Морган Дачесни – об этике и коммерции в боевых искусствах

Если бы мастера каратэ начала XX века попали в современное додзе, они не узнали бы в происходящем там ни каратэ, ни какого-либо боевого искусства. Об этом в своей статье об этике и коммерциализации в боевых искусствах для Shotokanmag заявляет канадский сэнсэй Морган Дачесни.


 
Нормализованная коммерциализация боевых искусств (Будо) может заставить амбициозного инструктора решать этические проблемы и динамику компромисса. Это особенно относится к любому, кто ищет финансовой выгоды от соревнований по боевым искусствам как самого плодотворного аспекта Будо. Вопреки распространенному мнению, публичное обучение боевым искусствам – явление сравнительно недавнее.
 
Для наглядности привожу пример окинавского каратэ, ранее называвшегося Тэ, Тоуди и Кенпо. До преобразующей реставрации Мэйдзи в середине XIX века все японские/окинавские боевые искусства были прерогативой аристократии, военных и гражданских правоохранительных органов. Новый термин Будо постепенно пришел на смену старому слову Будзюцу; раньше использовался для описания элитных боевых искусств и тактики правоохранительных органов. Например, многочисленные школы боя на мечах в феодальной Японии были закрыты для всех, кроме класса самураев.
 
Будо относится к «пути» боевых искусств, это общий термин для описания тонкого баланса физических, философских и моральных аспектов в современной японской семье пересмотренных боевых искусств, которые были модифицированы для широкой публики как культурный отдых и спорт. Популярным примером является боевой вид спорта дзюдо как более мягкая версия дзюдзюцу. Трансформация японского будзюцу в будо эпохи Мэйдзи также повлияла на Китай и Корею – двум нациям суждено было испытать японское доминирование. В случае с Кореей, это повлияло на характер современного искусства таэквондо.
 
Например, в довоенный период на Окинаве практика и обучение боевым искусствам проводились в частном порядке среди мужчин из элитных семей. Массовые разрушения и экономический крах, вызванные войной, побудили окинавских мастеров коммерциализировать упрощенную версию своего сложного искусства для оккупационной американской армии после того, как в начале 1950 года был снят запрет генерала Макартура на боевые искусства.
 
Американские солдаты и морские пехотинцы не знали, что они изучают базовую систему каратэ, которой обучают окинавских школьников в виде групповых упражнений. В детской версии намеренно удалены уроки боевых искусств, усиленные ката или симуляция одиночного боя. И создание новых ката, и отсутствие боевого контекста вдохновили на бессистемные интерпретации, которые сохраняются в сегодняшних додзе. Неудивительно, что эти окинавские эксперты, прошедшие обучение в Китае, не раскрыли посторонним свою смертоносную систему Кюсе-дзюцу или точечные бои. Они руководствовались культурной гордостью, этическими соображениями и естественным недовольством иностранцами, оккупировавшими их древнюю родину.
 
Если бы окинавские мастера каратэ начала XX века волшебным образом были перенесены в коммерческое додзе 2021 года в Канаде, они вряд ли признали бы происходящее перед ними настоящим боевым искусством. Их опасения выходят за рамки простого и публичного характера учебной среды, и они вполне могут быть озадачены мотивами и философскими убеждениями преподавателей. Вопросы этики и компромисса также могут возникнуть у них, когда они заметят умную тактику рекламы и продаж в боевых искусствах.
 
Все чаще многие учителя чувствуют себя свободными в коммерческой деятельности, опираясь на смелую рекламу, включающую гибкие интерпретации буддизма и даосизма. Это создает противоречия и когнитивный диссонанс, поскольку традиционные азиатские боевые системы обычно опираются на глубокие духовные и философские концепции, такие как настойчивость, жертвенность, терпение и взаимное уважение. Последние понятия, хотя и не противоречат коммерческому успеху, были разработаны для других целей.
 
Таким образом, чрезмерная гибкость может стереть грань между твердой реальностью и коммерческой целесообразностью. Неуловимое нарушение технических и этических стандартов в конечном итоге сводится к минимуму благодаря значительной финансовой выгоде. К сожалению, тщательное следование древней духовной философии может восприниматься как эксцентричное или даже глупое, если такого практикующего сравнивать с тем, кто использует целесообразные методы для создания цепочки коммерческих школ по принципу франчайзинга.
 
