Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6

Хиросигэ Цуёси. Мой путь и путь каратэ дзёнан

Как рождалась школа «Дзёнан-рю». Фрагмент 6


Рождение отделения Дзёнан

Hiroshige Tsuyoshi / Хиросигэ ЦуесиВот так, благодаря в том числе и рекомендации сихана Года, в июне 1978 года родилось отделение Кёкусин кайкан Дзёнан.

Однако для того, чтобы быстро собрать учеников, было недостаточно просто повесить вывеску над входом в зал. Поначалу в моем додзё не было ни единого ученика. Бывали, конечно, дни, когда в зал заходили потренироваться мои кохаи, но, за исключением таких дней, за первые две недели существования отделения Дзёнан школы Кёкусин кайкан в него не заглянул ни один человек.

Однако сам я, несмотря на такие обстоятельства, пребывал в приподнятом настроении. Ведь, что ни говори, теперь у меня было собственное место, где я мог тренироваться так, как мне самому нравилось.

Я стал тренироваться вволю, и потихоньку в зал стали заглядывать первые одиночные посетители. При третьем таком визите я заполучил первого своего ученика, при четвертом – еще одного.

В тот период я некоторое время снимал комнату вместе с сиханом Года. Дело в том, что в то время инструктор, который открывал собственное отделение, уже не мог оставаться в числе утидэси. В силу этого я был вынужден съехать из «Общежития молодых львов» (Вакадзисирё), а места для житья у меня не было. Поэтому мы с сиханом Года и еще с одним парнем из додзё договорились и сняли жилье на троих и стали жить вместе.

И вот, в тот день, когда ко мне записался мой второй ученик, возвращается домой сихан Года и спрашивает:
- Ну, как сегодня? Есть новые ученики?
- Сегодня еще один записался, - отвечаю я.
- Вот как! Здорово! Теперь у тебя учеников стало вдвое больше! По такому поводу можно и выпить!

В общем, в тот день мы устроили вечеринку по случаю удвоения числа моих учеников.

Этим вторым моим учеником стал Юсава Мотоми (ныне – сихандай в отделении Дзёнан). До того, как он пришел в отделение Дзёнан, он уже занимался Кёкусин в Сайтаме и к тому времени имел желтый пояс. По работе ему пришлось ездить в Токио. Благодаря этому он и стал моим вторым учеником.

Не могу принять стиля каратэ, построенного на злоупотреблениях правилами

Так, постепенно начало расти число моих учеников, и вскоре некоторые из них стали участвовать в соревнованиях, что принесло с собой новые проблемы – проблемы для меня как для тренера…

Моя главная проблема состояла в том, что я не мог учить своих воспитанников стилю боя, построенному на злоупотреблении правилами.

Мой стиль боя сформировался в ходе поединков и тренировок в додзё при генеральной штаб-квартире. В силу этого обстоятельства я и подумать не мог, что на соревнованиях можно вести бой, полностью пренебрегая защитой от ударов руками в лицо.

В то же время фактом является то, что на низком уровне подготовленности такой стиль боя, при котором боец полностью пренебрегает защитой головы от ударов руками, оказывается более эффективным и дает больше шансов на победу. Дело в том, что при таком стиле боя коэффициент полезного действия очень высок. Ведь, когда ты не бьешь своего противника руками по голове, он может всё время решительно идти вперед. И тогда вести с ним бой по правилам в реальной манере, но без ударов руками в лицо, оказывается очень трудно, если, конечно, нет большой разницы в уровне подготовки. Однако, в действительности, в основе правил соревнований Кёкусин кайкан как таковых вовсе не лежит допущение того факта, будто ударов руками по голове не бывает. Изначальный посыл при их написании был совершенно иным: удары руками, конечно же, применяются в бою, но они чрезвычайно опасны и потому на соревнованиях запрещены! Никогда мои учителя не учили меня тому, что, раз удары руками по голове запрещены правилами, о них вообще можно забыть.

Несмотря на это, в тот период повсеместное распространение получил стиль боя, построенный на полном пренебрежении возможными ударами руками в лицо.

В то же время в своем отделении Дзёнан я практиковал поединки как с ударами руками по голове, так и без ударов руками по голове в процентном соотношении 50 на 50. Даже на экзаменах я требовал от своих учеников прохождения части боев с ударами ладонью в лицо и другой части – с ударами кулаком только в корпус ниже шеи.

Я хотел воспитывать своих учеников как настоящих бойцов и потому не ограничивался даже спаррингами с ударами руками по голове. Всё-таки, в основе каратэ лежит идея подготовки к рукопашной схватке, в которой не может быть ограничений. Поэтому я давал ученикам, например, такое упражнение. Я сажал их спина к спине. По моей команде они должны были вступить в бой, в котором было разрешено почти всё. Так, они могли толкаться, душить, наносить почти любые удары руками. Правда, практика эта оказалась уж слишком травматичной, и спустя некоторое время мне пришлось от нее отказаться. Дело в том, что такие поединки нередко оборачивались травмами суставов, переломами костей, чем были очень недовольны ученики. Опыт показал, что, просто навалившись всей массой на партнера, можно легко сломать ему ребра, причем, по словам учеников, такие переломы оказываются гораздо более болезненными, чем переломы ребер от ударов.

Несмотря на это, я всё равно заставлял своих учеников проходить через такие бои. В результате они были совершенно не приспособлены к соревновательным поединкам, в которых применялся стиль боя, целиком построенный на злоупотреблении правилами, и, когда выходили на соревнования, хотя они и показывали хороший стиль, но никак не могли добиться победы.

В тот период в отделении Дзёнан практиковался старый стиль боя – тот самый, какой практиковался в додзё при генеральной штаб-квартире Кёкусин кайкан. В нем еще отсутствовала та техника маневрирования и техника стэпа (stepwork), которая характерна для современного стиля Дзёнан, и поэтому бойцы отделения Дзёнан на соревнованиях нередко оказывались совершенно беспомощными перед своими противниками, которые, упершись лбом в лоб, просто пёрли вперед (в настоящее время атака серийными ударами из положения, упершись лбом в лоб противника, запрещена правилами как злоупотребление правилами соревнований).

Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 1 - Юность полная драк
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2 - Средняя школа была для меня курортом
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 3 - Вступление в додзё штаб-квартиры Кёкусин кайкан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4 - Кто выживает, тот становится сильным!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5 - «Отправляйся в Осаку!»
- Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6 - Рождение отделения Дзёнан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 7 - «Черные пояса из Дзёнан ничего не стоят!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 8 - Что такое сущность боевого искусства (гокуи)
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 9 - Чему я учился у сэнсэя Саваи
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 10 - Будо «надкусывать» нельзя!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 11 - Шаг, с которым перемещается сама жизнь
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12 - Поговорим о качестве тренировочных занятий

Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси (廣重毅). Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997. [www.kyokushinkan.ru]

Публикуется с разрешения Алексея Горбылева

Купить книги Алексея Горбылева

Добавить новость