8.12.2024
236
+1

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 7: преподавание в Гакусюине

Мы видим Дзигоро Кано, прежде всего, как основателя дзюдо и это нормально, поскольку он посвятил так много времени его созданию. Однако его жизнь была также посвящена другим социальным событиям, тема которых никогда не была слишком далека от дзюдо.
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 1: Детство
 


Таким образом, с детства Кано развил необыкновенную способность передавать свои знания. Он никогда не делал этого напоказ и тем более небрежно, а, напротив, с убеждением, что преподавание является ключом к развитию гармоничного общества. Вот почему крайне важно никогда не забывать, что дзюдо, которое часто служило лабораторией для экспериментов с новыми идеями, было тесно связано с появлением качественного обучения, направленного на глубокое изменение методов образования, преобладавших до того времени. Это было справедливо как для Японии, так и для остального мира.
 
Ранее мы видели, что в начале жизни Кано Япония переживала период глубоких изменений в своей политической, экономической, культурной и социальной структуре. Несомненно, это оказало большое влияние на Кано. Эпоха Мэйдзи, длившаяся с 1868 по 1912 год, символизировала конец политики добровольной изоляции (сакоку) Японии и начало политики модернизации. Переход от феодальной системы к промышленной системе западного образца также был всеобъемлющим и привел к промышленному и экономическому прогрессу, а также прогрессу в сельскохозяйственном секторе и торговле с зарубежными странами. Чтобы сделать это, Япония проявляла тесный интерес к тому, что делал Запад, одновременно пытаясь сохранить свою тысячелетнюю культуру в неприкосновенности, но это не было сделано полностью без трудностей.
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 2: Семья
 
Поэтому в политическом и структурном плане Япония двигалась к системе, в которой патриотизм оставался в силе, а индивидуальная свобода укреплялась. Педагог, философ, писатель, предприниматель и самурай, основавший Университет Кэйо, газету Дзидзи-Синпо и Институт изучения инфекционных заболеваний, Фукудзава Юкичи писал, что свобода и удовольствия должны стать целью человечества в богатой и процветающей стране, революцией для феодальной Японии прошлых лет. Чтобы достичь своих новых целей, Япония обратилась к Западу, в то время как последний развил особую тягу к японскому искусству и традициям.
 
Однако распространение западных концепций не обходилось без трудностей, и оппозиция часто была сильной, европейские идеи иногда считались опасностью для японской культуры и философии. Оппозиция между сторонниками устаревшего консерватизма и сторонниками модернизма бушевала в течение многих лет, пока новая конституция Японии 1889 года не внесла некоторый порядок во все эти конфликты, а затем императорский рескрипт 1890 года определил новый подход к образованию.
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу
 
Идеи, разработанные в этом императорском рескрипте, позволили создать последовательное и свободно доступное образование для всех, что стало краеугольным камнем будущего успеха Японии. Дзигоро Кано находился под влиянием этих идей, которые он в значительной степени разделял, за исключением элементов, которые, по его мнению, могли привести к развитию не подлинного патриотизма, а опасного национализма. Это другая история, к которой мы вернемся.
 
Новая японская система образования была основана на конфуцианстве, что не должно было не понравиться Кано. Это течение, вытекающее из китайской мысли и черпаемое из учения Конфуция (551-479 до н. э.), основывалось на заповедях, защищающих гуманистическую мораль, в которой искусство жить в гармонии с окружающими, основанное на самообладании и семейном благочестии, было центральным для развития личности.
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу
 
Будучи молодым студентом университета, Кано полностью посвятил себя образованию молодых людей и всю свою жизнь был в центре японской образовательной машины. Все было не так, как длинная, спокойная река, и Кано был в оппозиции к некоторым своим современникам, но он всегда оставался приверженным определенному видению человечества, которое сияет в дзюдо. Японии нужно было догнать остальной мир, но не любой ценой. Милитаризм, который продвигали некоторые лидеры за несколько лет до смерти Кано, был противоположностью его видению мира.
 
Одной из главных проблем, с которыми столкнулся Кано, была стоимость обучения в университете, которая часто была непомерной. Будучи выходцем из богатой семьи, он не страдал от этого напрямую, но, когда он осознал ситуацию, он боролся на протяжении всей своей жизни, чтобы обеспечить доступ как можно большему количеству людей без дискриминации. Его участие и инвестиции сделали его ключевой фигурой в появлении новой системы образования.
 
По окончании своего университетского курса этот прирожденный учитель посвятил себя молодежи и ее развитию. Позже, между 1912 и 1925 годами, Япония начала новые реформы образования, и Кано был одним из их главных архитекторов. Мы еще вернемся к этому. До этого вы должны представить себе молодого человека, жаждущего знаний и, прежде всего, принципиально счастливого в передаче этих знаний. Вы должны послушать, как он говорит об этом, чтобы лучше понять: «В дни моей юности, когда меня учили читать, я собирал детей моих ближайших родственников и учил их отрывками. Для меня было своего рода удовольствием научить человека чему-то».
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 5: основание Кодокана
 
После учебы Кано стал профессором в Гакусюине. Это было учебное заведение, основанное в Токио в 1877 году, в эпоху Мэйдзи, и его образовательный фокус был направлен на детей японской знати, прежде чем оно открыло свои двери более широко. Его высоко ценили как его сверстники, так и его ученики, и, хотя он был еще очень молод, Кано стал секретарем Гакусюина в 1884 году, продолжая преподавать. В 1888 году он стал заместителем директора учреждения, и среди его учеников был будущий император Тайсе, известный тем, кто жил на Западе, по его личному имени Есихито. Он был 123-м императором Японии и правил с 30 июля 1912 года до своей смерти.
 
Почти невозможно перечислить все проекты, над которыми работал Кано, их было так много, и они были такими интересными. В то время как в 1882 году Кано создал дзюдо и основал Кодокан, он также создал школу литературы, Кобункан для изучения английского языка, которую он посещал до 1889 года. В то же время он работал над основанием школы репетиторства Кано Дзюку и школы Кобун Гакуин, с целью предоставления всестороннего образования, в котором физические, умственные и моральные аспекты были бы хорошо сбалансированы.
 
Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 6: влияние истории Японии
 
18 октября 1888 года на церемонии годовщины Гакусюина Кано выступил с речью перед тогдашним императором, императором Муцухито, позже известным как император Мэйдзи. Все это демонстрирует, в какой степени Кано был одной из ключевых фигур в развитии образования Японии. Тогда он был только в самом начале своей карьеры, и тем не менее его уже признали за его навыки и открытость. Однако, когда в Гакусюине был назначен новый директор, все стало сложнее для Кано. Новый директор был сторонником определенного консерватизма и хотел ограничить доступ в школу. Кано, с другой стороны, хотел открыть ее для как можно большего числа людей без различия происхождения, но прежде всего он также хотел предоставить большое количество стипендий для обучения за рубежом.
 
Неутомимый, но теперь в оппозиции к директору Гакусюина, он воспользовался возможностью первой поездки за границу, чтобы усовершенствовать свои знания западных систем образования, но это тоже другая история, о которой мы поговорим вскоре.

Добавить новость
Russian Open Cup - 2025