К счастью, широко информированный идеализм может улучшить этические взгляды и увеличить вероятность пожизненного участия в боевых искусствах. И наоборот, использование утилитарной целесообразности предлагает легкое оправдание любой схемы и обеспечивает слабую основу для постоянства. Преобладание и нормализация необдуманного компромисса и целесообразности делает такой курс еще более заманчивым для тех, кто существует в иерархических социальных структурах, где вознаграждение и наказание являются постоянной организационной динамикой под капризным руководством.
 
Хотя азиатские боевые искусства сейчас распространены повсеместно, все нации и коренные народы с военной историей разработали сложные боевые системы, подкрепленные духовными или религиозными убеждениями. Например, боевые искусства коренных племен Северной Америки, наряду с народами Древней Греции, Рима и Индии, – все они отличались глубоким духовным и этическим измерением.
 
Известный тренер по смешанным единоборствам (ММА) Грег Джексон в июньском/июльском выпуске журнала Black Belt Magazine за 2015 год высказал следующие комментарии о ценности добавления традиционной мудрости Будо к ММА:
 
«…традиционное искусство учит всем тем нематериальным вещам, которые так важны для общества, – таким вещам, как уважение, смирение и уместное применение насилия. Я чувствую, что как бойцы смешанных единоборств мы отошли от этого и нам нужно вернуться к этому. Мы должны понимать, что традиционные боевые искусства могут многому нас научить. Чтобы смешанные единоборства выжили, они должны быть социально жизнеспособными».

Вдумчивые замечания Джексона были сделаны в контексте общественных заблуждений о ММА, возникших из-за негативного поведения нескольких известных спортсменов после огромного коммерческого успеха и мировой популярности этого вида спорта. Возможно, мир ММА приближается к зрелому третьему уровню организации Шу Ха Ри – концепции Будо о трех стадиях развития жизни.
 
В своей статье «Влияние современного маркетинга на боевые искусства и культуру традиционных боевых искусств» Джозеф Д. Макнамара пишет:
 
«Маркетинг переосмыслил роль инструктора боевых искусств. Инструкторы по боевым искусствам не имеют семейной или культурной основы обучения в Соединенных Штатах. Это совсем другая бизнес-среда, чем древние практики инструкторов поколений. В результате маркетинг стремился закрепить опыт потенциальных преподавателей в сознании студентов…»
 
Некоторые инструкторы считают, что школы и организации боевых искусств должны собирать достаточно денег только для покрытия операционных расходов. Эти пуристы считают намеренное стремление к прибыли оскорблением духа Будо; что в конечном итоге приведет к этическому и техническому компромиссу. Эта модель включает в себя школы, где инструктор зарабатывает на жизнь в другом месте, а школа работает как кооператив. Такие организации Будо часто используют государственные школы и общественные центры, чтобы минимизировать затраты и стимулировать участие учеников с низкими доходами, которые не могут платить более высокие ставки в полностью коммерческих клубах. По иронии судьбы, им часто приходится конкурировать на этих общественных форумах с франчайзинговыми организациями, предлагающими инструкции по выгодным ценам в целях связей с общественностью.
 
Учитывая эти факторы, все еще возможно получить этическую выгоду в качестве инструктора боевых искусств, если он расскажет студентам о реальности боевых искусств и преимуществах терпеливого, методического обучения. Лучшие преподаватели рады видеть, что ученики охотно изучают мир боевых искусств, включая соревнования и публичные демонстрации. Соблазнительно представить свое искусство как превосходное и всеобъемлющее или даже отговорить студентов от расширения своей технической базы посредством перекрестного обучения другим дисциплинам. Это искушение особенно сильно, когда человек финансово зависит от доходов от боевых искусств и хорошо развитого «бренда», призванного удовлетворять любые потребности.
 
Как отметил Макнамара, наша потребительская культура побуждает людей относиться к боевым искусствам как к бизнес-операции, где оплата сборов автоматически приводит к результатам. Поэтому для студентов-новичков вполне разумно иметь нереалистичные представления о прогрессе в боевых искусствах. Установление высоких технических и поведенческих стандартов для повышения в звании ограничивает потенциальную прибыль, в зависимости от характера и уровня мотивации учащихся. Поэтому мы наблюдаем чрезмерно быстрое продвижение по службе и даже присвоение черного пояса детям уже с десяти лет. В некоторых случаях политики получают почетные черные пояса коммерческих школ, стремясь развивать выгодные отношения с влиятельными лицами.
 
