатеринбург, 4 дан, Бранч-чиф:
«Идея возникла очень давно. С 2011 года, можно даже сказать, десять лет мы занимаемся предсезонной подготовкой сборной команды. Была идея изначально в том, что мы собираемся с тренерами в августе, с какими-то идейными, с друзьями-товарищами, как, например, сэнсэй Ильмов. И готовимся к сезону. Для чего нам это нужно? Это функциональная подготовка спортсменов к предстоящему сезону. С этого момента мы начинаем готовиться к чемпионату России, чемпионату Европы и чемпионату мира. И этот фундамент, который мы здесь закладываем, мы им пользуемся до января. Поэтому август - это очень важный для нас месяц.
И Домбай возник из-за этого».




Евгений Ильмов, Санкт-Петербург, 4 дан, Бранч-чиф:

- Какие у этого сбора были цели и задачи?

- Цели и задачи у сбора немного изменились, потому что из-за карантина огромное число спортсменов вообще не имело возможности работать в парах. Спортсмены утратили набивку, то есть подготовленность тела к спаррингам и полноценной работе в парах. Поэтому мы меняли наши задачи по ходу, уже после того, как увидели, в какой форме находятся спортсмены.
У нас было больше 10 мастеров спорта на сборах. Здесь чемпионы мира, Европы, России среди детей, юниоров и взрослых. Очень сильный состав участников, как и в прошлом году. 
Задачи – работа над сложными скоростными качествами: развитие таких особенностей, как смена направления, быстрая реакция, то есть способность мышцы быстро реагировать. Работа с выносливостью, с силовой выносливостью. Анаэробном режиме, чередуемая с работой в парах, работой на снарядах и так далее. Это определённая система, по которой мы работали на вечерних тренировках.
 
- Расскажите пожалуйста об участниках сбора. Кто может приехать? Какие могут быть ограничения?
 
- Состав участников очень высокий. Здесь присутствуют четырёхкратные чемпионы первенства России и Европы по юниорам, по взрослым. Причём из разных организаций. Мы открыты для всех, мы ничего не скрываем. Этот принцип давно уже осознан: никаких тайн. Всё, что оставишь в себе, всё это потом будет источником разрушения внутри себя. Поэтому мы отдаём все знания, всё, что умеем, что знаем. И за каждого переживаем, неважно, из какой организации, что за спортсмен. Поэтому, и в будущем, в следующем году, мы приглашаем всех желающих на наши сборы.

Ограничения у нас только по возрасту. Мы не берём детей младше 12 лет, по крайней мере, в этом году. Потому что здесь не детский лагерь, и у нас нет возможности уделять достаточно времени младшим поясам. Мы делаем очень сложные задания, которые нужно быстро понимать. Человек, конечно, должен быть с базовым уровнем силы, с базовым уровнем выносливости, чтобы мы не решали проблемы общей физической подготовки, а решали именно специфические задачи. Это основное ограничение.
 
В следующем году, возможно, будет тренер (как было у нас ранее), который будет работать с другими детьми, менее подготовленными. Они будут заниматься совсем в другом режиме. Это, конечно, не тренировки у меня или Дениса Сергеевича. Младшие будут заниматься отдельно.
 
- Какими качествами, какими чертами должен обладать спортсмен, который хочет стабильно побеждать на крупных турнирах?

- Для того, чтобы побеждать на крупных, да и на любых турнирах, нужно иметь огромное терпение. И, конечно, веру. Потому что мотивация и вдохновение – это временные явления, я часто об этом рассказываю. Именно вера в то, чем ты занимаешься, в свой путь, в этот образ жизни, только она способна поднимать человека на тренировку, поднимать его после поражений и так далее. Я верю только в упорный, усердный и ежедневный труд. 

