Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12

Хиросигэ Цуёси. Мой путь и путь каратэ дзёнан

Что такое «преподавание» . Фрагмент 1


Поговорим о качестве тренировочных занятий

Хирошигэ Цуёси и Тацуя ИвасакиИногда встречаются люди, которые говорят: «Люди, которые обсуждают качество тренировочных занятий, - никудышные люди».

Имеется в виду, что «те, кто рассуждают и пытаются оценивать содержание тренировочных занятий, в конечном итоге, оказываются людьми, которые просто не выполняют нужные тренировочные объемы, и потому являются никудышными».

Эти слова я услышал от одного преподавателя, когда заговорил о том, какими должны быть тренировочные занятия. Разумеется, в каком-то смысле, эти слова вполне справедливы. Действительно, ученики, которые только и знают, что трепаться о содержании тренировочных занятий, никуда не годятся. Но, с другой стороны, эти слова верны только тогда, когда они адресуются ученикам. Мы же, преподаватели, не можем следовать им.

Преподаватели должны много внимания уделять обсуждению качества тренировочных занятий. И даже не так! Спрашивается: как же вообще можно преподавать, не обсуждая качественную сторону тренировочных занятий?!

Ведь вполне естественно, обучая другого человека, думать о том, как развить его способности, как организовать его тренировку так, чтобы он добился прогресса. Ведь, если тренировка не является целенаправленной, если она не формирует важнейшие для бойца качества и умения, если программа тренировок определяется по наитию, то пользы от нее не будет, сколько ни тренируйся. Все усилия, потраченные на таких тренировках, окажутся потраченными впустую. А, может быть, и хуже того: чем больше будет работать ученик, тем сильнее будут закреплять ошибки, и в конечном итоге его потенциал будет попросту уничтожен.

Выражение «Нечего обсуждать качество тренировочных занятий!» – это хорошее выражение для тех преподавателей, которые относятся к своему делу без должной серьезности. Действительно, что может быть проще? Ведь всегда можно сказать: «Не трепись! Работай молча!»

При таком подходе всё определяет только объем тренировочной работы, а то, сможет ли ученик вырасти в хорошего бойца или не сможет, оказывается в полной зависимости только от качеств личности самого ученика. Однако я лично не считаю, что подобную педагогику можно рассматривать как метод воспитания личности.

Приведу еще одно высказывание, которое я слышал о качестве и объеме тренировочной работы: «До сих пор я набирал только тренировочные объемы, а теперь начну работать над качеством».

Я считаю, что подобная позиция – это всего лишь игра словами. Она не имеет ничего общего с правильным подходом. Правильная тренировочная работа – это качественная работа, выполняемая в необходимом объеме. Вот, человек говорит, что до сих пор он только набирал тренировочный объем. То есть выполнял в большом количестве тренировочные упражнения, не обращая внимания на их качество. Иными словами – выполняя большие объемы неправильно подобранных упражнений, формировал у себя неверные, плохие умения и навыки. То есть, то что говорит такой человек, можно перефразировать и так: я долгое время вырабатывал у себя навыки и умения, не отвечающие требованиям поединка, зато теперь я займусь их качественным улучшением. Спрашивается: можно ли так говорить?! Есть ли в этом какой-то смысл?! Нет, я не мог постичь смысла этих слов!

О какой работе над качеством идет речь? Значат ли эти слова, что человек, выполнявший 10 единиц работы, теперь, в связи с началом работы над качеством, уменьшит тренировочный объем и будет выполнять только 5 единиц?

Неужели имеется в виду, что можно получить эффект от качественной работы, сделав только 5 единиц рабочего объема там, где требуется 10 единиц объема? Если это действительно возможно, то мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь поделился со мной своим ноу-хау!

Перец и соль

Возьмем для примера практикантов в ресторане.

Если мы взглянем на кухонные контейнеры с приправами, то увидим, что на контейнере, в котором хранится черный перец, написана латинская буква «Р», а на контейнере с солью – буква «S». Практикант не знает, что обозначают эти буквы, и его старший – сэмпай поясняет: «Когда встряхиваешь контейнер с перцем, слышится «па-па», поэтому и пишем «Р», а когда встряхиваешь контейнер с солью, слышится «са-са», поэтому и пишем «S».

Некоторые практиканты удовлетворяются таким объяснением и говорят: «Есть! Понятно!» Но некоторых такое объяснение не устраивает. Таким приходится объяснять по-другому: «Буква «Р» - это сокращение английского слова «pepper» - «перец», а буква «S» - сокращение английского слова «salt» - «соль»». Как правило, практиканты, которых устраивают ответы типа «слышится «са-са», поэтому и пишем «S»», быстрее приобретают знания, нужные для работы, а те, кого подобные ответы не устраивают, кому нужно объяснять, что «буква «Р» - это сокращение английского слова «pepper» - «перец»», медленнее. Ученики каратэ тоже в большинстве относятся к одному из этих двух типов. Одним говорят: «Делай!» - и они отвечают: «Ос!» - и начинают выполнять упражнение. Другие, пока не объяснишь суть упражнения, не начнут его выполнять. Ученики типа «Са-са» простодушны и быстро прогрессируют. Именно к этому типу относятся такие бойцы, как Мидори, Кадзуми и Такаку.

Для учеников же типа «Pepper» обязательны пояснения теоретического характера, к примеру: «Данное упражнение предназначено для укрепления брюшного пресса. Оно позволит вам выдерживать удары в живот большей силы». Если после такого объяснения, ученики начнут работать, то лучше заранее удовлетворить их интерес. Самое главное – чтобы они перешли от слов к работе. Из учеников отделения Дзёнан к этому типу относятся Сакаи, Ямаки и Ивасаки.

В конечном итоге, всё дело здесь в специфике характера. И тут не скажешь однозначно, какой тип лучше. Конечно, ученики первого типа для преподавателя удобнее, так как доставляют ему меньше хлопот, но, с другой стороны, делать так, чтобы занятия удовлетворяли учеников, - это тоже часть работы преподавателя. В общем, этот вопрос напрямую связан с вопросом о том, стоит ли обсуждать содержание и качество тренировок, о чем шла речь выше.

Нужно добавить, что ученики бывают еще двух типов. Ученики первого типа, услышав команду «Делай!», наоборот, перестают работать. Думаю, что в каждой группе есть люди, которые специально делают всё наперекор руководителю. И есть еще ученики такого типа, которым, как ни говори, они всё равно не делают свою работу. Если дело не касается того, чтобы добиваться победы, такие могут сколько угодно тренироваться в свое удовольствие. Но когда человек хочет добиться победы, он должен получать удовольствие от тех усилий, которые он прилагает для победы. В противном случае тренировка будет для него сплошной мукой.

Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 1 - Юность полная драк
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2 - Средняя школа была для меня курортом
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 3 - Вступление в додзё штаб-квартиры Кёкусин кайкан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4 - Кто выживает, тот становится сильным!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5 - «Отправляйся в Осаку!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6 - Рождение отделения Дзёнан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 7 - «Черные пояса из Дзёнан ничего не стоят!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 8 - Что такое сущность боевого искусства (гокуи)
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 9 - Чему я учился у сэнсэя Саваи
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 10 - Будо «надкусывать» нельзя!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 11 - Шаг, с которым перемещается сама жизнь
- Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12 - Поговорим о качестве тренировочных занятий

Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси (廣重毅). Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997. [www.kyokushinkan.ru]

Публикуется с разрешения Алексея Горбылева

Купить книги Алексея Горбылева

Добавить новость