Джордж Донахью: Как стать быстрее, не прилагая усилий

Как увеличить скорость и эффективность вашей техники, отказавшись от приложения усилий? На этот вопрос в материале для FightingArts пытается ответить сэнсэй Джордж Донахью. Автор предлагает увеличивать скорость исполнения ката, а уже после озадачиваться самой техникой и ее точностью.


 
Первое движение некоторых основных ката традиции Серин, включая Сетокан и его ответвления (а также многих основных ката других традиций), представляет собой тренированную реакцию на испуг или удивление. В школах, которые придерживаются старых традиций, большая часть обучения посвящена тому, чего НЕ следует делать.
 
Представьте себе родителя за рулем автомобиля с ребенком (даже взрослым) на переднем пассажирском сиденье. Если среднестатистическому родителю приходится неожиданно нажать на тормоз, первое, что происходит, когда нога нажимает на педаль тормоза, – это почти универсальная реакция испуга: родитель выбрасывает правую руку, чтобы защитить ребенка. Выбрасывание руки для защиты пассажира на самом деле мало что дает для обеспечения безопасности пассажира, но мы все равно это делаем. Это небольшой показатель существенного благородства человеческой натуры. Движение представляет собой комбинацию попытки удержать ребенка от падения вперед и попытки смягчить его. Никакая сознательная мысль не задействована. Неважно, пристегнут ребенок или не пристегнут, реакция родителя одинакова. Даже люди, которые обычно очень медленно реагируют, выполняют этот бросок рукой с большой скоростью. Это происходит почти мгновенно и иногда достаточно мощно, чтобы оставить синяки как на руке родителя, так и на туловище ребенка.
 
Теперь представьте, что вы выполняете любое из основных ката из вашего репертуара. В качестве примера я приведу Пинан Шодан (Хейан Нидан – Гичин Фунакоси-сэнсэй поменял порядок Пинан Шодан и Нидан, когда он переименовал серию Пинан в Хэйан, при этом Пинан Шодан стал Хэйан Нидан, а Пинан Нидан стал Хэйан Шодан. Некоторые школы Серина последовали его примеру в том, что касается порядка ката, и для этих школ бывший Пинан Шодан стал Пинан Нидан, и наоборот). Мы часто практикуем это ката очень медленно, сознательно и упрощенно, разбивая движения на компоненты и даже подкомпоненты. Это обычный способ практики, и он служит многим добрым целям. К сожалению, когда мы хотим тренироваться на полную мощность и скорость, если мы не будем осторожны, мы останемся в том же континууме, что и замедленное движение. Делаем движение быстро, но не взрывоопасно. Мы действуем обычно, хотя нам следовало бы быть взрывоопасными. Если использовать старую терминологию «Звездного пути», мы переходим от первого фактора деформации (медленное, преднамеренное движение) к фактору деформации два (быстрое, преднамеренное движение). Что нам нужно сделать, так это сразу перейти из состояния покоя или нормальной сознательной скорости к коэффициенту деформации пять, или десять, или больше – скорости, которая не оставляет ни секунды для размышлений. Нам нужна скорость родителя, защищающего ребенка. Нам нужна скорость собаки, прыгающей прямо вверх, когда она собирается наступить на змею. Некоторые люди тоже делают это. Если вы один из этих людей, вы уже знаете, как двигаться. Вам просто нужно воспроизвести это в своих ката.
 
Есть несколько элементарных факторов, участвующих в создании этой «гиперскорости».
Во-первых, нет времени на подкручивание ни конечности, ни туловища – поэтому пропускаем его. Взведение необходимо только для стрел и некоторых видов оружия. Кулакам и ногам это не нужно. На самом деле, во всех боевых искусствах завинчивания почти всегда не нужны и часто в любом случае контрпродуктивны, за исключением случаев, когда целью является обман. Родительский элемент в приведенном выше примере не выполняет запуск, но при этом генерирует большую мощность и скорость.
 
Во-вторых, не делается никаких попыток напрячь мышцы в положение фокусировки. Это было бы то же самое, что нажать на тормоз на конечности, как вы нажимаете на тормоза на автомобиле. Ваша рука не сможет вовремя занять положение, чтобы защитить ребенка. Расслабленная, несгибаемая рука работает подобно кнуту. Если и происходит какое-либо затягивание, то это происходит после того, как рука родителя полностью занимает защитное положение.
 
В-третьих, мы не сосредотачиваем свои намерения и действия на руке, которую выбрасываем, чтобы защитить ребенка. Мы делаем это без мысли, без концентрации, без сосредоточения. Таким образом, мы можем выполнять множество действий одновременно. В машине мы одновременно выбрасывали бы защитный рычаг, нажимали бы на педаль тормоза, возможно, нажимали бы педаль сцепления, если бы она у нас была, возможно, резко поворачивали бы руль, чтобы избежать столкновения, а если нет, то, крепко удерживая руль, пытались бы сохранить контроль над автомобилем.
 
В-четвертых, мы не представляем себе конкретную атаку, которая всегда будет запускать первый прием ката. Если мы привыкнем думать, что ката символизирует реакцию защитника, имеющего дело с нападающим, выполняющим именно Атаку А или Атаку Б, с любой из которых лучше всего бороться Реакцией С или Реакцией D, тогда мы напрасно ограничиваем наш репертуар. В лучшем случае мы тренируем наши тела работать только одним или несколькими конкретными способами. Когда дела идут не так, как запланировано, нам приходится быстро думать, чтобы изменить или преодолеть нашу натренированную специфическую реакцию. Быстрое мышление всегда медленнее, чем отсутствие мышления.
 
Итак, я только что перечислил четыре вещи, которые мы не делаем, если хотим добиться успеха в машине или ката. Обычный человек может легко удвоить скорость реакции, избегая этих четырех препятствий. К сожалению, иногда труднее научиться что-то отменить, чем научиться что-то делать. Хотя есть несколько элементов, которые мы можем добавить к нашему способу движения, такие как правильное дыхание, использование сжатия, крутящего момента, а также визуализации. Но важно сначала устранить препятствия на пути к скорости и мощности.
 
Возвращаясь к Пинан Шодан или любому другому ката Пинан, если уж на то пошло: постарайтесь максимально расслабиться, стоя в позиции готовности, используя ровно столько энергии, чтобы оставаться в положении стоя. Поскольку ваши руки играют очень небольшую роль в поддержании вашего тела в вертикальном положении, они могут и должны быть такими же мягкими, как мокрая, переваренная лапша. По сигналу к началу ката поднимите руки перед собой в конечное положение. Не беспокойтесь о четкости и точности, не беспокойтесь о траектории вашего движения – ваши руки все равно не смогут идти дальше собственной длины. Даже не беспокойтесь о скорости, просто бейте.
 
После того, как вы последовательно удвоите свою скорость, вы можете начать думать об совершенствовании своих движений или о многих возможных применениях этих движений. Тогда придет и время начать добавлять в свои движения сложные элементы. Однако еще раз: важно избавиться от ненужного, прежде чем пытаться добавить новые элементы.

Добавить новость