И, конечно, человек должен получать огромное удовольствие от того, чем он занимается. Если система подготовки устроена так, что она представляет из себя страдания, если каждый сезон перед тем, как принять решение продолжать выступать, вы делаете тяжёлый выбор. И если этот выбор состоит в том, что вы понимаете, что ждёт вас на подготовке, если вы не получаете удовольствие в зале, то вы не сможете стабильно и долго этим заниматься. Вы должны любить это.
 
Я всё время сравниваю это с вдохом и выдохом, вы не можете устать дышать. Точно так же для меня является ересью, когда человек мне говорит, что он хотел отдохнуть перед сборами или что-то такое. Для меня это кощунство. У меня сразу опускаются руки, и пропадает желание общаться с этим человеком. Я не понимаю, как можно отдохнуть от того, что ты дышишь, от самого своего любимого дела. 

Если это твой путь, если это то, что ты любишь больше всего, как ты можешь хотеть отдохнуть от этого? Поэтому, если вы обладаете этой верой, этой любовью к тому, чем вы занимаетесь, тогда вы сможете усердно тренироваться. А тот, кто тренируется, тот рано или поздно начнёт побеждать.

- Как изменились результаты спортсменов, благодаря сборам?

 
- Нельзя сказать, что спортсмены изменились именно в результате каких-то сборов. Для этого нужно ставить сложный научный эксперимент с контрольной группой. Нужно, чтобы тридцать человек не тренировались, а тридцать тренировались. Чтобы тридцать тренировались в горах, тридцать - делали то же самое внизу, и тридцать делали что-то другое, и сравнивать их результаты.
 
И всё-таки у нас не бег, где можно измерять скорости или силовые показатели, изменившиеся в результате тренировок. Наш вид спорта очень субъективный, и многое зависит от судей, от пульки. Ты можешь быть великолепно готов, и может быть в результате сборов ты вырос невероятно, но ты попал на спортсмена, который тебя сильнее. Или у тебя в этот день был понос, или золотуха, и ты можешь проиграть несмотря на то, что результат какого-то подготовительного процесса был очень силён. К сожалению, в нашем виде спорта очень тяжело сказать, как изменились результаты.

Но у нас есть данные, что из тех, кто в прошлом году побывал на сборах в Домбае, почти тридцать человек, стали призёрами соревнований самого высокого уровня. Это чемпионаты и первенства России, Европы и мира. Ребята почти тридцать титулов завоевали на турнирах, благодаря сборам, или вопреки, это уже можно рассуждать. Но мы уверены, что наши сборы – это огромный вклад. Например, Константин Коваленко, говорит, что после Домбая около полугода он совершенно иначе чувствует себя на тренировках внизу, в городе.



- Типичный день, режим, расписание?

- Мы тренируемся традиционно уже много лет. У нас три тренировочных дня, четвёртый – выходной. В этом году будет проще, чем в прошлый. Потому что в прошлом году у нас была ещё отдельная сборная, которые тренировались по сложному графику. У них был определённый цикл на взрывную силу, очень сложный, и они вообще тренировались по специфическому расписанию.

В этом году всё просто. Первая тренировка - это пассивная растяжка, именно в пассивном режиме. Можно назвать это простой йогой, без заумий, без всего того, на что требуется огромное время, чтобы ходить на йогу. Мы работаем по программе RONWOD, которая разработана для спортсменов, работающих в силовых и скоростно-силовых видах спорта. И мы делаем именно те упражнения, которые необходимы: это лодыжка, колени, бёдра, ягодицы, низ спины, плечевой пояс, позвоночник. Короткие тренировки, примерно двадцать минут пассивной растяжки.

И мы всегда завершаем 10-минутной медитацией, мы даём возможность ребятам, может быть впервые за год остаться наедине с собой, со своими мыслями, тишиной. И это тоже обязательная часть. В выходной день у нас тоже есть эта тренировка-растяжка, но более длинная – около 40 минут. Это происходит в семь утра, в это время уже светит солнце, хоть и прохладно, но есть все условия.

