Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5
Хиросигэ Цуёси. Мой путь и путь каратэ дзёнан
Как рождалась школа «Дзёнан-рю». Фрагмент 5
«Отправляйся в Осаку!»
В апреле 1977 года, когда мне было 30 лет, произошло поворотное событие в моей жизни. Сосай Ояма сказал тогда: «А, может, разделим Токио на четыре части?» Суть идеи сосая состояла в том, чтобы разделить столицу на 4 района и в каждом из них создать самостоятельное отделение со своим отдельным руководителем (сибутё, бранч-чиф), которые могли бы работать независимо друг от друга, под контролем только генеральной штаб-квартиры.
Услышав эти слова сосая, сэмпай Ямада Масатоси тут же вызвался принять участие: «Я готов взять Дзёсай – Западный район». Сихан Года был назначен руководителем отделения в Дзёто – Восточном районе – и тут же включил в него группу профессиональных бойцов каратэ, которой он руководил в то время. Я же надеялся, что мне поручат возглавить отделение Дзёнан – в Южном районе столицы, но не тут-то было. Сосай вдруг велел мне: «А ты отправляйся в Осаку! Будешь руководить додзё прямого подчинения генеральной штаб-квартире!»
Это была неприятная неожиданность. Дело в том, что была одна причина, по которой я ни за что не хотел уезжать тогда из Токио: как раз именно в то время я по рекомендации сэмпая Рояма Хацуо получил возможность начать тренироваться под руководством знаменитого мастера Саваи Кэнъити.
Сэнсэй Саваи Кэнъити еще в довоенный период, находясь в Китае, учился стилю И-цюань (яп. И-кэн; Дачэн-цюань, яп. Тайсэй-кэн) у великого мастера китайского «кулачного искусства» Ван Сянчжая, а после возвращения на родину создал собственную систему под названием «Тайкикэн». Это сейчас имя Саваи Кэнъити и название «Тайкикэн» часто можно встретить на страницах журналов, посвященных боевым искусствам, а в те времена этот великий мастер оставался в тени и был известен лишь очень узкому кругу знатоков.
Как я уже говорил, заниматься каратэ я начал довольно поздно, и уже на первом своем чемпионате Японии ощутил всю ограниченность своих физических возможностей. И вот тут пришлось мне всерьез задуматься: «Пока я молод, все еще куда ни шло, но что я буду делать, когда постарею?..» Сомнения терзали мою душу.
И вот в этот период сомнений я узнал от сэмпая Рояма, что «есть такая система упражнений, которая называется Тайкикэн», которая может помочь решить мою проблему. Причем сам сэмпай Рояма уже довольно долго занимался Тайкикэн. Вообще, в тот период я очень многому научился от сэмпая Рояма, а не только Тайкикэн, но этот разговор о Тайкикэн стал поворотным событием в моей жизни.
Готовы учиться чему угодно
Сейчас всё каратэ очень жестко поделено на школы и организации, и вся деятельность ведется в жестких рамках. Не так было в наши дни. В ту пору в Кёкусине было немало бойцов, которые параллельно посещали занятия и в других школах.
Это не значит, конечно, что школе Кёкусинкай не хватало сплоченности, чувства единства. Просто каждый из нас мечтал стать сильным бойцом и был готов использовать любые возможности для этого. Поэтому, если где-то был учитель, который мог чему-то научить нас, мы совершенно спокойно шли учиться к нему, не обращая никакого внимания на то, что этот учитель преподавал другую школу. И никто нас за это никогда не упрекал и не ругал. Так что кое-кто у нас ходил заниматься айкидо, а кое-кто – боксом, и это считалось нормальным.
Впитывая технику и тактику других школ, мы стремились использовать их в собственном каратэ. И кумитэ служило нам критерием истинности для новых приемов, приобретенных на стороне. И каждый раз в спарринге можно было открыть для себя что-то новое.
Какие-то приемы, найденные на стороне, оказывались бестолковщиной, но какие-то стимулировали наше развитие. При этом все мы прекрасно понимали, что, прежде чем показать товарищам в зале какой-то прием, сначала нужно освоить его самому. Случалось и так, что технические приемы и теории других школ приходили в противоречие с системой обучения Кёкусин. Все определялось теориями, лежащими в основе школ. Именно из-за их влияния приемы одних школ подходили для применения в нашей, а других – нет. Это совершенно нормально, и в то время все это понимали. Но вернемся к разговору про Осаку. Как я уже сказал, распоряжение сосая о том, что в должен ехать в Осаку, явилось для меня неприятной неожиданностью. А у нас в Кёкусине говорили: «Есть проблема – обращайся к Годе». Действительно, когда кто-то оказывался в какой-то сложной ситуации и не знал, как поступить, он всегда мог обратиться за помощью к сихану Года, и тот всегда находил какой-то приемлемый выход из ситуации. Поэтому я тоже пошел посоветоваться с сиханом Года, объяснил ему ситуацию и сказал: «Мне очень хочется подольше позаниматься с сэнсэем Саваи. Нельзя ли устроить так, чтобы я остался в Токио?»
Тогда сихан Года сказал мне: «В Дзёнан – Южном районе столицы – свободно место руководителя отделения. Думаю, тебя можно пристроить туда. Ладно уж, создадим отделение в Дзёнан!» Сихан переговорил с сосаем, и, благодаря этому разговору, я смог остаться в Токио.
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 1 - Юность полная драк
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2 - Средняя школа была для меня курортом
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 3 - Вступление в додзё штаб-квартиры Кёкусин кайкан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4 - Кто выживает, тот становится сильным!
- Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5 - «Отправляйся в Осаку!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6 - Рождение отделения Дзёнан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 7 - «Черные пояса из Дзёнан ничего не стоят!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 8 - Что такое сущность боевого искусства (гокуи)
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 9 - Чему я учился у сэнсэя Саваи
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 10 - Будо «надкусывать» нельзя!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 11 - Шаг, с которым перемещается сама жизнь
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12 - Поговорим о качестве тренировочных занятий
Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси (廣重毅). Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997. [www.kyokushinkan.ru]
Публикуется с разрешения Алексея Горбылева
Автор:
Похожие новости
Добавить новость