Кэндзи Наката: цигун и каратэ, дух боевых искусств в возможности боя без правил, в поиске основы основ

Кэндзи Наката – мастер каратэ, который признается, что все больше и больше сосредотачивается на энергетическом аспекте цигун. Китай и Япония, эффективность и благополучие, удары и дыхание – какую связь он устанавливает между этими мирами, между этими разными подходами? Сэнсэй стремится сочетать простоту и глубину, о чем он сам рассказал в интервью Sen No Sen и ffkarate, перевод предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.



Наката начинал с сито-рю каратэ

Кэндзи Наката: «В университете именно этот стиль я открыл для себя вместе с моим сэмпаем Нино Сатору, благодаря которому я в итоге и прибыл во Францию. В конце концов, каратэ есть каратэ. Есть, конечно, различия в стойках, модуляции по отношению к скорости, в объеме движений. Сито-рю предпочитает короткие движения. Но все эти разработки исходят из деревень Окинавы. Мастер Мабуни, создатель сито-рю, сам учился у двух великих мастеров, Анко Итосу и Канро Хигаонны, которые были наследниками китайских мастеров, особенно направления “Белого журавля” и других стилей Южного Китая, характеризующихся работой чередующихся стилей. Cокращение-расслабление, быстрые и фиксированные движения, дыхательная работа. Сейчас я все больше и больше сосредотачиваюсь на цигун и энергетическом измерении, которое является основой всего».

Как практика цигун может способствовать практике каратэ?

Кэндзи Наката: «Я отвечу по-другому. Без каратэ я бы не понял цигун. И я думаю, что это верно для любого стиля каратэ. Они несут в себе все основы этого энергетического исследования. Чтобы попытаться объясниться, я бы сказал, что основная цель – это телесная связь. Тело как веревка, чтобы ею пользоваться – нужно ее растянуть. Она становится твердой и прочной, и мы можем даже использовать ее как оружие, если нам понадобится сила. Веревка провисает, если ее не натянуть. Энергия невидима, но она постоянно циркулирует в организме. И мы можем собрать эту энергию и заставить ее взорваться движением».

Что лежит в основе этой практики? Как прийти к ней?

Кэндзи Наката: «В Японии существует традиционная работа с дыханием под названием “кокю хо” – это управление вдохом и выдохом. В нашей практике мы обычно должны различать три части напряжения тела: голову, грудь и низ живота. Мы знаем основы: вам нужно научиться очищать голову, уметь расправлять плечи и расслаблять их, а также переводить дыхание на вентральный уровень. Это условия эффективности. Если в теле сохраняется слишком сильное напряжение, равновесие отсутствует, а движения становятся слабыми».

Как использовать контроль вдоха и выдоха в боевых искусствах?

Кэндзи Наката: «Вообще, именно на выдохе мы можем сконцентрировать энергию. Когда вы сосредотачиваетесь на выдохе, вдох становится естественным. Это простые вещи, которые мы все знаем интуитивно или теоретически, но которые требуют обширных знаний. В бою выдох позволяет сильно контролировать энергию. Выполнять движение необходимо на выдохе. Вдох – это момент хрупкости, уязвимости. Если вы умеете долго выдыхать, не отклоняясь от естественного дыхания, вы находитесь в лучшей ситуации, чем противник. В боевой обстановке время вдоха – это время уклонения, время подготовки к предстоящей атаке».
 


Что вы предлагаете ученикам на тренировках?

Кэндзи Наката: «Я стараюсь дать своим ученикам возможность вернуться в стойку, а дыхание является основой. Вы должны начать с осознания этого, но обычно это не так. Мы также не осознаем, в какой степени все, что мешает – болезнь, страх перед сценой или любая эмоция –имеет тенденцию укорачивать цикл дыхания, что способствует ослаблению. В области боевых искусств и спорта в целом мы много говорим о контроле над эмоциями, и существует множество методов достижения этого, которые часто показывают, что это сложно! С моей точки зрения, хорошая осанка и хорошо регулируемое сознательное дыхание являются основой в поиске эмоционального контроля».

