24.03.2025
273
+5

Исследуя дух Рюкю. История Хацуко Мачиды – первой на Окинаве, кто преподавал каратэ только женщинам

Дэниел Мардон, называющий себя каратистом-терапевтом, несколько лет назад опубликовал на страницах блога BudoJapan интервью с выдающейся женщиной – Хацуко Мачидой. Основанный на переводе материал предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.


 
После 10 лет практики в Company-Dojo Хацуко Мачида в конце 90-х открыла женское додзе – Ageda Women’s Dojo. Она была первой в префектуре Окинава, кто преподавал только женщинам. Ее ученики известны своими показательными выступлениями за рубежом, особенно на Гавайях и в Новой Зеландии. Несколько из них завоевали титулы на Всемирном турнире по каратэ 1999 года.
 
«Я хотела открыть дверь женщинам, которые не преуспели в спорте», – говорит Мачида.


 
В женском додзе большинство – это обладатели черных поясов в возрасте от 40 до 60 лет, которые собираются дважды в неделю. Несмотря на то, что уровень ковида по-прежнему самый высокий среди всех префектур Японии, здесь отличная посещаемость. Некоторые женщины были верны избранному пути с самого начала... Удивительно видеть такую страсть! Тишина создает ощущение монашества по сравнению с другими додзе. Дэниелу Мардону в порядке исключения разрешили посетить это занятие, и, вероятно, он первый мужчина, которого когда-либо видели в этой группе. Автор признается, что никогда не забудет этот уникальный опыт.
 
Феминистский лозунг 70-х гласил: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Если это часто верно, то верно и обратное.
 
Когда ее муж, Мачида Соукей, начал строительство здания своей компании в 80-х годах, у него уже было намерение построить додзе, чтобы проводить корпоративные занятия по каратэ для сотрудников. Это позволило бы воплотить в жизнь 10 заповедей (Jikkun), обычно реализуемых в японских компаниях, таких как преданность, настойчивость, поддержка, моральная добродетель и т. д. Поскольку эти принципы в основном направлены на успех, Мачида решил включить свою собственную философию о здоровье и счастье, а также некоторую дисциплину, основанную на правилах Бусидо.


 
Автор посетил и занятия сотрудников этой компании. Он пришел пораньше и бил по мешку, наблюдая за самым красивым закатом на море... Внезапно группа черных поясов проникает в Додзе с внутренней лестницы и небольшого коридора. Атмосфера дружелюбная и расслабленная. Однако, когда входит Мачида, все чувствуют, что генеральный директор пользуется большим уважением. Занятия – потрясающие (Кихон-кейко, Санчин и 8 ката)! Они показывают суперсвязь в команде. Теплота личных отношений и личность босса заставляют вас хотеть присоединиться к компании! Это превосходит все ожидания.
 
Дэниел Мардон провел интервью и с Хацуко Мачидой, и с ее мужем Соукеем Мачидой.
 
Как вы начали заниматься каратэ?
 
Хацуко-сэнсэй: «Я действительно начала заниматься, когда мой муж Соукей основал додзе каратэ в нашей компании. Я стала его учеником номер один. На самом деле, я никогда раньше не занималась обычными видами спорта и всегда думала, что каратэ – это занятие только для мужчин. Поскольку я была не в лучшей физической форме, я начала потихоньку, думая, что одного раза в неделю будет достаточно, чтобы привести в движение мое тело. Мне исполнилось 40, и это было после напряженного периода воспитания детей. Я продолжила тренироваться и в додзе мужа, и у его сэнсэя, Сигеру Такамияги, который управлял знаменитым Чатан додзе».
 
Соукей-сэнсэй: «После того, как я не смог защитить себя в драке, когда возвращался из вечерней школы… Я сразу же записалась в додзе Годзю-рю. Поскольку кумитэ не преподавалось, я перешел в додзе Серин-рю, но, похоже, в то время там все было сосредоточено на ката, и я хотел найти быстрый способ научиться по-настоящему сражаться. Очень популярное додзе Фунтенма (Сюбукан), которое открылось в 1958 году и которым руководил Уэчи Каней (1911-1991), имело отличную репутацию в плане подготовки бойцов. На Окинаве было сочетание превосходно сложенных американцев и более мелких окинавцев. В то время кумитэ часто превращалось в кровавые драки между двумя общинами – окинавцы отказывались терять лицо перед захватчиком. Однако в додзе Фунтенма крепкая дружба и уважение друг к другу также стали отличительной чертой. В тот день, когда я пришел в додзе, мне было 20. В додзе потели 3 помощника: Такара Синтоку, Инада Хироси и Такамияги Сигэру... Все они стали ханси 10-го дана и моими друзьями».
 


Каковы особенности вашей школы (додзе)?
 
Хацуко-сэнсэй: «Распространение традиционного окинавского каратэ среди женщин префектуры в женском додзе. Раньше я была очень хрупкой женщиной, которая не любила потеть, но я открыла для себя практику ката и кумитэ с мужчинами, что привело к тому, что мои руки и ноги были покрыты синяками. Мои друзья были очень удивлены. Поэтому, когда человек приходит в мое додзе и говорит: “Я не занимаюсь” или “У меня плохо получается заниматься”, я говорю ему: “Если вы продолжите ходить, у вас все будет хорошо”. У меня есть замечательный ученик, который начал в 63 года и сдал экзамен на 4-й дан в 75 лет».
 