Вторая тренировка после завтрака, она посвящена скоростно-силовым качествам. К концу трёхдневки это может быть и тренировка на скоростную выносливость, или на силовую выносливость. На стадионе или наверху в горах. Первую трёхдневку мы, конечно, не поднимаемся, но потом уже начинаем потихоньку подниматься наверх. Чаще всего мы пытаемся разделить на день рук, день ног и смешанный день, но иногда все эти задания могут быть в одной тренировке.

Вечерняя тренировка – это работа в парах и работа на снарядах. Это проходит по определённым схемам. Мы прорабатываем те энергетические системы, которые необходимы именно в бою кёкусинкай, и прорабатываем их с использованием наших стандартных инструментов – работой на снарядах, а вместо отдыха мы используем работу в парах в свободном режиме. За эту часть отвечает Денис Сергеевич Курчанин, он уже не первый год готовит чемпионов высочайшего уровня, поэтому здесь у нас полное доверие.
 


- Самая тяжёлая и трудная тренировка, которую вы запомнили.

- Это тренировки в Японии, учидэси-гэйко, когда тело уничтожается полностью. Это тренировки по функциональной подготовке у второго тренера, который работал с Борисом Глущенковым. С ним был тренер по лёгкой атлетике. Иногда на стадионе мы делали вещи, которые в то время для меня были очень тяжёлыми, я тяжело их переносил.

У меня был период в жизни, когда я хотел попробовать слова Масутацу Оямы «тренируйся больше, чем спишь». В течение где-то двух недель мы с несколькими ближними учениками выдержали такой режим. Кстати, Лена Воробьёва в этом участвовала, будучи школьницей. Мы попробовали тренироваться, чтобы было больше, чем спишь, мы выбрали восемь часов тренировок. Тогда ещё были не тяжёлые тренировки, мы тогда ещё не знали, как тренироваться тяжело, мы просто делали ката, кихон, били подушки, просто набирали восемь часов. Нам было тяжело просто психологически, потому что первую тренировку мы делали в пять утра.

- Как на вас повлиял этот опыт, как на наставника?

Опыт самых тяжелых тренировок повлиял на понимание, что такое предел, что такое работать на пределе, и что такое выйти за предел. Теперь я могу видеть, когда всё это происходит у учеников. И могу ценить и уважать их за то, что они «там» побывали.

- Пять самых крутых бойцов киокушина по версии Евгения Ильмова.

- Очень тяжело сказать. Я восхищаюсь очень многими, и за многими следил. Начиная с четвёртого чемпионата мира, когда киокушин стали высокотехничными. Конечно, канчо Мацуи - полный восторг. Манера драться и напористость Кендзи Мидори, Цукамото, упорство Кунихиро Сузуки, который взял своё. Мне очень нравился Тору Окамото, тогда ещё из ИКО-2. Очень много бойцов. Хаджиме Казуми, Кэндзи Ямаки... Что касается японских бойцов.

Конечно Тариел. Совершенно невероятно одарённый боец, потрясающие вещи делал. Очень нравился Франческо Филио, хотя наверное его физические данные немножко нивелируют моё восхищение им. Глаубе Фейтоза мне очень нравился.

Бьющие японские бойцы - редкость, в последнее время их вообще почти не стало. Был период на грани VIII и IX чемпионата мира, например, Осаму Шиоджима, Ацуши Кадои - мне очень нравились по своей манере, и Рю Нарушима, конечно.

Говорить, кто самый крутой боец - это немножко обывательский подход. И зная, что за внешней картинкой, которую мы видим на соревнованиях, стоит колоссальный ежедневный труд, то каждый боец вызывает восхищение и уважение. Я знаю, что такое выходить на татами год за годом, и что за этим стоит огромный-огромный труд, способность не сдаваться, терпеть. Не хотелось бы формулировать пять самых крутых, десять самых крутых. Каждый, кто появляется на татами, уже сам по себе вызывает огромное уважение.



- Что, в общем, может мешать в работе тренера, а что помогать?