По словам покойного дзэн-священника Кеншо Фуруи, известного сэнсэя айкидо и автора книги «Древние пути Кодо»:
 
«Из-за этого давления наши ценности сильно изменились. Учителя теперь должны ожидать меньшего от учеников, а ученики – немного большего от своего учителя, или они уйдут искать следующую школу, которая может предложить больше. В конечном итоге мы настолько озабочены получением все большего и большего, что упускаем из виду реальный процесс обучения».
 
Идеализированный путь боевых искусств сочетает в себе дисциплинированный режим медитативного самоанализа, сольную практику и регулярное взаимодействие с учителями и сокурсниками. Жизненно важную роль настоящего учителя невозможно переоценить. В ответ на запросы после его ухода из Canada Chito Kai и слухов о напряженности с основателем Цуеши Читосэ, канадский пионер каратэ Масами Цурока сказал:
 
«У меня только один сэнсэй, и я буду жить и умру только с одним».
 
Сэнсэй Цурока иллюстрировал эту идею, хотя теперь он был независим, он намеревался чтить дух каратэ Читосэ в своей будущей деятельности в качестве национального лидера боевых искусств.
 
Темная сторона достижения высшего ранга Будо в значительной степени игнорируется или преуменьшается теми, кто ищет таких почестей или играет вспомогательную роль в политике боевых искусств. Помимо этого, значение старшего ранга (черный пояс пятого дана и выше) и классических титулов Ренши, Киоши и Ханси было уменьшено эго, коммерцией и глобальным распространением боевых искусств. Например, из-за различий в стандартах и технических требованиях кадры Ренши в одной организации могут быть гораздо более квалифицированными и опытными, чем в другой организации, где звание присваивается по другим, но одинаково веским причинам. Конечно, к лучшему или к худшему, такие стандарты отражают уникальные традиции, личности и философские взгляды лидеров.
 
Как и во всех иерархических структурах, в организациях Будо существует стратифицированная система рангов и связанных с ними званий, предназначенная для обозначения технических навыков, педагогического опыта, конкурентного успеха, преданности делу и лояльности. В идеале система обеспечивает баланс и непрерывность в условиях жесткой конкуренции в Будо. К сожалению, система рангов/званий может страдать от опасностей, связанных с эгоистическими амбициями, когда личная преданность чрезмерно ценится. К сожалению, непоследовательность кумовского возвышения порождает заблуждения, основанные на рангах, и ложное предположение, что старший ранг автоматически означает превосходные технические навыки, педагогические способности и всесторонние знания соответствующей истории и философии. Поскольку последний набор достижений составляет основу компетентной критики магистром прогресса своего ученика, необходим подлинный опыт.
 
В Окинавских/Японских системах Будо часто случается, что высококвалифицированные инструкторы более низкого ранга не воспринимаются всерьез старшими чинами, даже если инструктор младшего ранга обладает превосходными техническими и педагогическими навыками из-за более высокого относительного качества, интенсивности и последовательности их обучения. Поэтому старшие мастера боевых искусств редко принимают инструкции от учителей более низкого ранга ни на обычных занятиях, ни на семинарах из-за факторов эго, репутации или коммерческих соображений. Хотя существуют исключения, организационная культура Будо склонна предполагать, что навыки автоматически возрастают с ростом ранга и возраста.
 
Принятие звания от старшего инструктора может представлять собой этическую проблему для начинающих мастеров боевых искусств, чьи законные амбиции вынуждают их признать ценность статуса, полученного в результате повышения по службе, для связей с общественностью. Это особенно верно, когда младшие чины в частном порядке признают разницу между публичным и частным поведением своего начальника. В таких обстоятельствах у человека возникает соблазн ложно рационализировать, проводя анализ затрат и выгод от продолжения общения с указанным инструктором. Эти рационализации включают в себя наивную веру в личный иммунитет к разлагающему влиянию; техническая компетентность старшего, его принадлежность к элитным руководящим органам и самодоводы о том, что управление крупной организацией Будо требует жесткой и даже макиавеллиевской тактики.
 
Хотя эти факторы в определенной степени верны, на всех нас влияют наши ассоциации, и невозможно избежать негативных последствий привычного самообмана. Отрицание, несомненно, подорвет наши духовные основы. Честная самооценка и исправление посредством ясного и проницательного восприятия победят отвлекающие факторы, движимые эго, такие как зависть и тщеславие. Это применимо ко всем областям человеческой деятельности, включающим сочетание индивидуальных и межличностных усилий. Те, кто идет по пути Будо с настойчивостью и смирением, являются образцами реализованного человеческого потенциала.

Добавить новость
Летняя Школа РНФКК - 2024