Какая у вас специализация?
 
Хацуко-сэнсэй: «Среди 8 ката Уэчи-рю мое любимое – Сансэйрю».
 


Какое самое яркое воспоминание о вашем учителе?
 
Хацуко-сэнсэй: «Такамияги-сэнсэй поручил мне распространять каратэ среди женщин. Когда я сказала ему, что хочу открыть додзе для женщин, которые колеблются или сдаются, хотя и хотят учиться, он сказал: “Если у вас есть желание распространять каратэ, почему бы не попробовать? Это ваша миссия!” Он также сказал: “Пора повышаться до 4-го дана”. Я смогла открыть женское додзе Ageda благодаря доброте и строгой дисциплине Такамияги-сэнсэя, а также поддержке моего мужа».
 
В чем разница между окинавским каратэ и японским каратэ?
 
Соукей-сэнсэй: «У каждой школы есть свои особенности, но когда дело доходит до Уэчи-рю, суть (синдзуй 神髄) одинакова и на Окинаве, и на материковой Японии. И я думаю, что так и должно быть».
 


Вы часто обучаете иностранцев?
 
Хацуко-сэнсэй: «Раньше, но сейчас уже нет. Что касается зарубежных семинаров, Такамияги-сэнсэй свободно говорил по-английски, поэтому он часто посещал филиалы Уэчи-рю за рубежом. Он сопровождал нас в разные страны, такие как США, Швейцария, Германия, Югославия и Сербия».
 
Соукей-сэнсэй: «В настоящее время все мои ученики являются сотрудниками, но в прошлом многие иностранные студенты из Университета Рюкю, которые интересовались каратэ, приходили в мое додзе. Такамияги-сэнпай, который был профессором в Международном университете Окинавы, приводил их в мое додзе. В Чатан-додзе Такамияги-сэнпая были люди из армии США, дислоцированной на Окинаве, а также каратисты из Югославии и Сербии. Я был его помощником».
 
Что вы думаете о мировом подъеме каратэ сегодня?
 
Хацуко-сэнсэй: «Как жительница Окинавы, я очень рада, что каратэ распространяется по всему миру».
 


Что вы думаете о том, что каратэ стало соревновательным видом спорта, включая Олимпийские игры?
 
Хацуко-сэнсей: «Я думаю, это хорошо, что каратэ привлекло внимание всего мира на Олимпиаде в Токио, но суть (синдзуй 神髄) каратэ-до может не уважаться, если оно станет видом спорта».
 
Соукей-сэнсэй: «Рейсэцу (礼節) (вежливость, манеры) будет очень трудно преподавать, особенно детям, когда соревнования станут более популярными. Нормально, что молодые люди хотят проверить, насколько они сильны. Однако, как только вы продвигаетесь и получаете черный пояс, вы больше этого не делаете. Вежливость – это то, чему вы учитесь по мере взросления. Кроме того, продолжительность прохождения теста на повышение варьируется от додзе к додзе. В нашем додзе требуется 4 года, чтобы получить седан, но есть места, где это занимает меньше времени. Мы считаем, что регулярность тренировок также важна в процессе умственного и физического развития».
 
Каково значение занятий каратэ как боевым искусством в нынешнюю эпоху?
 
Соукэй-сэнсэй: «В наши дни нет уважения к жизни, и слабые, такие как дети, женщины и старики, становятся жертвами насилия. Это случается реже в местах, где практикуют Будо. Каратэки редко совершают преступления. Я думаю, что есть большое значение в наследовании боевых искусств каратэ и передаче его дальше». (Мачида сенсей не говорит «каратэдо», а скорее использует «боевые искусства каратэ»).
 


Каким вы видите будущее каратэ?
 
Хацуко-сэнсэй: «Я хочу, чтобы мои ученики взяли на себя управление и увеличили количество мест, где женщины могут изучать традиционное каратэ. Я также хочу сосредоточиться на подготовке инструкторов каратэ».
 
Есть ли у вас какое-либо послание миру?
 
Соукей-сэнсэй: «Моя обида на человека, который победил меня, когда мне было 20, превратилась в благодарность за то, что он привел меня в каратэ. Я хочу построить мирный мир с боевыми искусствами, которые подчеркивают умственную и физическую подготовку и вежливость. Боевые искусства каратэ не имеют ничего общего с талантом, возрастом, полом, красотой или уродством. Достаточно, если у вас просто есть способность упорствовать и продолжать практику».
 


Что для вас означает «каратэ»?
 
Хацуко-сэнсэй: «Часть моей жизни... В дни тренировок я прихожу сюда независимо от того, что и как я себя чувствую, если только на то нет очень веской причины».
 
Последние слова Дэниел Мардона семейной паре Мачида: «Вы двое прожили замечательную жизнь благодаря череде синергии и счастливых событий. Я глубоко тронут этим визитом в ваше уникальное додзе, вашей концепцией. Вы даете силу женщинам, а также отличные услуги вашим клиентам, которые могут чувствовать и доверять хорошо образованному персоналу. Большое спасибо».

Фото: budojapan / Daniel Mardon

Добавить новость
Характер и Сила - 2025