- Самое страшное в работе тренера, тренера именно не такого, который просто ремеслом занимается, а тренера высоких достижений – это выгорание. Это основная проблема в этой профессии. У нас вообще об этом не говорят, но в западной спортивной науке известен процент, известно сколько людей прекращают тренировочную работу. Потому что огромное количество тренеров настигает выгорание, когда тренер больше не может качественно выполнять свою работу в силу определённых причин.

На мой взгляд, для меня самое болезненное, и то, что меня больше всего разрушает - разочарование учениками. 
Ведь эта связь между учителем и учеником, она возникает не сразу, не в тот момент, когда он пришёл в зал. Она возникает на определённом этапе, когда тренер начинает верить в ученика, и возникает некая связь. Очень сильная, глубокая связь. И в этот момент или позже, когда происходит разочарование, когда ученик по тем или иным причинам не может реализовать надежды тренера или какую-то веру тренера, веру учителя, и разрыв этой связи – самое болезненное. И разочарование от того, что ты во что-то верил – самый сильный удар по тренеру. Мне кажется, это самый быстрый путь к его выгоранию.

- Пожелания нашим читателям в межсезонье.

- Основное пожелание читателям в межсезонье – это, конечно, не попадать в стандартную ловушку. У вас есть некое представление, о том, как должна выглядеть тренировка. И вы можете тренироваться или так, или никак. И в эту ловушку попадают все, и даже я в неё попадаю. Вот сделал операцию на колено, и лежишь несколько недель, думаешь, что ничего не можешь. А ты же можешь, например, отжиматься или ещё какие-то вещи делать. 

Мысль такая, это не моё сравнение. Представьте себе ручку громкости. И если ваша самая крутая тренировка - это ручка, выкрученная на десять, то большинство людей может тренироваться или на десять, или никак. Но вы забываете, что можно тренироваться на три, на пять, на семь. И это очень важно понимать.

Если представить какую-то страшную ситуацию: например, болеет ваш отец, и вы сидите в больнице с утра до вечера рядом с его кроватью, и вы думаете, что вы не можете в это время тренироваться. Но вам ничего не мешает выйти в коридор, и четыре минуты сделать отжимания по протоколу табата. Будете ли вы в хорошей форме? Нет! Сможете ли вы сохранить высокую подготовленность? Нет! Но вы точно не потеряете, вы точно продержитесь на каком-то уровне. Даже четыре минуты, даже два квадратных метра места способны дать вам возможность потренироваться и держать себя в какой-то умеренной форме.

Поэтому не может быть никогда никакого внутреннего оправдания. Не обманывайте себя, что некие внешние обстоятельства не позволяют вам сейчас тренироваться. Да, вы не можете тренироваться как раньше, но вы можете тренироваться как-то.  Пожалуйста, не попадайте в эту ловушку - в любых условиях вы можете хоть немного тренироваться, и это не позволит вам окончательно потерять форму. И вы сможете или держать себя в форме, или дождаться того момента, когда сможете сделать свою ручку громкости на полную.

Всем спасибо, Осу!



Константин Коваленко, Екатеринбург, 2 дан:
«Самые положительные впечатления от сборов. Мы уже третий год ездим на эти сборы командой Екатеринбурга.
Очень крутой пейзаж на тренировочных площадках. Все ребята из разных городов очень сдружились, и более опытные подзаряжали младших на тренировках. Молодые же, в свою очередь, тянулись за старшими участниками сбора. Каждый день у нас была крутая конкуренция в хорошем смысле этого слова.

Каждая тренировка была по своему запоминающаяся! Денис Сергеевич и Евгений Александрович очень круто подготовились к тренировочному процессу. Я думаю, что данные сборы отлично подготовили всех ребят к предстоящему соревновательному сезону».


Интервью сэнсэя Д.С.Курчанина о сборах в Домбае






Запись на УТС «ДОМБАЙ 2021" начнется в феврале на специально созданном для этого сайте. Дополнительная информация:
+79213334199 | dombay2020.bitrix24.site
Автор:
+13

Добавить новость