Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4
Хиросигэ Цуёси. Мой путь и путь каратэ дзёнан
Как рождалась школа «Дзёнан-рю». Фрагмент 4
Кто выживает, тот становится сильным!
Примерно с того времени, когда я получил свой коричневый пояс, мне постепенно стало нравиться кумитэ. Это стало возможным во многом потому, что к этому времени я уже мог до некоторой степени позволить себе, не особенно сдерживаясь, «валить» сэмпаев, которым нравилось использовать кохаев в качестве подопытных кроликов. И вот тут-то оказалось, что тот сэмпай, который бил кохаев только в лицо, не такой уж и сильный боец. Кроме того, когда кохай начинал работать с ним в кумитэ с готовностью уложить противника, если дело пойдет всерьез, и сэмпай тоже переставал метить ему в лицо. Только в том случае, когда кохай бросался вперед с ударом, совершенно забыв о защите собственной головы, сэмпай шлепком ладони по лицу указывал ему на это.
В общем, к этому времени я уже перебрался в лагерь тех, кому было разрешено в кумитэ абсолютно все. В тот период все черные и коричневые пояса были очень серьезными бойцами. Это были физически сильные и волевые люди. И бой без каких-либо ограничений с такими противниками всегда был очень серьезным испытанием.
Придя на тренировку в додзё, я первым делом из пяти-шести стоявших там учеников выбирал себе партнера по кумитэ: «Так, сегодня поработаю вот с этим…» Затем мы сразу начинали «рубиться», и вокруг нас, чтобы посмотреть на жаркую «рубку», всегда собирались другие бойцы: «Опа! А он сегодня настроен всерьез!» Желая поучаствовать в драке, они один за другим становились ко мне в пару. И каждый из них «рубился» со мною в полную силу.
Выше я писал, что тогда «уже мог до некоторой степени позволить себе, не особенно сдерживаясь, «валить» сэмпаев». Так вот я имел в виду именно такие бои. Если у каратиста нет силы, он ничего не может сделать со своим телом. Поэтому вполне закономерно, что, если желтый пояс не будет драться со всей силой, на какую способен желтый пояс, а зеленый – со всей силой, на какую способен зеленый пояс, противник просто забьет его.
Разумеется, в то время не существовало такой рациональной системы обучения, какую мы используем сегодня. Поэтому к моменту получения коричневого пояса практически каждый из учеников уже успевал получить какую-нибудь серьезную травму, ограничивавшую его возможности. Но даже в этом случае никто не пытался использовать какие-либо средства защиты, чтобы прикрыть поврежденное место, потому что это неизменно вызывало гнев инструкторов. Только гораздо позднее, когда все начали использовать защитные средства, возникла целая дискуссия по вопросу, «разрешать их использование или нет».
Я очень рад, что смог выжить в тех условиях. Потому что ясно понимаю, как серьезно все было. И я хочу сказать, что в нашем додзё выживали не сильные. Нет! Наоборот! Выжившие становились сильными. Терпение и еще раз терпение! Только те, кто умели терпеть и выживать, несмотря ни на что, становились действительно сильными бойцами. Вот такие были то времена.
Участие в чемпионатах Японии
Первый абсолютный чемпионат Японии, в котором я принимал участие, был 8-й Чемпионат, проходивший в 1976 году. Мне было тогда 28 лет. В ходе тех тренировок, которые я описал выше, я серьезно травмировал колено, и на чемпионате смог дойти только до третьего круга.
Впервые в восьмерку сильнейших я вошел на следующем – 9-м Абсолютном чемпионате Японии. В те времена, хотя мы и участвовали в соревнованиях, никакой специальной подготовки к ним, как сейчас, еще не существовало. Мы никак не планировали специально подготовку к турнирам и только немного увеличивали нагрузку на обычных тренировках.
Дело в том, что для нас в наших тренировках участие в соревнованиях отнюдь не являлось главной целью. Даже самые знаменитые сэмпаи, такие, как Рояма Хацуо, выходили на турниры только для того, чтобы проверить на практике результативность своих обычных повседневных тренировок. И точно так же поступал тогда и я.
Второй практический вопрос, который вставал в связи с соревнованиями, был вопрос времени на подготовку. Ведь в те времена участники чемпионата не были профессионалами, которые могли бы заниматься только каратэ. Каждый из нас где-то работал и потому мог использовать для тренировок только ограниченное время, остававшееся от работы.
Несмотря на это, я собирался стать чемпионом. В то время выступать от додзё при генеральной штаб-квартире Кёкусин кайкан изначально подразумевало вхождение в число лучших на турнире, но меня только это не могло удовлетворить. Я хотел именно победы.
Однако лучшим моим результатом на 9-м Абсолютном чемпионате Японии стало только 7-е место. Мне было уже 29 лет, и на турнире я впервые ощутил, что в этом возрасте физические возможности бойца уже ограниченны. Это сегодня, когда методика тренировки шагнула далеко вперед, и в 29 можно добиваться неплохих результатов, но в то время теория спортивной подготовки была еще очень слабо разработана, не было даже теории воспитания выносливости. Вот так и выяснилось, что в моем возрасте, в силу возрастных ограничений, уже очень трудно пробиться к заветному титулу чемпиона. Однако именно тот момент, когда я осознал ограниченность своих физических возможностей, стал отправной точкой в моих поисках на пути каратэ.
На следующем – 10-м Абсолютном чемпионате Японии я стал четвертым. Первое место тогда занял Ниномия Дзёко, второе – Санпэй Кэйдзи, третье – Накамура Макото, а четвертое – я. Мне было тогда 30 лет. И я думаю, что кое в чем я существенно отличался от других участников того чемпионата. Дело в том, что я вышел на него специально, чтобы испытать плоды своих годичных поисков в каратэ. Я вышел на этот чемпионат не для того, чтобы использовать обычный стиль боя, делающий ставку на силу, а чтобы испробовать свой личный стиль кумитэ, который нашел в своих поисках.
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 1 - Юность полная драк
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2 - Средняя школа была для меня курортом
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 3 - Вступление в додзё штаб-квартиры Кёкусин кайкан
- Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4 - Кто выживает, тот становится сильным!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5 - «Отправляйся в Осаку!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6 - Рождение отделения Дзёнан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 7 - «Черные пояса из Дзёнан ничего не стоят!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 8 - Что такое сущность боевого искусства (гокуи)
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 9 - Чему я учился у сэнсэя Саваи
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 10 - Будо «надкусывать» нельзя!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 11 - Шаг, с которым перемещается сама жизнь
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12 - Поговорим о качестве тренировочных занятий
Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси (廣重毅). Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997. [www.kyokushinkan.ru]
Публикуется с разрешения Алексея Горбылева
Автор:
Похожие новости
Добавить новость