Вы говорите об осанке в сочетании с дыханием, связью с телом, что вы под этим подразумеваете?

Кэндзи Наката: «Хорошая осанка, когда вы находитесь на близкой дистанции, – это правильное использование веса. Именно это позволяет вам уловить силу, исходящую от земли, и произвести хорошо продуманное действие, которое будет течь свободно, плавно, в гармонии с вашим собственным дыханием. То, что я говорю, просто, но это долгий путь. У меня есть ощущение, что я делаю успехи в этой области, что меня радует, например, в декоординации левой и правой руки, не теряя при этом естественности и общей связи».

Учитывая ваш опыт, какой фундаментальный интерес вы находите в этой работе?

Кэндзи Наката: «Спасибо за эти вопросы, заставляющие задуматься. Мне семьдесят четыре года, и врачи при мне остаются без работы. Боевые искусства – это моя жизнь, и чтобы продолжать жить, нужно начать с поддержания своего здоровья. Здоровье позволяет нам продолжать заниматься тем, что доставляет нам удовольствие. Мне очень нравится преподавать, а в моем возрасте это еще интереснее. У меня такое ощущение, будто я иду с завязанными глазами. Я ищу, потому что, если мы не ищем, мы ничего не делаем, и все прекращается. Заниматься боевыми искусствами также означает выходить на улицу, даже когда холодно, и регулярно видеть себя таким, какой вы есть. Мы следуем своему личному пути, и это приятно».



Могли бы вы сказать, что вы все еще занимаетесь боевыми искусствами и ищете эффективности?

Кэндзи Наката: «Конечно! Поиск эффективности и освоения техник – это тоже удовольствие, которое меня не покидает. Дух боевых искусств – это не спорт. Это возможность боя без правил, каким бы этот бой ни был. Сражайтесь всеми своими средствами. Удары пальцами, при необходимости, по жизненно важным точкам. Боевой дух готов к встрече лицом к лицу, и эта подготовка, которую мы проводим в нашей практике, дает форму власти, которая позволяет нам управлять ситуациями вокруг нас. Но мы хорошо знаем, что враг редко бывает другим. Наша практика приближает нас к людям, чем больше мы учимся с ними бороться, тем больше мы любим людей».

Так кто же тогда является врагом?

Кэндзи Наката: «Вы это хорошо знаете, мы часто это повторяем. Единственный враг практикующего, каждого из нас – это мы сами. Если бы мне пришлось определить свой метод, я бы сказал, что он позволяет нам эффективно бороться, прежде всего, с врагом номер один в мире, который бросает вызов всем нам: с нашей собственной тревогой. Столкнувшись с тем, что мы чувствуем, мы должны научиться концентрироваться на том, что происходит внутри нас. Мы должны спросить себя, что мы на самом деле пытаемся преодолеть. Есть внешняя практика, но и в себя надо копаться. Регулярная практика медитации позволяет увидеть себя и успокоиться. Это также способ проведения и укрепления работы жизненно важной связи».

Как вы поддерживаете своих учеников, каждого на своем уровне?

Кэндзи Наката: «Цигун – это система, в которой каждый получит свой опыт, используя его по-своему. Вам предстоит принимать различные ритмы, слушать и обмениваться ими, что является частью удовольствия учителя. Без этого отпускания мы быстро становимся гуру. Главное – позволить путешествиям состояться, доверяя практике. В любом случае ярлыков ни для кого нет. Самое главное... повторять одно и то же. Любой технике можно научиться за три года, если у вас есть основы. Но прочный фундамент – это нечто другое. Мы начинаем с основ и продвигаемся вниз, ища основу основ. Вплоть до самого необходимого».


В материале использованы фото Орельена Мориссара (ffkarate)

Добавить новость
Летняя Школа РНФКК - 2024